СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированная работа на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

    В статье рассказывается о реализации дифференцированного подхода на уроках русского языка в 5 - 9 классах, приведены примеры разноуровневых заданий.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированная работа на уроках русского языка.»

Дифференцированная работа на уроках русского языка.

Учащиеся одного класса, собранные вместе только по возрастному принципу, без учета их индивидуальных и интеллектуальных способностей, не могут равномерно усваивать знания. Традиционные формы работы не дают должных результатов, недостаточно эффективны, так как работа на уроках проводится в основном на среднего ученика, сильное и слабое звено упускается, талантливые дети не развиваются, в результате – успеваемость и качество знаний учащихся невысоки.

Как можно добиться успеваемости каждого? Только учитывая реальные возможности всех учащихся, осуществляя дифференцированное обучение на уроке. Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, способности.

Готовясь к уроку, учитываю своеобразие класса, потенциальные возможности каждого, стараюсь находить такие приёмы, которые дадут школьникам ощущение самостоятельности, творческого участия в процессе изучения предмета. Это особенно важно для слабоуспевающих учеников. Моя задача – довести этих учащихся до уровня средних.

В классах, где работаю, не все учащиеся умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделять основную мысль текста, свёртывать информацию до ключевых слов или развёртывать её до полного объёма. Учащиеся не любят писать сочинения, так как слабо владеют языковыми средствами и не умеют высказать своё мнение по проблеме. Речь учащихся небогата с точки зрения лексического запаса, так как мало читают, не умеют собирать материал для творческих работ, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям. На уроках русского языка учащиеся пассивны и отвлекаются, когда идёт поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей, не могут дать оценки своей работы и работы одноклассников.

Реализуя дифференцированный подход на уроках, класс обычно делю на три группы:

  1. Ученики с высокими учебными способностями. Эта группа учащихся ведёт работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.

  2. Ученики со средними способностями. Эта группа учащихся выполняет задания первой группы, но при помощи учителя (или опорных схем) или после объяснения сильными учащимися.

  3. Ученики с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительного разъяснений нового материала на уроке.

Дифференциацию использую на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже - при объяснении нового материала.

К примеру, повторяя изученное, 1-я группа выполняет работу самостоятельно, получая при этом различные творческие задания. (Например: придумать слово определённой морфемной структуры, составить предложение по схеме, сделать фонетический анализ слова, придумать свои слова на изученную орфограмму). 2-я группа и 3-я группа прорабатывает правила по опорным схемам, затем учащиеся 2-ой группы выполняет работу самостоятельно, а учащиеся из 3-ой группы выполняют ту же работу вместе с учителем.

Варианты разноуровневых заданий.

7 класс.

1 группа. Придумайте, какой способ проверки теоретических сведений по теме «Причастие» вы бы предложили? Какие вопросы вы хотели бы задать?

2 группа. Ответьте на вопрос, что называется причастием, используя, во- первых, сложноподчинённое предложение с союзным словом который и, во-вторых, предложение с причастным оборотом. Что изменилось в предложении?

3 группа. Расскажите о причастии как части речи по плану:

1. На какие вопросы отвечает причастие?

2. Каковы морфологические признаки причастия?

3. Какова синтаксическая роль причастия?

8 класс.

1 группа. Творческая работа: распространите данный текст однородными и неоднородными определениями.

Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали ___ ___ гвоздики, а также левкой в ___ ___ стручьях. Зато пышно цвели своей ___ ___ красотой георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе ___ ___ ___ запах.

(разноцветные махровые гвоздики; левкой в тонких зелёных стручьях; холодной, высокомерной красотой; осенний, травянистый, грустный запах).

2 группа. Распространите словосочетания однородными (неоднородными) определениями. Составьте предложение с одним из них.

Горячая вода, кожаный чемодан, трудная задача, ночная смена, мясные блюда.

3 группа. Коллективная работа под руководством учителя (запись предложений, нахождение однородных (неоднородных) определений, объяснение пунктуации).

Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности) сама или учащиеся выбирают эти задания на альтернативной основе: каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся часто даю опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме, составить схему-опору, найти информацию в справочниках и т.д.)

Дифференцированный подход к обучению осуществляю и на уроках развития речи. Учащиеся 1-й группы приступают к работе самостоятельно сразу после разбора текста изложения, с учащимися 2-й и 3-й группы провожу более глубокий разбор текста, объясняя непонятные слова, разбирая встретившиеся орфограммы и т.д. Затем учащиеся 2-й группы приступают к работе самостоятельно, а ребята из 3-й группы получают карточки – схемы или карточки с наводящими вопросами, план текста, деформированный текст (с пропущенными словами, предложениями и др.)

Варианты разноуровневых заданий.

5 класс.

1 группа. Опишите собаку, передав своё отношение к животному с помощью прилагательных.

2 группа. Запишите прилагательные, которые использовали бы для описания собаки, передав своё отношение с помощью данных прилагательных.

3 группа. Проследите, какие прилагательные использует А.И.Куприн. Выпишите их.

«… я обратил внимание на глаза этой собаки. Они были ярко-рыжего цвета, живые и серьёзные. Их взгляд был твёрд, доверчив и проницателен, без малейшего оттенка угодливости. Они не бегали, не моргали, не прятались. Так умеют смотреть лишь лохматые пастушьи собаки в горах».


Объяснение нового материала для учащихся 3-й группы стараюсь сделать более детализированным, разбить на составные части; оно должно опираться на наглядность. Учитывая особенности памяти этих детей, постоянно возвращаюсь к изученному правилу, повторяю его.

Постоянно контролирую учебную деятельность слабоуспевающих, замедляю темп объяснения в трудных местах, поощряю вопросы с их стороны при затруднении в усвоении.

Виды дифференцированной помощи, которые использую я на уроках русского языка:

- постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания;

- повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы;

- использование слабоуспевающими при ответе плана изложения материала, составленного дома, или памятки для ответа;

- предоставление времени для подготовки к ответу у доски (краткая запись, использование наглядных пособий);

- оказание необходимой помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке;

- указание правила, на которое опирается задание;

- указание алгоритма выполнения задания;

- указание аналогичного задания, выполненного раньше;

- предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основного задания;

- расчленение сложного задания на составные части;

- постановка наводящих вопросов.

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения помогает вовремя восполнять пробелы в знаниях обучающихся, шире использовать познавательные возможности учеников, поддерживать интерес к предмету.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!