«Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности».
Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником. Однако процесс усвоения знаний не может быть одинаков, совпадать у детей данной группы, класса.
В настоящее время в российском образовании применяется дифференциация:
- по возрастному составу (школьные классы, параллели);
- по полу (смешанные классы: мальчики и девочки);
- по области интересов (гуманитарные, физико – математические и др.);
- по уровню умственного развития (одарённые, способные, дети с ЗПР);
- по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие).
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход.
Тревожная проблема сегодняшней школы - неуспевающие дети. Выходу из создавшейся ситуации, в какой – то мере помогает уровневая дифференциация знаний и умений.
Цель уровневой дифференциации знаний и умений – обеспечить каждому школьнику базовый уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению. В соответствии с этим в каждой теме определяется необходимый нижний уровень знаний и умений, на основе которого формируется повышенный уровень усвоения материала.
Уровневая дифференциация обучения предусматривает:
- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь ученик;
- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню ученик, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);
- наряду с базовым уровнем ученику предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.
Метод обучения, о котором идёт речь, способствует сближению учителя и ученика, установлению доверительных отношений, помогает педагогу лучше и быстрее узнавать характер, способности каждого ребёнка. Дифференцированный подход позволяет всем школьникам успешно учиться.
При разделении учащихся на уровни необходимо учитывать желания самих учеников учиться на том или ином уровне. Для того чтобы такое желание не расходилось с возможностями ученика, надо учащимся дать шанс проявить себя, оценить свои силы и возможности.
Несколько простых советов:
1.Старайтесь найти в ребёнке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать.
2.Знайте, что ребёнку тогда интересно с вами, когда вам интересно с ним.
3.Давайте каждому ребёнку возможность сделать своё маленькое открытие.
4.Если ребёнку тяжело, то помогите найти такое задание, которое ему по силам.
5.Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учёбе.
6.Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам.
С одной стороны, признаётся ценность дифференцированного обучения, так как оно позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, профессиональных намерениях, способностях учеников и ориентацией процесса обучения на «среднего» ученика, которая неизбежно возникла в условиях классно – урочной системы.
С другой стороны, считается негуманным делить учащихся на группы, тем самым принимая на себя роль судьи, определяющего, кому какое образование дать. Тем более, что способы и методы, определяющие возможности ученика, далеко не совершенны.