Дифференцированная работа на уроках русского языка.
Учащиеся одного класса, собранные вместе только по возрастному принципу, без учета их индивидуальных и интеллектуальных способностей, не могут равномерно усваивать знания. Традиционные формы работы не дают должных результатов, недостаточно эффективны, так как работа на уроках проводится в основном на среднего ученика, сильное и слабое звено упускается, талантливые дети не развиваются, в результате – успеваемость и качество знаний учащихся невысоки.
Как можно добиться успеваемости каждого? Только учитывая реальные возможности всех учащихся, осуществляя дифференцированное обучение на уроке. Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, способности.
Готовясь к уроку, учитываю своеобразие класса, потенциальные возможности каждого, стараюсь находить такие приёмы, которые дадут школьникам ощущение самостоятельности, творческого участия в процессе изучения предмета. Это особенно важно для слабоуспевающих учеников. Моя задача – довести этих учащихся до уровня средних.
В классах, где работаю, не все учащиеся умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделять основную мысль текста, свёртывать информацию до ключевых слов или развёртывать её до полного объёма. Учащиеся не любят писать сочинения, так как слабо владеют языковыми средствами и не умеют высказать своё мнение по проблеме. Речь учащихся небогата с точки зрения лексического запаса, так как мало читают, не умеют собирать материал для творческих работ, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям. На уроках русского языка учащиеся пассивны и отвлекаются, когда идёт поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей, не могут дать оценки своей работы и работы одноклассников.
Реализуя дифференцированный подход на уроках, класс обычно делю на три группы:
Ученики с высокими учебными способностями. Эта группа учащихся ведёт работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.
Ученики со средними способностями. Эта группа учащихся выполняет задания первой группы, но при помощи учителя (или опорных схем) или после объяснения сильными учащимися.
Ученики с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительного разъяснений нового материала на уроке.
Дифференциацию использую на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже - при объяснении нового материала.
К примеру, повторяя изученное, 1-я группа выполняет работу самостоятельно, получая при этом различные творческие задания. (Например: придумать слово определённой морфемной структуры, составить предложение по схеме, сделать фонетический анализ слова, придумать свои слова на изученную орфограмму). 2-я группа и 3-я группа прорабатывает правила по опорным схемам, затем учащиеся 2-ой группы выполняет работу самостоятельно, а учащиеся из 3-ой группы выполняют ту же работу вместе с учителем.
Варианты разноуровневых заданий.
7 класс.
1 группа. Придумайте, какой способ проверки теоретических сведений по теме «Причастие» вы бы предложили? Какие вопросы вы хотели бы задать?
2 группа. Ответьте на вопрос, что называется причастием, используя, во- первых, сложноподчинённое предложение с союзным словом который и, во-вторых, предложение с причастным оборотом. Что изменилось в предложении?
3 группа. Расскажите о причастии как части речи по плану:
1. На какие вопросы отвечает причастие?
2. Каковы морфологические признаки причастия?
3. Какова синтаксическая роль причастия?
8 класс.
1 группа. Творческая работа: распространите данный текст однородными и неоднородными определениями.
Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали ___ ___ гвоздики, а также левкой в ___ ___ стручьях. Зато пышно цвели своей ___ ___ красотой георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе ___ ___ ___ запах.
(разноцветные махровые гвоздики; левкой в тонких зелёных стручьях; холодной, высокомерной красотой; осенний, травянистый, грустный запах).
2 группа. Распространите словосочетания однородными (неоднородными) определениями. Составьте предложение с одним из них.
Горячая вода, кожаный чемодан, трудная задача, ночная смена, мясные блюда.
3 группа. Коллективная работа под руководством учителя (запись предложений, нахождение однородных (неоднородных) определений, объяснение пунктуации).
Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности) сама или учащиеся выбирают эти задания на альтернативной основе: каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся часто даю опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме, составить схему-опору, найти информацию в справочниках и т.д.)
Дифференцированный подход к обучению осуществляю и на уроках развития речи. Учащиеся 1-й группы приступают к работе самостоятельно сразу после разбора текста изложения, с учащимися 2-й и 3-й группы провожу более глубокий разбор текста, объясняя непонятные слова, разбирая встретившиеся орфограммы и т.д. Затем учащиеся 2-й группы приступают к работе самостоятельно, а ребята из 3-й группы получают карточки – схемы или карточки с наводящими вопросами, план текста, деформированный текст (с пропущенными словами, предложениями и др.)
Варианты разноуровневых заданий.
5 класс.
1 группа. Опишите собаку, передав своё отношение к животному с помощью прилагательных.
2 группа. Запишите прилагательные, которые использовали бы для описания собаки, передав своё отношение с помощью данных прилагательных.
3 группа. Проследите, какие прилагательные использует А.И.Куприн. Выпишите их.
«… я обратил внимание на глаза этой собаки. Они были ярко-рыжего цвета, живые и серьёзные. Их взгляд был твёрд, доверчив и проницателен, без малейшего оттенка угодливости. Они не бегали, не моргали, не прятались. Так умеют смотреть лишь лохматые пастушьи собаки в горах».
Объяснение нового материала для учащихся 3-й группы стараюсь сделать более детализированным, разбить на составные части; оно должно опираться на наглядность. Учитывая особенности памяти этих детей, постоянно возвращаюсь к изученному правилу, повторяю его.
Постоянно контролирую учебную деятельность слабоуспевающих, замедляю темп объяснения в трудных местах, поощряю вопросы с их стороны при затруднении в усвоении.
Виды дифференцированной помощи, которые использую я на уроках русского языка:
- постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания;
- повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы;
- использование слабоуспевающими при ответе плана изложения материала, составленного дома, или памятки для ответа;
- предоставление времени для подготовки к ответу у доски (краткая запись, использование наглядных пособий);
- оказание необходимой помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке;
- указание правила, на которое опирается задание;
- указание алгоритма выполнения задания;
- указание аналогичного задания, выполненного раньше;
- предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основного задания;
- расчленение сложного задания на составные части;
- постановка наводящих вопросов.
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения помогает вовремя восполнять пробелы в знаниях обучающихся, шире использовать познавательные возможности учеников, поддерживать интерес к предмету.