СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированное обучение в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированное обучение в начальной школе.»

Мастер-класс  на тему  «Приемы и методы дифференцированного обучения на уроках математики в начальной школе»  Шушукова Надежда Анатольевна  Учитель начальных классов МБОУ «Увельская СОШ №1»

Мастер-класс на тему «Приемы и методы дифференцированного обучения на уроках математики в начальной школе»

Шушукова Надежда Анатольевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Увельская СОШ №1»

Прежде, чем воспитать ученика во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях К. Д. Ушинский

Прежде, чем воспитать ученика во всех отношениях,

нужно знать его во всех отношениях

К. Д. Ушинский

Актуальность  Технология дифференцированного обучения является базовой технологией ФГОС .    ? Как передать определённые знания, воспитать у школьника потребность в самообразовании Как сделать урок эффективным и интересным

Актуальность

Технология дифференцированного обучения является базовой технологией ФГОС .

?

Как передать определённые знания, воспитать у школьника потребность в самообразовании

Как сделать урок эффективным и интересным

Цель познакомить с собственным педагогическим опытом применения методов дифференцированного обучения для развития предметной грамотности учащихся.

Цель

  • познакомить с собственным педагогическим опытом применения методов дифференцированного обучения для развития предметной грамотности учащихся.
Задачи способствовать повышению мастерства учителя к овладению методами и приемами индивидуализации и дифференциации обучения; содействовать профессиональному общению; создать условия для формирования рефлексивной, технологической, информационной и коммуникативной компетентностей; вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Задачи

  • способствовать повышению мастерства учителя к овладению методами и приемами индивидуализации и дифференциации обучения;
  • содействовать профессиональному общению;
  • создать условия для формирования рефлексивной, технологической, информационной и коммуникативной компетентностей;
  • вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.

Дифференцированное обучение

– это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.

  При дифференцированном подходе необходимо   создание   для ученика «ситуации успеха» и уверенности; сотрудничество учителя и ученика; создание для ученика ситуации, когда он может выбрать уровень сложности и трудности задания.

При дифференцированном подходе необходимо

  • создание   для ученика «ситуации успеха» и уверенности;
  • сотрудничество учителя и ученика;
  • создание для ученика ситуации, когда он может выбрать уровень сложности и трудности задания.
 Дифференциация подразделяется 1. Внутригрупповая дифференциация – учащиеся делятся на группы с учетом индивидуальных особенностей или степени подготовки. 2. Групповая дифференциация – разделение класса на группы, каждая из которых выполняет свое задание (возможна коллективная работа). 3. Фронтальная дифференциация – учащиеся выполняют одно упражнение, но учитель распределяет его задания по степени сложности разным детям. 4. Персональная дифференциация – каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно или с помощью учителя.

Дифференциация подразделяется

1. Внутригрупповая дифференциация – учащиеся делятся на группы с учетом индивидуальных особенностей или степени подготовки.

2. Групповая дифференциация – разделение класса на группы, каждая из которых выполняет свое задание (возможна коллективная работа).

3. Фронтальная дифференциация – учащиеся выполняют одно упражнение, но учитель распределяет его задания по степени сложности разным детям.

4. Персональная дифференциация – каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно или с помощью учителя.

 Методы, реализующие осуществление дифференцированного подхода в обучении   1.Работа в группах   2. Метод проектов  3. Разноуровневые задания

Методы, реализующие осуществление дифференцированного подхода в обучении

1.Работа в группах  2. Метод проектов 3. Разноуровневые задания

Этапы работы Изучение индивидуальных особенностей учащихся – физических (здоровья), психологических, личностных. Выделение отдельных групп обучающихся. Составление или подбор дифференцированных заданий. Постоянный контроль за результатами работы обучающихся.

Этапы работы

  • Изучение индивидуальных особенностей учащихся – физических (здоровья), психологических, личностных.
  • Выделение отдельных групп обучающихся.
  • Составление или подбор дифференцированных заданий.
  • Постоянный контроль за результатами работы обучающихся.
Деление обучающихся на группы 1 группа - дети, которым постоянно требуется дополнительная помощь. 2 группа – дети, способные справиться самостоятельно. 3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Деление обучающихся на группы

  • 1 группа - дети, которым постоянно требуется дополнительная помощь.
  • 2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
  • 3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Дифференциация  по способу восприятия материала Виды помощи а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске и др.).

Дифференциация по способу восприятия материала

Виды помощи

а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске и др.).

Дифференциация  по способу восприятия материала   На карточках-помощницах может использоваться  образец выполнения задания; справочные материалы; алгоритмы, памятки, планы, инструкции; наглядные опоры, иллюстрации, модели; дополнительная конкретизация задания; вспомогательные (наводящие) вопросы; вспомогательные (наводящие) вопросы; начало решения или частично выполненное решение.

Дифференциация по способу восприятия материала

На карточках-помощницах может использоваться

  • образец выполнения задания;
  • справочные материалы;
  • алгоритмы, памятки, планы, инструкции;
  • наглядные опоры, иллюстрации, модели;
  • дополнительная конкретизация задания;
  • вспомогательные (наводящие) вопросы;
  • вспомогательные (наводящие) вопросы;
  • начало решения или частично выполненное решение.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества, по способу применения Различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества, по способу применения

Различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

 «Дифференциация по способу восприятия материала»   Репродуктивный Продвинутый Продуктивный Найди периметр прямоугольника, если его длина 6 см, а ширина на 2 см больше. Найди периметр прямоугольника, если его длина 6 см, а ширина на 2 см больше. Найди периметр прямоугольника, если его длина 6 см, а ширина на 2 см больше. Реши задачу.   Реши задачу разными способами. Начерти прямоугольник. Карточка-помощница 1.Найди ширину прямоугольника 2.Найди периметр по формуле Р=(а+в)*2   Выполнив это задание ,ученик научится устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи Выполнив это задание, ученик получит возможность научиться находить разные способы решения задачи Выполнив это задание ,ученик научится решать учебную задачу с использованием карточки-помощницы.

«Дифференциация по способу восприятия материала»

Репродуктивный

Продвинутый

Продуктивный

Найди периметр прямоугольника, если его длина 6 см, а ширина на 2 см больше.

Найди периметр прямоугольника, если его длина 6 см, а ширина на 2 см больше.

Найди периметр прямоугольника, если его длина 6 см, а ширина на 2 см больше.

Реши задачу.  

Реши задачу разными способами. Начерти прямоугольник.

Карточка-помощница

1.Найди ширину прямоугольника

2.Найди периметр по формуле Р=(а+в)*2

 

Выполнив это задание ,ученик научится устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи

Выполнив это задание, ученик получит возможность научиться находить разные способы решения задачи

Выполнив это задание ,ученик научится решать учебную задачу с использованием карточки-помощницы.

«Дифференциация по уровню творчества» Репродуктивный Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай, что в задаче известно и что нужно узнать. Реши задачу. «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет и 50 кг мандарин. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» Продуктивный Продвинутый В задаче есть лишние данные. Подумай, какие числа не нужны для решения задачи и реши её. Измените вопрос и условие задачи (см. задание для 2-й группы) так, чтобы общее количество конфет стало лишним данным. Запишите новую задачу и решите ее. «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет и 50 кг мандарин. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» Ученик научится находить лишние данные при решении задач. Ученик получит возможность научиться пользоваться схемами для решения задач.  Ученик научится решать задачи.

«Дифференциация по уровню творчества»

Репродуктивный

Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай, что в задаче известно и что нужно узнать. Реши задачу.

«Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет и 50 кг мандарин. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?»

Продуктивный

Продвинутый

В задаче есть лишние данные. Подумай, какие числа не нужны для решения задачи и реши её.

Измените вопрос и условие задачи (см. задание для 2-й группы) так, чтобы общее количество конфет стало лишним данным. Запишите новую задачу и решите ее.

«Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет и 50 кг мандарин. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?»

Ученик научится находить лишние данные при решении задач.

Ученик получит возможность научиться пользоваться схемами для решения задач.

Ученик научится решать задачи.

«Дифференциация по способу применения»

Репродуктивный

Продуктивный

На склад привезли консервы:

Средняя цена сливочного масла (за пачку) -100 рублей, зеленого горошка (за банку) -40рублей, хлеб (за батон) -30 рублей, молоко (за пакет) -50 рублей, сахар (за пачку) -40 рублей, конфеты (за коробку) -150 рублей.

350 банок мясных по цене 24 руб., 550 банок рыбных по цене 17 руб. и 420 банок овощных по цене 9 руб. 50 коп. Заполните таблицу «Цена, количество, стоимость»

Внесите собранные данные в таблицу «Цена, количество, стоимость». Затем рассчитайте стоимость двух разных наборов из этих продуктов:

1 набор: 2 пачки масла, 1 пакет молока, 1 коробка конфет.

2 набор: 2 банки зеленого горошка, 2 батона хлеба, 3 пачки сахара.

Продвинутый

Для приготовления шарлотки необходимо: 200 г муки, 200 г сахара, 4 яйца, 500 г яблок.

Цена за 1кг муки-30 рублей, 1кг сахара -40 рублей,1 десяток яиц -50 рублей,1кг яблок -80 рублей.

Рассчитайте себестоимость шарлотки.

Выполнив это задание ученик получит возможность приобрести начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях.

Ученик научится заполнять несложные готовые таблицы.

Выполнив это задание ученик получит возможность научиться рассчитывать стоимость набора продуктов .

Положительные и отрицательные аспекты дифференциации

  • При переформировании классов разрушаются сложившиеся ученические коллективы.
  • Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь.
  • Понижается уровень мотивации ученья в слабых классах.
  • Понижается уровень Я-концепции: возникает эгоистический комплекс у сильных учеников и снижается уровень самооценки у слабых.
  • Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.
  • В классе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.
  • У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.
  • Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
  • Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, повышается уровень мотивации ученья.
  • Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
  • Научно-обоснованные показания для дифференциации позволяют учитывать индивидуальные, интеллектуальные и психофизические особенности учащихся.
Рефлексия

Рефлексия

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!