СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированное обучение в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированное обучение в начальной школе.»


- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас доброй улыбкой! Улыбка предназначена для других людей, чтобы нам с вами было хорошо.

Я, Шушукова Надежда Анатольевна, учитель начальных классов, хочу представить вам мастер – класс, но для начала давайте порассуждаем над высказыванием Константина Дмитриевича Ушинского «Прежде, чем воспитать ученика во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».

Работать с детьми, не изучив их особенности нельзя! Поэтому я веду учет индивидуальных особенностей детей: какой уровень развития ученика, какой канал восприятия ведущий, как ребёнок лучше усваивает материал (один на один с собой или в группе). Это мне очень помогает создать атмосферу сотрудничества, «Ситуацию успеха».

И действительно, важно, чтобы каждый человек получил поддержку, внимание для обретения уверенности в себе, для реализации своих возможностей.

И так, наш мастер класс посвящен теме «Приемы и методы дифференцированного обучения на уроках математики в начальной школе».

1.04

Актуальность дифференцированного обучения в начальной школе очевидна.


«Если дадим каждому ребенку учебный успех, проблем с обучением не будет.»

Виктор Васильевич Фирсов

Один из наиболее важных вопросов сегодняшнего дня – качественное усвоение программного материала всеми учащимися. Поэтому здесь, как нельзя кстати, мы должны говорить о дифференцированном обучении, которое предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха».

Актуальность проблемы дифференцированного обучения в начальной школе очевидна, т.к. все дети не равны по своим   возможностям и задача учителя обеспечить создание наиболее благоприятных условий для развития и становления личности ребенка, развития   индивидуальных способностей каждого.

Тема дифференцированного обучения стала сегодня особенно актуальной в связи с гуманизацией образования, максимальной индивидуализацией, ориентацией на личность. Большая часть учителей, исследователей убеждена в том, что дифференцированное обучение - одно из главных направлений работы школы, одно из основных средств развития индивидуальности, ибо только оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем познавательных процессов, с разными интересами к обучению, с разными возможностями к обучению.

И вот он – самый важный вопрос:

Как научить каждого, ведь они такие разные?!!!

На этот вопрос хорошо ответил Эрл Стенли Гарднер

«… разных детей и учить надо по-разному,
потому что каждый по-своему воспринимает информацию»

Цель: познакомить с собственным педагогическим опытом применения методов дифференцированного обучения для развития предметной грамотности учащихся.

Задачи вы видите на слайде

-способствовать повышению мастерства учителя к овладению методами и приемами индивидуализации и дифференциации обучения;

-содействовать профессиональному общению;

-создать условия для формирования рефлексивной, технологической, информационной и коммуникативной компетентностей

-вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

2.47

Теория:

Для начала, предлагаю уточнить понятие «дифференциация»: «Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности».

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

При дифференцированном подходе необходимо:

  • создание для ученика «ситуации успеха» и уверенности;

  • сотрудничество учителя и ученика;

  • создание для ученика ситуации, когда он может выбрать уровень сложности и трудности задания.


Дифференциацию на уроке подразделяют на:

1. Внутригрупповая дифференциация – учащиеся делятся на группы с учетом индивидуальных особенностей или степени подготовки.

2. Групповая дифференциация – разделение класса на группы, каждая из которых выполняет свое задание (возможна коллективная работа).

3. Фронтальная дифференциация – учащиеся выполняют одно упражнение, но учитель распределяет его задания по степени сложности разным детям.

4. Персональная дифференциация – каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно или с помощью учителя.

В начальной школе мы используем следующие методы, реализующие осуществление дифференцированного подхода в обучении:
1.Работа в группах 
2. Метод проектов
3. Разноуровневые задания

Как строить процесс дифференцированного обучения? Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.

  Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

4.40

Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

  1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты обследований, проводимых нашим психологом и логопедом.


2.Выделение отдельных групп учащихся (с учетом результатов диагностики), отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.


 Распределяю детей по группам (группы называю в игровой форме (например, бабочка-низкий уровень, цветы-средний , яблоки –высокий уровень),можно по цвету.

3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

 

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

 

Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся.

 С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнесение их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться в зависимости от предмета, темы урока и т.д.

К первой группе я отношу детей, которым постоянно требуется дополнительная помощь……

1 группа - дети, которым постоянно требуется дополнительная помощь.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

6.15

 

Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в  организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

 

 Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

 

Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.

 

Практика

Попробуем применить метод внутригрупповой дифференциации на практике, когда в каждой мини группе ученики разделяются по индивидуально – психологическим особенностям или по уровню подготовленности. Эти приемы и методы можно применять на разных уроках, и на разных этапах.

Рассмотрим различные способы диф­ференциации, которые могут быть исполь­зованы на уроке математики на этапе зак­репления изученного материала. Они пред­полагают дифференциацию содержания учебных заданий по способу восприятия, уровню творчества, способу применения.


Уважаемы коллеги я приглашаю вас принять участие в мастер-классе.

(Участники занимают места) 1мин

Сейчас вы получите карточки с различными способами дифференциации.

В каждой группе карточки разделены по цветам, указывающим на уровень сложности. Желтый - самый легкий, нужно только выполнить вычисления. Для решения голубой карточки необходимо больше умений. А зелёный -наиболее сложный из трех, здесь нужно не только решить задание, но и придумать свои примеры или выполнить творческое задание.





1 группа получает задания «дифференциация по способу восприятия материала».

Табличные случаи умножения и деления на 6.

Задания для репродуктивного уровня:

Задания для продуктивного уровня:

Задания для продвинутого уровня:

Упражнение 1

Действия по группам

Репродуктивный

Продуктивный

Продвинутый

Найди периметр прямоугольника, если его длина 6 см, а ширина на 2 см больше.

Карточка-помощница

  1. Найди ширину прямоугольника

  2. Найди периметр по формуле Р=(а+в)*2


Найди периметр прямоугольника, если его длина 6 см, а ширина на 2 см больше.

Реши задачу.

Найди периметр прямоугольника, если его длина 6 см, а ширина на 2 см больше.

Реши задачу разными способами. Начерти прямоугольник.

Выполнив это задание ,ученик научится решать учебную задачу с использованием карточки-помощницы

Выполнив это задание ,ученик научится устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи

Выполнив это задание, ученик получит возможность научиться находить разные способы решения задачи



Инструкция: укажите какой предметный результат будет достигнут учащимися при выполнении данного задания.



2 группа получает задания

по уровню творчества.

Задача

Задания для репродуктивного уровня: Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай, что в задаче известно и что нужно узнать. Реши задачу.

Задания для продуктивного уровня: В задаче есть лишние данные. Подумай, какие числа не нужны для решения задачи и реши её.

Задания для продвинутого уровня: Измените вопрос и условие задачи (см. задание для 2-й группы) так, чтобы общее количество конфет стало лишним данным. Запишите новую задачу и решите ее.

Упражнение 2


Действия учеников по группам

Репродуктивный

Продуктивный

Продвинутый

Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай, что в задаче известно и что нужно узнать. Реши задачу.

«Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет и 50 кг мандарин. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?»

В задаче есть лишние данные. Подумай, какие числа не нужны для решения задачи и реши её.


«Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет и 50 кг мандарин. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?»

Измените вопрос и условие задачи (см. задание для 2-й группы) так, чтобы общее количество конфет стало лишним данным. Запишите новую задачу и решите ее.


Выполнив это задание, ученик научится решать задачи.


Выполнив это задание, ученик научится находить лишние данные при решении задач.

Выполнив это задание, ученик получит возможность научиться решать задания на применение знаний в новой ситуации.

Инструкция: укажите какой предметный результат будет достигнут учащимися при выполнении данного задания.



3 группа получает задания по способам применения

Решение задач.

Задания для репродуктивного уровня: Заполните таблицу «Цена, количество, стоимость»

Задания для продуктивного уровня: Внесите собранные данные в таблицу. Затем рассчитайте стоимость двух разных наборов из этих продуктов

Задания для продвинутого уровня: Рассчитайте себестоимость шарлотки.

Действия учеников по группам


Упражнение 3


Репродуктивный

Продуктивный

Продвинутый

На склад привезли консервы:

350 банок мясных по цене 24 руб., 550 банок рыбных по цене 17 руб. и 420 банок овощных по цене 9 руб. 50 коп. Заполните таблицу «Цена, количество, стоимость»

Средняя цена сливочного масла (за пачку) -100 рублей, зеленого горошка (за банку) -40рублей, хлеб (за батон) -30 рублей, молоко (за пакет) -50 рублей, сахар (за пачку) -40 рублей, конфеты (за коробку) -150 рублей.

Внесите собранные данные в таблицу «Цена, количество, стоимость». Затем рассчитайте стоимость двух разных наборов из этих продуктов:

1 набор: 2 пачки масла, 1 пакет молока, 1 коробка конфет.

2 набор: 2 банки зеленого горошка, 2 батона хлеба, 3 пачки сахара.

Для приготовления шарлотки необходимо: 200 г муки, 200 г сахара, 4 яйца, 500 г яблок.

Цена за 1кг муки-30 рублей, 1кг сахара -40 рублей,1 десяток яиц -50 рублей,1кг яблок -80 рублей.

Рассчитайте себестоимость шарлотки.

Выполнив это задание ученик научится заполнять несложные таблицы.

Выполнив это задание ученик получит возможность научиться рассчитывать стоимость набора продуктов

Выполнив это задание ученик получит возможность приобрести начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях

Инструкция: укажите какой предметный результат будет достигнут учащимися при выполнении данного задания.


Пока группы выполняют задания, я хотела бы обратиться к аудитории. И подробнее разъяснить, что же происходит на данный момент в группах.

Прием, по которому работает одна из групп, Дифференциация работы по способу восприятия материала. Такой способ не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Учащимся 3-й группы (с высоким уровнем обучаемости) предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 1-й и 2-й групп оказывается помощь различного уровня. Карточки-помощницы являются либо одинаковыми для всех детей в группе, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной карточкой. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи.

Наиболее распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске и др.).

Рассмотрим особенности работы с карточками-помощницами.

На карточках могут использоваться различные виды помощи:

- образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения и оформления;

- справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы; таблицы единиц длины, массы и т. п.;

- алгоритмы, памятки, планы, инструкции (например, алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное в виде памятки);

- наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.);

- дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных

слов в задаче; указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);

- вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;

- план решения задачи;

- начало решения или частично выполненное решение.

Различные виды помощи при выполнении учеником одного задания часто сочетаются друг с другом.

Следующий способ Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. По способу применения. Эти способы предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приемов и т. п. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений. 

Дифференцированная работа организуется различным способом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости — творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным — творческие задания на применение знаний в новой ситуации.


Проверка.

Итак, вернемся к нашим группам уже решившим задания и ознакомимся с выводами, которые они сделали после их выполнения.

Слово предоставляется первой группе, начнем с карточки желтого цвета

Голубые

зеленые…

Слайды…

Как у любого метода обучения у дифференциации есть свои плюсы и минусы при организации. Вам нужно выбрать их из общего списка и распределить по соответствующим колонкам.

Положительные и отрицательные аспекты дифференциации

  • Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.

  • В классе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.

  • У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.

  • Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.

  • Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, повышается уровень мотивации ученья.

  • Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

  • Научно-обоснованные показания для дифференциации позволяют учитывать индивидуальные, интеллектуальные и психофизические особенности учащихся.


отрицательные

  • При переформировании классов разрушаются сложившиеся ученические коллективы.

  • Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь.

  • Понижается уровень мотивации ученья в слабых классах.

  • Понижается уровень Я-концепции: возникает эгоистический комплекс у сильных учеников и снижается уровень самооценки у слабых.

Исходя из вышесказанного, несомненным достоинством дифференцированного подхода является то, что он способствует повышению интереса учащихся к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию обучения, от чего главным образом зависит результат обучения, достижения каждым учащимся свей личной «ситуации успеха».

Оценивание.

Рефлексия.

Наш мастер – класс близится к завершению, и я предлагаю вам оценить его. Перед вами яркая, солнечная поляна. Не хватает бабочек.

  • Понравился мастер – класс. Буду применять технологию дифференцированного обучения пусть прилетят бабочки жёлтого цвета.

  • Неплохо было. Но о том буду ли я применять эту технологию среди детей - не знаю, пусть прилетят бабочки синего цвета.

  • Ничего не понял по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки красного цвета.

(В то время, как клеят бабочек)Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.

Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательной деятельности.



ИТОГ


Сегодня на мастер классе я показала лишь некоторые способы дифференциации. За то время , которое я работаю в школе, убедилась, что при правильном подборе заданий, дифференцированное обучение становится отличным способом повышения качества знаний и просто развития каждого ребенка.






При работе над вычислительными приемами одним детям достаточно иллюстраций в учебнике или на доске, а другим необходимы ручные операции с предметами или моделями, например со счетными палочками.

Различные способы дифференциации обычно используются в сочетании друг с другом. Наиболее целесообразной мы считаем следующую организацию работы. Дети со средним уровнем обучаемости выполняют тренировочное упражнение из учебника самостоятельно. Дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же упражнение под руководством учителя или самостоятельно с использованием карточек-помощниц. Детям с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника.



Пока группы выполняют задания, я хочу обратить ваше внимание на то, что с 1 сентября 2016 года в России введен новый образовательный стандарт инклюзивного образования, то есть дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учатся вместе с обычными школьниками.Как же дифференцированное обучения применить в данной ситуации. Хотелось бы привести примеры. Ребенок с нарушением общей двигательной активностью не может быстро писать.

На уроке математике, ему могут быть предложены следующие дифференцированные задания: (СЛАЙД 10)

1 уровень: Вставить пропущенную цифру в пример.

2 уровень: Выбрать из предложенных примеров однокоренные и выделить в них схожесть.

3 уровень: Составить из равенств задачу и решить ее.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!