ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(на примере интегрированного проектного конкурса "Subject Matters of Ecology")
Новгородова Дария Иннокентьевна, учитель биологии
МАОУ НПСОШ №2 ГО «город Якутск», [email protected]
Скрябина Сардаана Николаевна, учитель английского языка,
МАОУ НПСОШ №2 ГО «город Якутск», [email protected]
Аннотация. Растет стремление к освоению английского языка, что требует дифференцированного подхода. В НПСОШ № 2 г. Якутска с 2019 года реализуется республиканский конкурс «Subject Matters of Ecology», направленный на интеграцию естественнонаучных дисциплин и английского языка для учеников 7-9 классов. Цель конкурса: развитие навыков владения английским языком и повышение интереса к экологии. Проведение таких конкурсов требует значительных ресурсов и времени, что дают ресурсы дополнительного образования.
Ключевые слова: дополнительное образование, дифференцированный подход, интеграция, экология, английский язык.
Дополнительное образование – это мощный инструмент личностного роста и профессионального развития, выходящий за рамки формального школьного или университетского обучения. В отличие от формального образования, которое структурировано и направлено на получение определённой квалификации или степени, дополнительное образование фокусируется на удовлетворении индивидуальных образовательных потребностей человека, расширяя его кругозор, развивая таланты и формируя гармоничную личность. Это не просто получение новых знаний – это процесс самопознания, самосовершенствования и самореализации.
Стремление к раннему освоению английского языка в России неуклонно растёт. Родители всё чаще осознают важность владения иностранными языками для будущего своих детей, понимая, что это не просто преимущество при поступлении в вуз, а ключ к успешной международной карьере и свободному общению в глобализированном мире. Дополнительные занятия, помимо школьной программы, становятся не роскошью, а необходимостью, особенно в таких областях, как английский язык и естественные науки, например, биология и экология. В качестве примера можно привести проведение интегрированных уроков [6]. Но данные предметы требуют не только запоминания фактов, но и развития критического мышления, умения анализировать информацию, проводить исследования и презентовать результаты. Традиционно содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки [2, с.377]. На уроках в рамках стандартной программы учитель зачастую ограничен по времени и не может уделить достаточно внимания индивидуальным особенностям каждого ученика, что особенно актуально при обучении иностранным языкам. Разный уровень развития памяти, слухового восприятия, логического мышления и других когнитивных функций у детей требует дифференцированного подхода, который сложно обеспечить в условиях массового обучения.
В Национальной политехнической средней общеобразовательной школе № 2 города Якутска, начиная с 2019 года, успешно реализуется пример такого дифференцированного подхода через интегрированный проектный конкурс "Subject Matters of Ecology" (Актуальные вопросы Экологии в РС(Я) на английском языке для учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия)), проводимый под руководством Скрябиной С.Н. Этот республиканский конкурс объединяет усилия методических объединений учителей естественнонаучного цикла и английского языка.
Цели и задачи Республиканского заочного Конкурса [3]:
⁃ развитие общего уровня владения английским языком
⁃ повышение познавательного интереса учащихся к актуальным проблемам экологии, современного мира и общества
⁃ развитие навыков устной монологической речи, создание условий для самовыражения и доступного изложения своей идеи с аргументацией
⁃ ознакомление учащихся с организацией устной части ОГЭ по английскому языку, с его структурой и содержанием.
Уникальность проекта заключается в его междисциплинарном характере: ученики не просто изучают экологию и английский язык отдельно, а применяют знания одного предмета для углубленного изучения другого. Например, учащиеся нашей школы проводят экологические исследования под руководством учителя биологии Новгородовой Д.И., а затем подготавливают доклады и презентации на английском языке, используя специальную научную терминологию с помощью учителей английского языка и создают видеоролики о проблемах окружающей среды, озвучивая их на английском языке. При этом количество участников постоянно растет (см.таблицу 1).
Таблица 1
Год | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Кол-во участников | 28 | 36 | 48 | 65 | 87 |
Преимущества такого подхода очевидны. Во-первых, интеграция дисциплин способствует более глубокому и осмысленному усвоению материала. Во-вторых, работа над проектом развивает навыки командной работы, коммуникативные навыки, креативное мышление и способность к самоорганизации. В-третьих, конкурсный формат стимулирует учеников к самосовершенствованию и достижению высоких результатов. Подготовка к конкурсу позволяет учителям установить более тесный контакт с детьми, узнать их сильные и слабые стороны, и адаптировать обучение к индивидуальным потребностям каждого ученика.
Однако, организация и проведение таких конкурсов требует значительных ресурсов и времени. Необходимо разработать четкие критерии оценки, обеспечить доступ к необходимым материалам и технологиям, а также обеспечить высокий профессиональный уровень педагогов-наставников. Все это можно наработать только при дополнительных занятиях во внеурочное время. При этом занятия должны быть не только полезными, но и интересными. Они должны соответствовать возрасту и интересам детей, чтобы поддерживать их вовлеченность. Использование инновационных методов обучения и современных технологий может значительно повысить интерес к предмету.
Важным аспектом является подбор тем проектов, которые были бы действительно интересны и актуальны для учащихся. Здесь хотелось бы упомянуть сотрудничество со специалистами Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я). Так, участники в своих проектах раскрывают не только общие актуальные экологические проблемы и их возможные решения, но и имеются темы, связанные с местной экологией Якутии, исследованием видового разнообразия растений и животных региона, анализом влияния человеческой деятельности на окружающую среду и разработкой рекомендаций по охране природы.. Реева Полина: "Я ученица 9 класса, МОБУ СОШ 15 им. Б.А. Горбатюка ГО города Якутска. В своей работе мы изучили вопрос о сохранении рек в Республике Саха (Якутия). В данной работе мы рассмотрели пути решения проблем загрязнения воды и предложили способы сохранения и очищения наших рек, которые может применить каждый человек. Вода - основа нашей жизни, и безответственное отношение к этому ресурсу чревато опасными последствиями. Сокращение водопотребления, повторное потребление воды, возвращение воды в производственный цикл и многие другие шаги могут положительно влиять на наш ценный ресурс"[3].
Успех участия в конкурсе "Subject Matters of Ecology" – это не только получение наград и признание достижений, но и важный этап в формировании личности ребёнка. Он получает опыт публичных выступлений, учится работать в команде, развивает навыки самопрезентации и критического мышления. Кроме того, участие в таких проектах способствует развитию ответственности, инициативы и самостоятельности. Важно помнить, что мотивация учеников – ключ к успеху. Активизация познавательных интересов учащихся во внеурочное время способствует не только совершенствованию знаний и умений, но и формированию социальной активности. Дети, вовлеченные в различные проекты, начинают лучше понимать окружающий мир, развивают творческое воображение и нравственные ценности. Важно, чтобы они не только учились, но и осознавали свою роль в обществе, становились активными участниками социальных процессов, что способствует формированию у них мировоззрения, основанного на уважении к окружающему миру и другим людям. Только в этом случае дополнительное образование будет действительно эффективным и принесёт максимальную пользу учащимся.
Таким образом, участие в конкурсе "Subject Matters of Ecology" — это многоуровневый процесс, который охватывает не только экологические знания, но и развитие личных и социальных навыков. Это важный этап в формировании ответственного, инициативного и творческого человека, способного к критическому мышлению и сотрудничеству. Важно, чтобы образовательные учреждения и педагоги осознавали значимость такого дифференцированного участия и создавали все необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свой потенциал и внести свой вклад в общее дело.
Библиографический список
Гвоздева, A.B. О взаимосвязи интеграции и дифференциации в обучении / A.B. Гвоздева // Педагогическое образование и наука. – М. – № 3. – 2007. – С. 31–32.
Дифференциация обучения / Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Соврем. слово», 2005. – С. 144– 145.
Завершился Республиканский конкурс по экологии на английском языке для учащихся 7-9 классов. [Электронный ресурс]. URL: https://minpriroda.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3382956 Орлова, Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы: учеб.-метод. пособие / Л.В. Орлова. – Мн.: Технопринт, 2002, – 120 с.
Осмоловская, И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе / И.М. Осмоловская. – М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2004. – 176 с.
Педагогическая палитра сотрудничества: (из опыта проведения интегрированных уроков в МАОУ НПСОШ №2 г.Якутска) / Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н.Донского-II, НПСОШ №2 (с углубленных изучением отдельных предметов) ГО «Город Якутск»; составитель Д.И.Новгородова; ответственный редактор А.И.Новгородова. - Якутск: Издатель .А.И.Троев, 2023. – 244с. – (Серия «Реализуем ФГОС ОО»).