СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный подход к обучению в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференцированное обучение - это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-психологические особенности личности.В данном докладе приведены примеры дифференцированных заданий, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход к обучению в начальной школе»

«Дифференцированный подход к обучению в начальной школе»

Дифференцированное обучение – актуальная проблема современной школы.

Чаще всего учитель работает в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Дети по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Поэтому потребность в дифференцированном обучении становится всё более острой, так как школа должна дать возможность каждому ребёнку получить общеобразовательный минимум на уровне его возможностей и желания.

Дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности с целью развития личности каждого школьника. Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Дифференцированное обучение:

  • Повышает качество обучения

  • Устраняет перегрузку детей

  • Развивает познавательные способности обучающихся

  • Выявляет сильных учеников, не давая «потеряться» слабым.

Дифференцированный подход осуществляется на разных этапах урока: изучение нового материала, повторение материала, закрепление ранее изученного материала, текущая проверка усвоения пройденного материала, самостоятельные и контрольные работы, организация работы над ошибками, дифференцированные домашние задания.

Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

  1. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.

  2. Выделение отдельных групп детей.

  3. Составление или подбор дифференцированных заданий.

  4. Постоянный контроль за результатами работы учеников.

При распределении по группам важно соблюдать педагогический такт. Можно не объявлять в классе состав групп, а раздать учащимся символы. Дифференцированные задания записываются на доске рядом с такими же символами.

Почти каждый класс можно разделить на три группы учащихся:

1 группа – дети, требующие постоянной дополнительной помощи. Это низкий уровень умений и навыков. Осуществляется только воспроизведение и запоминание. Этот уровень связан с непосредственным воспроизведением содержания изученного материла.

2 группа – дети, способные справляться самостоятельно. У таких детей средний уровень знаний и умений. Осуществляется применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Происходит выполнение действий с чётко обозначенными правилами. Применение знаний на основе обобщающего алгоритма

3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим. У них высокий уровень знаний и умений. Осуществляется применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески.



Способы дифференциации учебного материала

Существуют разные способы дифференциации учебного материала:

  1. Дифференциация по объему учебного материала

  2. Дифференциация по степени сложности

  3. Дифференциация по степени помощи

  4. Дифференциация по степени самостоятельности

  5. Дифференциация по степени творчества

  6. Дифференциация на основе самостоятельного выбора детей

Рассмотрим на примерах дифференцированные задания:

По объему учебного материала

Учитывая, что темы выполнения самостоятельной работы не у всех учащихся одинаков, следует предусмотреть и заранее записать на доске или на карточке резервные задания, которые ученики должны выполнять без напоминаний и указаний учителя, после того, как они справились с работой.

Основное задание

Дополнительное задание

Выполни вычисления:

9 + 5 = 12 – 7 =

3 + 9 = 15 – 6 =

11 – 8 = 7 + 7 =

Запиши ответы в порядке возрастания/убывания.

Подчеркни значение суммы / разности.

*Составь задачу по одному из выражений. Сделай к ней

схематический рисунок.


По степени сложности

Способ дифференциации по уровню трудности предполагает либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных групп учащихся.

1 группа

Выбери проверочные слова из предложенных слов. Запиши слова с проверочным словом, вставляя пропущенные буквы.

В_лна, в_да, д_мишко, л_сной, с_сновый.

Волнистый, волноваться, волны, водичка, водный, водяной, домишко, дом, домовой, лесок, лес, лесник, сосны, сосенки.

2 группа

Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм

1.Прочитай слово

2.Поставь ударение

3. Выдели корень

4.Подбери проверочное слово

5.Напиши слово, вставив букву

6.Подчеркни орфограмму.

Х_дить, сл_ды, в_лна, б_гун, в_да

3 группа

Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова

прол_тать – гр_зовой

д_ждливый – тр_винка

в_сенний – стр_ла




По степени помощи

Такой способ дифференциации не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе, но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Помощь может быть предложена в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений, карточек-помощниц, карточек-консультаций, справочных материалов, плана, инструкции.

При работе над текстовыми задачами можно использовать наглядные опоры, модели, иллюстрации; предлагаю план решения. Он может быть дан частично или полностью, а также в виде пояснений к действиям. Детям предлагаются карточки с нарастанием помощи.

Карточки-помощницы

Задача: В магазине на одной полке лежало 8 буханок хлеба, а на другой 9.

Из них 10 буханок продали. Сколько буханок хлеба осталось?

Карточка 1

Составь краткую запись и реши задачу.

Было-

Продали –

Осталось –


Карточка 2

Дополни краткую запись и реши задачу:

Было- 8 б. и 9б.

Продали –

Осталось –


Карточка 3

Реши задачу с помощью краткой записи:

Было- 8 б. и 9 б.

Продали – 10б.

Осталось - ? б.


Задача: В мяч играли 5 девочек и 7 мальчиков. Для игры они разделились поровну на 2 команды. Сколько детей в каждой команде?

Карточка 1.

Команды для игры были сборные. Узнай сначала, сколько всего было мальчиков и девочек.

Карточка 2.

1. Узнай, сколько всего детей играли в мяч.

2. Узнай, сколько человек в каждой из 2 команд.

Карточка 3.

1). + =  (д.) – всего мальчиков и девочек

2).  :=  (д.) – в каждой команде



На уроке учитель должен хорошо ориентироваться в том, какая помощь нужна каждому ученику. С этой целью можно использовать сигнальные карточки. Если ученик не может выполнить работу самостоятельно, то он поднимает карточку и получает помощь учителя или ученика-консультанта.

По степени самостоятельности

При таком способе работы дифференциация проявляется на организационном, а не на содержательном уровне. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие – самостоятельно. При этом ребята сами определяют, на каком этапе им следует приступать к самостоятельному выполнению задания, и всегда имеют возможность вернуться к работе под руководством учителя.

По степени творчества

Виды творческих заданий на уроках литературного чтения

  • Придумай продолжение сказки

  • Сочини свою сказку

  • Составь рассказ к пословице

  • Перескажи от лица героя

  • Дополни стихотворение словами-рифмами

  • Составь вопросы по тексту для одноклассников

  • Составление кроссворда

  • Инсценирование произведения

Виды творческих заданий на уроках математики

(49+ 44) – 39 (58 + 23) – 38

( 45 + 47) – 45 (65 + 34) – 65

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Найдите значения выражений.


Вычислите. Найдите значения выражений другим способом (подсказка-выделение чисел). Подумайте, какой способ удобнее. Подчеркните его.

Подумайте, сколькими способами можно найти значение этих выражений. Запишите. Для каждого выражения подчеркните наиболее удобный способ решения.


На основе самостоятельного выбора детей

Этот вид способствует развитию прогнозирующей самооценки школьников и заключается в том, что учащиеся сами выполняют дифференциацию, выбирая себе задание по силам. Детям дается инструкция.

  1. Индивидуальная самостоятельная работа

Инструкция 1:

Выполните одно задание по выбору (из 3).

    • Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1.

    • Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.

    • Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности выбирает задание 3.

Составьте таблицу и решите.

1. Мотоциклист ехал 4 часа со скоростью 80 км/ч. Какое расстояние он проехал?

2. Один автомобиль прошёл 280 км за 5 ч, другой 310км за 5 ч. На сколько скорость первого автомобиля больше скорости второго?

3. От дома до леса лыжник шёл 2 ч со скоростью 8 км/ч. По лесу он шёл со скоростью 7 км/ч. Сколько времени он шёл по лесу, если всего преодолел 37 км?


Инструкция 2:

- Выберите задачу по своим возможностям.

  • 1 задание на «3», если вы справитесь, то можете повысить свою оценку, придумав и решив взаимообратные задачи.

  • 2 задание на «4».

  • 3 задание на «5» - если все решаете правильно.

  1. Групповая форма работы (формирование группы):

- Вы можете сами определиться, в какой группе будете работать:

  • Если вы считаете, что еще не совсем хорошо усвоили тему (материал изучаемой темы), то можете поработать в первой группе;

  • Если вы усвоили основные понятия и стремитесь закрепить их при решении практических задач, выбирайте вторую группу;

  • Если вы уверенно чувствуете себя в теме, хорошо усвоили всю тему в целом и хотите проверить свои силы, выбирайте третью группу.

Дифференцированные домашние задания

Дифференцированный подход к объему и содержанию домашних заданий осуществляется с учетом познавательных возможностей и особенностей учащихся.

Исходя из индивидуальных особенностей детей, задания подбираются так, что при подчинении единой познавательной цели и одной теме они отличаются разной степенью трудности.

Три группы (уровня) сложности: (учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предназначает определенной группе учеников):

1. Выполнение домашних заданий, требующих усвоения правил в пределах образовательного стандарта изучаемых тем и получение оценки - 3-4;

2. Выполнение домашних заданий, требующих выхода за пределы объема, требующих усвоения правил, выходящих за пределы образовательного стандарта и стимулирующих более высокую оценку - 4-5;

3. Выполнение домашних заданий, требующих самостоятельных решений, находок, идей, творческого подхода и стимулирующих высокую оценку – 5.

Математика:

 1 группа   - задания вида: начертить ломаную линию как в учебнике, узнать её длину. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа - предложено начертить ломаную, узнать её длину и выразить её в миллиметрах и если можно в дециметрах. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо начертить ломаную такой же длины, но с большим  количеством звеньев. (Оценивается на  «5»)

Чтение:

1 группа – Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа  - Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость», подобрать рифму к словам:

- лягушка

- кошка

- мальчик

 (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески: придумать к словам рифму и сочинить с одной из рифм короткое стихотворение (двустишие). (Оценивается на  «5»)

Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы зная индивидуальные особенности каждого ученика (уровень подготовки, развития, особенности мышления, познавательный интерес к предмету), определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, форм работы и типы заданий на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!