Дифференциация гласных «а-я»
Цели занятия:
- развивающие: закрепить знания о гласных А – Я; учить детей дифференцировать гласные А – Я в слогах и словах; развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия; развитие мелкой моторики; развитие слухового и зрительного внимания и памяти; развитие творческих способностей.
- обучающие: совершенствовать умение составлять фонематические модели звуков; выявить общие и отличительные признаки звукового состава букв А и Я; закреплять знания о звуковом составе слова.
- воспитательные: воспитывать чувство товарищества, интереса к школьному обучению, умению взаимодействовать со сверстниками в различных ситуациях, объяснять свои действия.
Ход занятия
Оргмомент
Сообщение темы и целей урока
-На какие группы делятся звуки русского языка? Чем гласные звуки отличаются от согласных? Приведите примеры.
- Заполните таблицу.
-Прочитайте гласные первого ряда.
- Прочитайте гласные второго ряда.
- Прочитайте гласные парами.
- Как вы думаете почему эти гласные называются парными (выясняется сходство по произношению и различие по написанию).
Можно ли считать парными звуки (jу) и (а), (ы и jэ)? Почему?
- Назовите пары: (а), (о), (у), (э), (ы)?
Сегодня мы научимся различать звуки и буквы «а-я».
Послушайте слоги и скажите: какой гласный вы слышите:
ма-мя ка- кя па-пя
на-ня ла-ля ра-ря
-Запишите слоги. Какой звук произносим, кода пишем букву «а»?
Какие звуки произносим, когда пишем букву «я»?
- Послушайте, запомните и повторите:
та-тя-тя ра-ра-ря па-па-пя
мя-ма-ма на-ня-ня ся-ся-са
- Заполните таблицу, используя имена детей
Ваня Галя Федя Соня Валя Фрося Таня Дима Валя Юлия Катя Ира Коля Ваня Саня
- Прочитайте слова, что они обозначают? Как пишутся имена людей?
-Разделитеслова на слоги. Назовите в каждом слове первый слог. Как произносится согласный звук в первом слоге? Какая буква пишется после согласного?
-Прочитайте вторые слоги в словах.Как произносятся согласные звуки?
-Сфромулируйте вывод.
Если после согласного стоит звук а, то согласный произноситя твёрдо.
Если после согласного стоит буква я, то согласный произносится мягко.
Послушайте
-Однажды буква «а» и буква «я» решили пошутить и поменялись местами. Давайте посмотрим, что из этого вышло.
На экране: парта
мама
шляпа
книга
врач
ряды
-Замените в словах «а» на «я» и наоборот. Назовите пару. Что изменилось?
-Выберите и вставьте подходящие по смыслу слова:
1) Надо … соревнование.
Мама будет … пирог картошкой.
2) Цветок у Сони … .
На дороге после сильного ветра … .
(Начинять – начинать, завял – завал).
Объясните разницу в звучании, значении и написании слов.
-Запишите предложения. Подчеркните буквы «а», «я».
6. Отгадайте загадку:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит:
Это доктор Айболит.
-На какой звук начинается отгадка. Охарактеризуйте звук «а».
Назовите ещё слова, которые начинаются на букву «а».
7. Физкультминутка.
8. Прочитайте слова парами:
семья-семя
колья-Коля
-Какая разница в звучании?
Буква «я» как бы отлетает от слова, потому что «ь» разделяет предыдущую согласную букву и гласную «я». Если «ь» не написать, то буква «я» сливается с согласной и получится другое слово.
-Образуйте новые слова по образцу:
лист крыло
прут перо
дерево стул
брат кол
-Запишите слова парами. Прочитайте только слова с «ь». Какая буква написана в словах после «ь». Какие звуки обозначает эта буква?
-Устно придумайте с этими словами предложения.
-Прочитайте словосочетания и найдите ошибки.:
Лися шапка, красивые перя, родные братя, чистая трапка, большие деревя.
9. Повторение изученного.
-Назовите парные гласные.
-Какие гласные смягчают предыдущие согласные буквы?
-Какие гласные твердят предыдущие согласные буквы?