СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный подход в логопедической работе с детьми 5-6 лет по устранению нарушений звукопроизношения на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в логопедической работе с детьми 5-6 лет по устранению нарушений звукопроизношения на индивидуальных и подгрупповых занятиях.»

Дифференцированный подход в логопедической работе с детьми 5-6 лет по устранению нарушений звукопроизношения на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Дошкольный период детства (онтогенеза) является наиболее значимым для речевого развития детей, а также гендерной социализации мальчиков и девочек.

Дифференцированный подход в воспитании и обучении в детском саду предполагает разнообразие способов подачи учебного материала, учитывая гендерные особенности дошкольников, создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек в процессе педагогического взаимодействия, соответствие методов руководства играми, их содержанию и специфике игровых стилей детей разного пола. В. Ф. Базарнов утверждает, что у мальчиков и девочек разный мозг, разные темпы физического созревания, разные уровни активации, разные интересы, разные эмоциональные доминанты. В связи с этим он выдвинул идею о необходимости поролевого дифференцированного обучения и воспитания мальчиков и девочек. Дифференцированный подход в формировании правильного звукопроизношения и развития речи в целом мы используем при организации индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.

К концу дошкольного возраста большинство речевых навыков, основанных на многократном повторении, и активно обогащающейся лексике лучше развито у девочек. Логическое управление элементами языка и составление сложных синтаксических конструкций успешнее развито у мальчиком. Анализ связной речи показывает, что лексический уровень рассказов мальчиков характеризуется большим объемом высказывания, чем у девочек. Рассказы мальчиков содержат больше глаголов, как девочки в большем количестве используют существительные и прилагательные. Такой набор лексики в рассказах девочек свидетельствует об их внимании к признакам предметов и явлений. Из-за преобладания глагольной лексики у мальчиков их высказывания характеризуются большей динамичностью и информированностью.

Согласно многочисленным наблюдениям, девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираясь на память и используя штампы. Психологи отмечают, что период включения в занятия у детей зависит от их пола. Мы учитываем эту особенность, и самый трудный материал планируем на первую половину логопедических занятий.

Девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Но быстрый темп работы мешает девочкам, они лучше работают на пошаговых технологиях, эффективнее выполняют типовые знакомые задания, шаблонные. Учитывая все эти особенности, на всех занятиях мы используем красочный материал с предпочтением красного спектра, подается материал от частного к общему, эмоционально окрашенными способами.

Работа на занятиях строится в режиме поиска, акцентируя на самостоятельные принятия решений, создает условия для проявления индивидуальных способностей каждого ребенка, формирует атмосферу доверительных отношений, каждый высказывает свою точку зрения, предлагает свой вариант, приводит примеры из личного опыта. Для мальчиков преимущественно использование зрительных стимулов, объяснения заданий должны быть четкими, не многословными.

Правильно сформированная подгруппа дает возможность детям избавиться от речевых комплексов, быстрее преодолеть имеющиеся у некоторых из них комплексы, замедленную реакцию, ярче проявить себя среди сверстников.

Мы стараемся удовлетворить потребности мальчиков в победе, также в подгруппах, в состав которых входят девочки. Этот прием тоже широко используется. Также элементы соревновательности используется при подборе заданий на фронтальных логопедических занятиях по дифференциации звуков: дети делятся на команды мальчиков и девочек, названия команд придумывают сами дети в зависимости от изучаемых звуков. Проводятся различные игры с картинками, словами на заданные звуки.

Для получения более эффективных результатов и повышения мотивации к выполнению заданий на индивидуальных и подгрупповых занятиях по постановке звуков мы, используя традиционный подход и артикуляционные упражнения, мы внесли некоторые изменения в названия артикуляционных упражнений с учетом дифференцированного подхода.







Вот несколько примеров такой работы.


Название упражнения

Краткое описание упражнения

Название упражнения с учетом гендерной принадлежности

Для девочек

Для мальчиков

Основные упражнения

«заборчик»

Зубы сомкнуты, обнажены, губы растянуты в улыбке

«Солнышко»

«Заборчик»

«улыбка - трубочка»

Переключать губы из положения в улыбке на положение вытянутых в трубочку (без движения нижней челюстью)

«Солнышко - дождик»

«Светофор» (под счет

1-2)

«Окошко»

Губы в улыбке, чередовать смыкание и размыкание зубов (на 2 см)без движения нижней челюсти вперед

«Окошко»

«Ворота»

«Часики»

Зубы разомкнуты (на 2см), губы в улыбке. Делать движения высунутого языка к правому и к левому углам рта (без движения нижней челюсти)

«Часики»

«Маятник»


Губы в улыбке, рот приоткрыт. Чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз

«Качели»

«Шлагбаум»


Губы в улыбке, рот приоткрыт. Широкий кончик языка за нижними резцами у подъязычной связки, задняя часть спинки языка выгнута вверх. Чередовать движения языка вперед-назад.



«Сердитая киска»

«Почистим зубки»

Дыхательные упражнения

«Фокус»

«Приклеить» узкую бумажную полоску на кончик носа кончик носа. Губы в улыбке, сдувать полоску высунутым широким кончиком языка

«Фея»

«Фокусник»

«Загони предмет в ворота»

Сдвигать бумажные предметы на противоположный край

стола воздушной струей, пущенной по высунутому кончику языка (ватный шарик, бумажные птички, бабочки, нарисованный лыжник)

«Летят птички (бабочки)»

«Футбол», «Лыжник»