Тема: Дифференциация разделительного и смягчающего мягких знаков.
Цель: Формировать умения сравнивать правила; уточнить знания о разделительном и смягчающем мягких знаках; познакомить с новым словом из словаря.
Развивать орфографическую зоркость, аналитико-синтетические умения и навыки.
Воспитывать учебную мотивацию.
Оборудование: таблицы, карточка со словарным словом.
Ход урока:
1. Орг.момент.
Упражнения по концентрации внимания.
• Игра «Сосед, подними руку».
Учитель называет имя ученика. Поднимают руки его соседи слева и справа. Тот, кто ошибся, садится. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
2. Подготовительная работа.
а) Пальчиковая гимнастика.
«Пальчики встретились».
б) Минутка чистописания.
- Прочтите слова, записанные на доске: зверьки, воробьи.
- Объясните правописание первого слова, второго. Запишите эти слова.
- Запишите слово с мягким знаком и слово с разделительным мягким знаком. Прочтите, что записали.
в) Словарно-орфографическая работа.
- Определите слово, с которым нам предстоит познакомиться. (Валенки.)
П | К | С | Л | Л | Б |
В | Я | 3 | М | Т | Е |
Р | Л | А | Ж | Э | X |
Ь | Ю | 3 | Я | Ф | Й |
Ю | Ъ | У | В | Е | Ф |
Н | К | Ч | Т | Ь | И |
- Что означает слово валенки? (Валенки – зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти.)
Затем проводится звукобуквенный анализ слова. Слово записывается в тетради. С данным словом составляется предложение, которое записывается в тетради.
3.Работа по теме урока.
а) Сообщение темы урока.
б) Дифференциация разделительного и смягчающего мягких знаков.
- Назовите слова, на конце которых слышится мягкий согласный звук.
- Как на письме мы обозначим мягкость согласного звука?
- Запишите слова: соль, осень, окунь.
- Назовите слова с мягким согласным звуком в середине.
- Запишите слова: борьба, письмо.
- Что обозначает мягкий знак в этих словах?
- Когда пишется мягкий знак, показывающий только мягкость согласного? А когда пишется разделительный мягкий знак?
- Где пишется мягкий знак? После каких букв? Перед какими?
- Что обозначает мягкий знак? (Ответы детей учитель кратко записывает.)
Ь - показатель мягкости | Ь - разделительный |
1. Пишется на конце и в се- | 1. Пишется в середине слова. |
редине слова. | 2. После согласных. |
2. После согласных. | 3. Перед гласными. |
3. Перед согласными. | 4. Показывает, что согласный |
4. Показывает, что соглас- | не сливается с гласным. |
ный звук мягкий. | |
Содержание каждого пункта сопоставляется и устанавливается различие и сходство.
- Назовите слова к 1 столбику, ко 2 столбику.
Физминутка
Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного - выполняйте приседания, для разделения согласного и гласного - рывки руками.
Царь, гладенький, льдина, волчьи, варенье, радость, сентябрь, соловьи, здоровье, ученье, неученье, тьма.
4.Закрепление.
- Работа по учебнику.
Стр. 138 Упр. 20
- Записать слова в 2 столбика: 1 – с мягким знаком, 2 – с разделительным мягким знаком.
5. Итог урока.
- О чем говорили в течение урока?
- Что может оказать нам помощь в различении слов, содержащих мягкий знак и разделительный мягкий знак? (Составленная таблица.) Когда пишется разделительный мягкий знак? Когда пишется мягкий знак?
Д/з Стр. 138 Упр. 21
_____________________________________________________________________________________
Индивидуальная работа: