Просмотр содержимого документа
«Дифференциальный алгоритм, Реципация и Антиципация чтения и запоминание конспектов.»
Дифференциальный алгоритм, Реципация и Антиципация чтения конспектов
Постоянно слышимое постукивание становится помехой для любой артикуляции – и внешней, и внутренней.
Дифференциальный алгоритм – это такой порядок чтения, при котором выделяются опорные слова, смысловые ряды, доминанта (значение) в каждом самостоятельном фрагменте текста. Реципация – это периодический возврат к отдельным фрагментам текста или прочитанному в целом под влиянием новых мыслей или данных. Этот прием эффективно использовать при чтении сложных текстов.
Антиципация – это предвосхищение, смысловая догадка, предугадывание дальнейшего развития основной идеи текста по нескольким ключевым фразам.
Сокращение артикуляции при чтении :
артикулирование – проговаривание вслух или почти вслух того, что читается; скорость такого чтения невелика;
чтение про себя, при котором речевой процесс проявляется в форме внутренней речи, т.е. открытой артикуляции нет. Текст при этом усваивается более эффективно. Данный способ допускает быстрое чтение;
способ чтения молча, в условиях максимального сжатия внутренней речи, при котором она проявляется в виде коротких залпов ключевых слов и смысловых рядов, адекватно отражающих смысл текста.
Подавление артикуляции при чтении – важнейшая задача на пути формирования навыков скорочтения.
Решается эта задача в два этапа: на первом предполагается сократить артикуляцию, если она ярко выражена; на втором – овладеть приемами чтения, при которых текст воспринимается крупными информационными блоками. Как известно, все люди по способу переработки информации делятся на два типа: зрительный и слуховой. Люди зрительного типа при чтении используют код зрительных образов, тогда как люди слухового типа применяют менее производительный код речедвижений. Быстро читающие люди, как правило, относятся к зрительному типу. Наблюдения показали, что целенаправленным обучением можно практически любого здорового человека научить в процессе чтения использовать код наглядных образов при условии сокращения артикуляции. В ходе исследований по изучению механизмов речи, проводимых под руководством Н. И. Жинкина, был выявлен и отработан очень эффективный метод подавления артикуляции – метод аритмичного постукивания . Он заключается в следующем. Читая про себя, испытуемый выстукивает кистью руки особый ритм, не соответствующий обычному ритму русской речи. «Он включает в себя двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя – во втором и со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта».
Этапы стратегии SQ3R и 4П. : получение информации; постановка вопроса; чтение; изложение; повторение. При выборочном чтении используется периферийное зрение, а вспомогательным средством является указка. Такое чтение состоит в том, что Вы быстро «про- бегаете» глазами по тексту и выбираете важную для себя информацию. Ваш мозг работает в диапазоне четырех основных волн: бета, альфа, тета и дельта. Самые важные в процессе быстрого усвоения информации волны альфа. Основные элементы релаксационного тренинга: ровное и спокойное дыхание; ощущение тяжести; ощущение тепла; вызов в сознании положительных и успокаивающих образов. Приемы, увеличивающие время концентрации внимания и использующиеся во время учебы, – это «кратко, но интенсивно», «рывок к финишной ленточке», «контраст». Концентрация – это способность сосредотачивать внимание на одном предмете и устранять мысли, мешающие данной работе. Мозг не различает действительность и фантазию. Вызов в памяти образа из прошлого приводит к физиологическим изменениям в настоящем. На этом факте основывается явление визуализации. Визуализация образа должна иметь положительный характер. Сеансу визуализации должен предшествовать релаксационный тренинг. Основные элементы визуализации: ровное и спокойное дыхание; ощущение тяжести; ощущение тепла; представление нужных образов.
Отправной точкой для интеллектуального труда является знание о том, чего мы хотим достичь. Всякая интеллектуальная деятельность должна иметь свой исток – хорошо сформулированную проблему.