СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия для группы учащихся 2 класса по предупреждению и коррекции оптической дисграфии на тему: Дифференциация графически сходных букв П и Т

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия: "Дифференциация графически сходных букв П и Т". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия для группы учащихся 2 класса по предупреждению и коррекции оптической дисграфии на тему: Дифференциация графически сходных букв П и Т»

Тема занятия: Дифференциация графически сходных букв П и Т.

Тип логопедического занятия: тренировочное

Речевое заключение: ОНР III уровня, НВ ОНР, ФФНР

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Цель:    Учить детей различать звуки [П]-[Т] изолированно, в слогах и  словах и правильно обозначать их  на письме

Задачи:  

Коррекционно-образовательные:  

- Формирование умения различать звуки [П]-[Т]  (на слух, по  артикуляции) и букв П-Т(по написанию)

- Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза

 - Уточнение и обогащение словарного запаса детей

Коррекционно-развивающие:                

- Развитие фонематического восприятия

- Развитие мышления, зрительного и слухового внимания и памяти

- Развитие навыков самоконтроля и самопроверки

Коррекционно-воспитательные:    

- Расширение  представления об окружающем мире       

- Воспитание познавательного интереса

- Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям

- Воспитание  усидчивости и аккуратности в работе

- Совершенствование навыка адекватно оценивать свою работу на логопедическом занятии

Универсальные действия:

Личностные:

- самоопредение

Регулятивные:                             

- целеполагание

- контроль

- коррекция

- выделение и сознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

- осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели

- умение структурировать знания

- выбор наиболее эффективных способов решения задач

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

- рефлексия способов действия

 Коммуникативные:  

- планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и   сверстниками  

Планируемые результаты:

- Дифференциация понятия звук и буква

- Дифференциация звуков [П]-[Т]  на слух, по  артикуляции, написанию

- Развитие умения подчиняться разным правилам

- Развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Оборудование:         компьютер, экран, зеркала, предметные картинки в названиях которых есть звуки [П] и [Т], таблички с буквами П п –Тт,  карточки-символы с буквами П-Т, таблица «Характеристика звуков», карточки с элементами букв П-Т, слоговая таблица, мяч, сигнальные карточки, карточки со словами-паронимами, карточки со словами с пропущенными буквами П-Т.

                                 



Ход занятия:

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

II. Этап формулировки темы и целей урока

Цель: сориентировать учащихся по теме и целям урока, выявить причины затруднения и постановки цели урока, актуализировать умение вступать в диалог.

Учитель-логопед предъявляет 3-4 предметные картинки, в названии которых есть звук [П]:

- Посмотрите на картинки, назовите одинаковый звук в словах [П].

- Какой буквой обозначается этот звук? (пэ).

Вывешивается табличка с буквами П п.

Учитель-логопед предъявляет 3-4 предметные картинки, в названии которых есть звук [Т]:

- Посмотрите на картинки, назовите одинаковый звук в словах [Т].

- Какой буквой обозначается этот звук? (тэ).

Вывешивается табличка с буквами  Тт.

- Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего занятия.

(Будем учиться различать между собой звуки [П]-[Т]) 

- Итак, сегодня мы с вами будем учиться находить сходство и различие межу звуками [П]-[Т], будем упражняться в правильном написании букв П-Т. 

- Для того, чтобы каждый из вас достиг поставленной цели что нужно делать на уроке? (быть внимательными, старательными, активными)

III. Актуализация знаний. Цель: создать проблемную ситуацию, выявить уровень знаний детей.

1. Сравнение звуков [П]-[Б] по звучанию и артикуляции. Работа с индивидуальными зеркалами.

Посмотрите в зеркала, произнесите звук [П], дайте ему характеристику.

 - согласный, потому что воздух встречает во рту преграду (губы),   - твёрдый,

- глухой (произносится без голоса).

Учитель-логопед в таблице «Характеристика звуков» выполняет соответствующие записи.

- Посмотрите в зеркала, произнесите звук [Б], дайте ему характеристику.

- согласный, потому что воздух встречает во рту преграду (язык),

- твёрдый,

- глухой (произносится без голоса).

Учитель-логопед в таблице «Характеристика звуков» выполняет соответствующие записи.

-Скажите, чем похожи эти звуки. (Оба согласные, твёрдые) 

- В чем же их различие? (звук [п] произносится с помощью губ, а звук [т] с помощью языка, поднимающегося к твердому нёбу)- разглядывание артикуляции в зеркале.

Напомните, как можно проверить звонкость-глухость звуков.

(двумя способами: 1- руку на горло, 2-закрыть уши).

- Ребята, вы правильно определили сходство и различие между звуками [П]-[Б]

2. Соотнесение звуков [п] и [т] с буквами. Зрительный анализ букв т и п. Определение их сходства и различия.

Ученикам раздаются картонные буквы п и т (выполненные рукописным шрифтом). Дети должны самостоятельно отметить сходства и различия в их написании. Логопед проводит опрос учеников.

— Что общего у букв  п, т? (в их состав входят одинаковые элементы — «вертикальная наклонная палочка» и «рыболовный крючок»)

 — Чем же они различаются? (у этих букв разное количество элементов. У буквы «п» — два, у буквы «т» — три. (Третий элемент — «крючок», смот­рящий вверх влево).

3. Конструирование букв п и т.

(У каждого ученика на парте лежит конверт с элементами букв п и т вперемежку).

Инструкция: Сконструируйте из элементов букву, услышав соответствующий звук в словах: точка, поле, паром, тарелка. (На партах учеников – т, п, п, т)


IV. Дифференциация звуков [П]-[Т] на слух. Звукобуквенный анализ.

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия.


1.Работа с картонными буквами п и т.

Логопед диктует слоги, ученики показывают картонную букву п, если услышат звук [п], и букву т – если [т].
Па, та, по, ту, ты, пе, те, тю, пю и т.д.


2.Запись букв п и т.

Я буду диктовать слова, а вы должны выписать из них только буквы

П и Т. Если в слове есть обе буквы или две одинаковые, то писать их нужно в одной клетке.

1-й ряд: пенал, птичий, костюм, тапочки.

2-й ряд: каток, капель, потерял, мастер.

3- й ряд: тётя, братик, спел, капуста.

- Проверяем. На экране образец

п

пт

т

тп

т

п

пт

т

тт

т

п

пт


V. Дифференциация букв п – т в слогах. Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слогов.

1. Чтение слоговой таблицы. Таблица выполнена рукописным шрифтом.



2. Игра «Волшебный ластик».

- Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стёр в буквах п и т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв.

- Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.

В тетради у детей: пу, та, пат, пу, ты, пя, пот, та, тет, пё

- Какое слово спряталось в слогах? (пот.)

VI. Дифференциация букв п – т в словах.

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слова, развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

1. Анализ слов-паронимов. Сравнение слов по написанию и смыслу.

Чтение слов по карточке: тачка, пачка, точка, почка, пушка, тушка.

- Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы “т”.

На доске карточка “тачка”.

- Объясните значение слова. (Учитель убирает один элемент у слова “тачка”)

- Какое слово получилось? (“Пачка”).

- Объясните значение слова.

Точно также сравниваются слова “точка”, “почка”.

Вывод: Вот видите, ребята, как важно не допускать ошибки при написании буквы п и т.

Запись слов в тетрадь.

Образец: тачка – пачка, точка – почка

Физкультминутка.

Цель: развитие общей и мелкой моторики, развитие слуховой памяти и внимания.

Логопед бросает мяч по очереди ученикам, стоящим в круге и говорит слово:

Полк – , Тачка - , Почки – , Тара - ,Топил - , Порт – , Пушка - .

Ребенок ловит мяч и возвращая его логопеду, меняет п на т и наоборот

- Меняется ли смысл слова при замене букв?

2. Игра в разведчиков.

Записи на экране:

2авлин, у3ка, лас3очка, 2о2угай, 2е3ух.

3игр, бегемо3, 2они, ан3ило2а, 3елёнок.

- Как вы думаете, какую букву могут обозначать цифра 2? Почему?

- А три? Почему?

- Читаем и расшифровываем. Назовите каждую группу слов одним словом.

- Найдите лишнее слово у зверей.

Закрывает запись на экране.

- Запишите в тетради птиц, которых запомнили. Проверка по экрану.

3. Запись слов под диктовку.

Ученики записывают слова в два столбика (по наличию букв п и т). Букву п написать синей ручкой,  т – зелёной. 
 Поле, пушка, танк, парк, карта, лапа, утка, почки, ветер, капли, тачка.

VII. Подведение итога занятия. Рефлексия.

Цель: рефлексия способов действия.

- Итак, подведем итог урока. Вспомним цели занятия. Мы их достигли? (да)

- Чем мы занимались на занятии?  (Устанавливали сходство и различие между звуками и буквами [П]-[Т]).

- Что общего между звуками [П]-[Т]?  (согласные, твёрдые, одинаковая преграда во рту - губы).

- Что общего между буквами[П]-[Т]? (в их состав входят одинаковые элементы — «вертикальная наклонная палочка» и «рыболовный крючок»)

 - Чем они различаются? (у этих букв разное количество элементов. У буквы «п» — два, у буквы «т» — три. (Третий элемент — «крючок», смот­рящий вверх влево).

VIII. Оценивание работы учащихся.

Цель: организация  оценивания учащимися собственной деятельности на уроке, осознание учащимися того, что ими усвоено, а что нет.

- Оцените свою работу на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось на уроке… быть внимательным, все задания выполнить без ошибок

Я могу похвалить себя за … старательность, активность, аккуратность

Мне надо еще поработать над… этой темой, еще допускаю много ошибок

- Сегодня на уроке хорошо работали… Урок окончен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!