СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцируемый подход в обучении языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуализация  в  обучении языка.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцируемый подход в обучении языка»

МАРУПОВА М.Х.

Учитель английского языка ФГКОУ СОШ № 6 г. Душанбе

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.



В этой статье автор рассматривает вопрос об индивидуальных способностях детей во время урока, а также освоение ими разнообразных тем по разному в учебном процессе и помочь учащимся реализовать себя, желая учиться дальше.

Ключевые слова: дифференцированный подход, учебный процесс, желание учиться .



Одно из главных вопросов в образовании в соответствии с ФГОС - создание комфортных условий, чтобы каждый ребенок мог полностью себя реализовать и имел желание дальше учиться. В любом классе развитие и подготовленности учащихся , их отношение к учению и интересы в области английского языка различны .Справедливо можно отметить ,что учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности. В конце это приводит к тому, что сильные ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряет интерес к предмету, а слабые обречены на хроническое отставание. А средние ученики, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, особенностями восприятия, мышления и памяти.

Все эти недостатки говорят о том, что учителю необходимо создать психолого-педагогические условий, который позволяет в едином классном коллективе работать с каждым учащимся, учитывать уровень языковой подготовки последнего, его индивидуальные возможности, потребности и интересы, позволяя ему максимально реализовать свой эмоциональный, коммуникативный и интеллектуальный потенциал.

Как известно, в дидактике, наряду с понятием «дифференцированное обучение», широко используются также понятия « дифференциация обучения» и « дифференцированный подход». Работая в школе все эти годы меня интересует вопрос, какие методы работы использовать для того, чтобы ребенок не просто усваивал поток информации, полученный на уроке, но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать какие то выводы.

Необходимо активизировать познавательную деятельность ученика, развивать их творческий потенциал. В процессе своей работы я сформулировала тему исследования: «Дифференцированный подход в обучении, как способ развития познавательной активности» . Под дифференциации понимается определенный способ организации учебного процесса, связанный с группировкой учащихся на основе их отдельных особенностей.

Таким образом понятие « дифференцированное обучение», в понимании которого можно выделить три основных аспекта: 1. Учет индивидуальных особенностей учащихся ,( склонности, интересы, способности, мотивы учения, подготовленность к обучению). 2. Разделение учащихся на группы в соответствии с этими особенностями. 3. Вариативность учебного процесса в группах.

Что касается понятия « дифференцированный подход», то оно также понимается как « дидактическое положение, предполагающее деление класса на группы, например, по интересам, успеваемости или учет различий между группами людей по их социальной, образовательной, возрастной и профессиональной направленности. Он призван организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждая группа учащихся или отдельные школьники имели возможность выполнять задания, различные по содержанию, объему, сложности, методам и приемам.

Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации является задания различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученики необходимо установить близкие или дальние связи между фрагментами содержания. Например работа с текстом, первая группа учащихся с высокой уровню подготовленности предлагает прочитать текст и пересказать его, сделав выводы. Вторая группа учащихся которые могут затрудняться в усвоение знаний и приобретении умений и навыков, читает текст и составляет вопросы к нему. Третья группа детей с низким уровнем знаний читает текст и переводят выделенные слова.

Для формирования и освоения грамматических навыков учащимся 7 класса при изучении времени Present Progressive предлагаются задания трех степеней сложности в зависимости от уровня овладения ими данной структурой.

  1. Первой группе учащихся с высокой уровню подготовленности предлагается задание составить верные и неверные утверждения по картинке.

Choose a picture and make true\ false statements about it. Your partner corrects the false ones.

Example: A. In picture A, there are two children.

B. False. There are four children.

A. They are playing in the snow.

B. True.

2. Вторая группа менее подготовленные дети, которые могут испытывать трудности в усвоении знаний и приобретении умений и навыков предлагается найти соответствующую картинку, подходящую под описание. Match the sentences to the pictures. 1. It ‘s not very cold. It isn’t raining at the moment but sometimes it rains. 2. It’s very hot and the sun is shining. 3. It’s very cold and it’s snowing. 4. Its warm and the sun is shining.

3.Третьей группе учащихся с низким уровнем обученности предлогается сказать, что делают люди на картинках, используя опоры. What are the people in the picture doing?

* Picking flowers

* Playing in the snow

* Raking leaves

* Going swimming

Задания такого типа можно использовать и для формирования грамматических навыков других видовремменых глагольных форм.

Задания для развития устной речи можно предоставить следующим образом; Тема: Seasons in all parts of our land. Учащиеся читают текст( учебник 6 класс) о временах года в различных странах. На основе данного текста предлагаются следующие задания по говорению: 1 группа ; Imagine you are in different parts of Russia. Tell the class about seasons in different parts of Russia.( In south part of the country, western part). 2 группа; Imagine you are in America. Use the language in the box to act out a short phone conversation about the seasons in the USA. ( It’s awful! It’s terrible! It’s freezing! It's cold! It’s a lovely| beautiful day! It's warm! It’s very hot! It’s fabulous !) Example : A: Hi, Vera! Where are you? B: I’m in America, in New York. A: What season is there now? Is it winter? B: Yes, it is. But the weather is warm and lovely. 3 группа учащихся делают себе краткие записи в тетрадях о погоде в разных частях земли и зачитывают свои записи классу.

Дифференцированный подход помогает раскрыть индивидуальность каждого ребенка и сводится к выявлению и максимальному развитию его способности. Но нужно отметить , что при этом общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех. Дифференцированная организация учебного процесса , с одной стороны, учитывает уровень умственного развития и психологические особенности учащихся. А с другой стороны, во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы. Учащиеся 2 и 3 группы не испытывают перегрузки, с учащиеся 1 группы могут более полно себя реализовать.

Задача учителя – создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик активно работал, приобретая знания и умения. Более сильные ученики видя проблему, предлагали решение, слабые, получая подсказку, считали себя полноправным решателями проблем. Результатом работы является количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика. Количественные результаты детей –это качество знаний, участия детей в школьной, районной, городских и дистанционных олимпиадах по предмету, что позволяет отметить о достаточной степени сформированности познавательной активности детей.

Таким образом можно сказать, что реализация принципа дифференцированного подхода к учащимся приводить к дифференцированному обучению, а именно к специальным образом организованному, планомерному и систематическому процессу взаимодействия учителя и учащегося по передаче и усвоению иноязычных знаний, навыков, умений, а также способов коммуникативно- познавательной деятельности на изучаемом языке.

ЛИТЕРАТУРА

1.Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М: Сентябрь , 2000г.

2.Кузмина В.М. Дифференциация процесса обучения в условиях ФГОС II поколения .Электронный научный журнал «Педагогика и психология».

3.Борисова Ю.и др. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика. Народное образование -2003 - № 7.

4. Учебное пособие « Английский язык» для 6 класса. Авторы Афанасьева О.В. и Михеева И.В , для школ с углубленным обучением.



























2