СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация гласных "а" и "я"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие разработано для ведения работы с отстающими  учениками класса

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация гласных "а" и "я"»

Дифференциация гласных «а-я»

Цели занятия:

- развивающие: закрепить знания о гласных А – Я; учить детей дифференцировать гласные А – Я в слогах и словах; развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия; развитие мелкой моторики; развитие слухового и зрительного внимания и памяти; развитие творческих способностей.

- обучающие: совершенствовать умение составлять фонематические модели звуков; выявить общие и отличительные признаки звукового состава букв А и Я; закреплять знания о звуковом составе слова.

- воспитательные: воспитывать чувство товарищества, интереса к школьному обучению, умению взаимодействовать со сверстниками в различных ситуациях, объяснять свои действия.

Ход занятия





  1. Оргмомент

  2. Сообщение темы и целей урока

-На какие группы делятся звуки русского языка? Чем гласные звуки отличаются от согласных? Приведите примеры.

- Заполните таблицу.

а

о

у


ы

я

ё


е




-Прочитайте гласные первого ряда.

- Прочитайте гласные второго ряда.

- Прочитайте гласные парами.

- Как вы думаете почему эти гласные называются парными (выясняется сходство по произношению и различие по написанию).

Можно ли считать парными звуки (jу) и (а), (ы и jэ)? Почему?

- Назовите пары: (а), (о), (у), (э), (ы)?

Сегодня мы научимся различать звуки и буквы «а-я».

  1. Послушайте слоги и скажите: какой гласный вы слышите:

ма-мя ка- кя па-пя

на-ня ла-ля ра-ря



-Запишите слоги. Какой звук произносим, кода пишем букву «а»?

Какие звуки произносим, когда пишем букву «я»?

- Послушайте, запомните и повторите:

та-тя-тя ра-ра-ря па-па-пя

мя-ма-ма на-ня-ня ся-ся-са



- Заполните таблицу, используя имена детей




а


я


а


я


а


я

а


я

а


я


а


я







Ваня Галя Федя Соня Валя Фрося Таня Дима Валя Юлия Катя Ира Коля Ваня Саня



- Прочитайте слова, что они обозначают? Как пишутся имена людей?

-Разделитеслова на слоги. Назовите в каждом слове первый слог. Как произносится согласный звук в первом слоге? Какая буква пишется после согласного?

-Прочитайте вторые слоги в словах.Как произносятся согласные звуки?

-Сфромулируйте вывод.

Если после согласного стоит звук а, то согласный произноситя твёрдо.

Если после согласного стоит буква я, то согласный произносится мягко.

  1. Послушайте

-Однажды буква «а» и буква «я» решили пошутить и поменялись местами. Давайте посмотрим, что из этого вышло.

На экране: парта

мама

шляпа

книга

врач

ряды

-Замените в словах «а» на «я» и наоборот. Назовите пару. Что изменилось?

-Выберите и вставьте подходящие по смыслу слова:

1) Надо … соревнование.

Мама будет … пирог картошкой.

2) Цветок у Сони … .

На дороге после сильного ветра … .

(Начинять – начинать, завял – завал).

Объясните разницу в звучании, значении и написании слов.

-Запишите предложения. Подчеркните буквы «а», «я».

6. Отгадайте загадку:

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит:

Это доктор Айболит.

-На какой звук начинается отгадка. Охарактеризуйте звук «а».

Назовите ещё слова, которые начинаются на букву «а».

7. Физкультминутка.

8. Прочитайте слова парами:

семья-семя

колья-Коля

-Какая разница в звучании?

Буква «я» как бы отлетает от слова, потому что «ь» разделяет предыдущую согласную букву и гласную «я». Если «ь» не написать, то буква «я» сливается с согласной и получится другое слово.

-Образуйте новые слова по образцу:

лист крыло

прут перо

дерево стул

брат кол

-Запишите слова парами. Прочитайте только слова с «ь». Какая буква написана в словах после «ь». Какие звуки обозначает эта буква?

-Устно придумайте с этими словами предложения.

-Прочитайте словосочетания и найдите ошибки.:

Лися шапка, красивые перя, родные братя, чистая трапка, большие деревя.

9. Повторение изученного.

-Назовите парные гласные.

-Какие гласные смягчают предыдущие согласные буквы?

-Какие гласные твердят предыдущие согласные буквы?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!