СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Дифференцированное обучение как средство реализации ФГОС второго поколения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время российское образование реализует концепцию подготовки человека самостоятельного, конкурентно способного, самореализуещего свои способности, учитывающего свои возможности в профессии. Высоко квалифицированного специалиста невозможно подготовить без улучшения и совершенствования системы обучения, без использования современных технологий в учебно-воспитательном процессе - это и игровая технология,  технология проблемного обучения, сотрудничества,  модульное обучение, обучение развитию критического мышления и т.д. Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых важную  роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.

Просмотр содержимого документа
««Дифференцированное обучение как средство реализации ФГОС второго поколения»»

МАСТЕР – КЛАСС

«Дифференцированное обучение как средство реализации

ФГОС второго поколения»


1 слайд-

ПРИВЕТСТВИЕ

-Доброе утро, уважаемые коллеги. Поздравляем вас с Новым годом, Рождеством.

Валя: Желаем вам крепкого здоровья, душевных сил, творчества, мира и благополучия вашим семьям.


ВСТУПЛЕНИЕ

-В настоящее время российское образование реализует концепцию подготовки человека самостоятельного, конкурентно способного, самореализуещего свои способности, учитывающего свои возможности в профессии. Высоко квалифицированного специалиста невозможно подготовить без улучшения и совершенствования системы обучения.


2 слайд

По словам Ираиды Сергеевны Якиманской, доктора психологических наук:

«Без специальной организации учебной деятельности

не может быть эффективного усвоения знаний».

-Уважаемые коллеги, мы очень часто встречаемся с вами на методических днях, не раз рассматривали вопрос об использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе - это и игровая технология, технология проблемного обучения, сотрудничества, модульное обучение, обучение развитию критического мышления и т.д. Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых важную роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.

3 слайд

ТЕМА НАШЕГО МАСТЕР-КЛАССА «Дифференцированное обучение как средство реализации ФГОС второго поколения».


-Сегодня, уважаемые коллеги, мы уточним понятия «дифференцированное обучение» и «индивидуальный подход в обучении», обсудим, как строить процесс дифференцированного обучения в своем классе, поработаем в группах и выполним задания.


4 слайд

УПРАЖНЕНИЕ «СНЕЖИНКА»

Начать наш мастер-класс мы хотели бы с упражнения «Снежинка».

Возьмите, пожалуйста, салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывает ваш коллега, выполните следующие действия:

  • Сложите салфетку вдвое, оторвите правый верхний угол;

  • снова складываем салфетку вдвое, отрываем правый верхний угол;

  • в третий раз проделайте ту же самую операцию;

  • и в последний, четвертый раз складываем салфетку вдвое, и отрываем правый верхний угол.

Разверните салфетку и продемонстрируйте то, что у вас получилось.


-Как видите, коллеги, вы выполняли действия по одному алгоритму, а результат у всех разный. Как вы считаете, с чем это связано? Ваши предположения… Как это упражнение можно связать с темой нашего мастер-класса?


- Мы взяли это упражнение потому, что часто слышим от коллег что, когда вы всем детям объясняете одинаково, а результат получается разный. Вы задаётесь вопросом «Почему?» Ответ на поверхности, дети не похожи друг на друга, потому что   каждый имеет свою индивидуальность, свои возможности.


I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

-Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна гарантировать высокий уровень образования. Современная школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, учителя подбирают технологии, методы, приемы, модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

В школах дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются вместе по одним программам в одном классе. Речь идет не только о детях с ограниченными возможностями здоровья. Сюда относятся и талантливые дети, которым тоже требуется особый подход для эффективного обучения, и молодые спортсмены, которые зачастую после сборов и соревнований сталкиваются с проблемой адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни.

Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности. Соответственно, каждый из нас должен переосмыслить цели своей деятельности в соответствии с теми изменениями, которые вводятся новым образовательным стандартом.

Необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Такой дифференцированный подход обеспечивает гуманизацию процесса обучения, делает этот процесс комфортным для учащихся.


5 слайд

Давайте уточним понятия «дифференцированное обучение» и «индивидуальный подход в обучении»:

«Дифференцированное обучение» – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности». (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени).


6 слайд

«Индивидуальный подход в обучении» - важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка.


7слайд

Цель дифференцированного подхода - приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся.

Иными словами - создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей.

СУЩНОСТЬ - усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

МЕХАНИЗМ – методы индивидуального обучения


8слайд

Основы дифференциации:

1) всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, есть люди, занятые не своим делом;

2) взаимное превосходство - если у кого-то одно дело получается хуже, чем у других, значит, другое должно получаться лучше; это «другое» нужно искать педагогу;

3) неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.


Технология дифференцированного обучения включает в себя несколько составляющих: особую организацию учебного процесса, средства и методы работы преподавателя на уроке.


9 слайд

Для организации учебной деятельности на уроке можно использовать разные виды дифференциации:

1. Фронтальная дифференциация, когда все ученики группы выполняют общее задание;

2. Групповая дифференциация, все ученики группы разделены на мини группы и каждая из них, выполняет своё задание;

3. Внутригрупповая дифференциация, когда в каждой мини группе ученики делятся по индивидуально – психологическим особенностям или по уровню подготовленности и выполняют свои задания;

4. Персональная дифференциация, когда ученики выполняют индивидуальные задания с помощью учителя или самостоятельно без помощи и консультаций учителя.


10 слайд

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации учеников условно можно разделить на следующие группы:


1. По способу восприятия информации обучающихся - «визуалы», «аудиалы», «кинестетики».

  • 11 слайд Зрители-Визуалы-получают информацию зрительно

  • 12 слайд Аудиалы- Аудиалы - те, кто в основном получают информацию через слуховой канал.

  • 13 слайд Деятели- Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через такие ощущения как обоняние, осязание и с помощью движений.

14 слайд

Вторая условная группа

2. По уровню усвоения знаний – дети, с низким потенциалом развития, требующие постоянной дополнительной помощи;

дети, со средним темпом усвоения знаний; способные справиться самостоятельно;

дети, с высокой степенью обученности, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.


Как строить процесс дифференцированного обучения?

Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности.

Теоретики считают: по степени помощи ученику.

Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.


15 слайд

Для себя эту работу можно разбить на несколько этапов:

    1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся: физических, психологических и личностных.

В связи с этим вспоминаются слова К.Д. Ушинского «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях».

    1. Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

  • Различным уровнем усвоения материала;

  • Уровнем работоспособности и темпом;

  • Особенностям восприятия, памяти, мышления;

  • Уравновешенностью процессов возбуждения и торможения;

    1. Составление и подбор дифференцированных заданий

    2. Постоянный контроль за результатами работы учащихся.


Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению условных групп учащихся.

Это поможет определиться с тем, каким образом будет строиться подача информации в данном классе, чтобы каждый ребенок смог её усвоить и принять. На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Такой метод поможет сделать урок интересным и увлекательным для всего класса, предотвратить усталость детей, добиться более высоких результатов учебной деятельности школьников.


16 слайд


II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.Деление на группы.


Уважаемые коллеги, сейчас мы поработаем в группах. Вы условно разделены на три группы по способу восприятия информации: визуалы, аудиалы, кинестетики.


В 1 группе сидят «зрители»

Во 2 группе– «слушатели»

В 3 группе – «деятели»


17 слайд Урок русского языка. Тема: «Слова, которые выражающие различные чувства и их роль в речи».

2.Распределение заданий.

Карточки задания – 1 вариант (по уровню восприятия информации)

18 слайд Карточка для 1 группы: «Визуалы» (зрители)

Оформи картинку-комикс, надпишите реплики каждому из героев. Используйте слова «ах», «ох».

19 слайд Карточка для 2 группы: «Аудиалы» (слушатели)

Посмотрите мультфильм, распределите роли и озвучьте его.


21 слайд Карточка для 3 группы: «Кинестетики» (деятели)

Придумайте и покажите различные чувства при помощи междометий «Ох» и «Ах!», составьте предложения, в которых выражается:

  1. Сожаление

  2. Радость

  3. Удивление

  4. Усталость


3.Самостоятельная работа.

Покажите, что у вас получилось.


4. Демонстрация работ. При проверке включаем 20 слайд


22 слайд

Дифференцированные задания 2 часть практической работы

А теперь мы предлагаем вам самостоятельно составить задания для детей по уровню усвоения знаний.

1 группа- по русскому языку (сочинение)

2 группа- по математике (задача)

3 группа- по ОМ

Задания написаны на карточках.


Карточки задания – 2 вариант (по уровням усвоения знаний, уровню обученности)


Придумать задания для каждой из трех групп детей.

1 группа подбирает дифференцированные задания по русскому языку.

тема урока: Сочинение на тему: "Пришла зима".

- сочинение на тему: Пришла зима

-холодная зима, пушистый снег, крепкий мороз, маленькие ёлочки, лесные животные,

замёрзшая река, красногрудые снегири, кормушки для пернатых друзей



-Пришла … зима. Выпал … снег. Стоят … морозы. Земля покрылась … снегом. Деревья украшены … узорами инея. …река уснула до весны. … птицам холодно и голодно. Ребята кормят … друзей.



2 группа подбирает дифференцированные задания по математике

Дана задача: «В вазе лежало 5 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»

Задание для 1-й группы:

Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.

Задание для 2-ой группы:

Решите задачу двумя способами.

Задание для 3-й группы:

Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.

3 группа подбирает дифференцированные задания по окружающему миру.

Предлагаем разноуровневое задание при изучении нового материала и учете знаний на уроке, по теме: “Разнообразие растений” (III класс)

Задание для 3-й группы:

Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.

Задание для 2-й группы:

Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.

Задание для1-й группы:

Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ЗАЩИТА ПО ГРУППАМ. 23, 24, 25 слайды

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26 слайд

Как у любого метода обучения у дифференциации есть свои плюсы и минусы. Плюсы дифференцированного обучении перед вами на слайде


Плюсы дифференцированного обучения:

  1. Идет развитие сильных и выравнивание слабых.

  2. Адаптация учебного процесса к познавательным возможностям каждого ученика, предъявление соответствующих уровню его развития требова­ний, программ, учебников, методов и форм обучения.

  3. С первых школьных лет каждый ребенок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учеба сопровождается успехом.

  4. Дифференциация по уровню восприятия информации и типу темперамента способствуют развитию учебно-коммуникативных умений (умению слушать, выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии, аргументировать, доказывать).

  5. Повышается уровень "Я - концепции": сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

  6. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;


27 слайд

Отрицательные аспекты уровневой дифференциации тоже имеют место.


  1. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;

  2. Высвечивается социально-экономическое неравенство;

  3. Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;

  4. Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в ряд слабых переводятся неординарные дети;

  5. Понижается уровень "Я - концепции": в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс.


ВЫВОД

Давайте подведем итоги нашего мастер-класса.


Реализация дифференцированного подхода требует от учителя знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки, тщательного подбора дидактического материала, оснащение кабинета справочной и научно-популярной литературой, применение ИКТ. При построении системы дифференцированного обучения выбирайте такие виды, которые: реальны в рамках имеющихся дидактических возможностей, диктуются насущной необходимостью ситуации, обещают наибольшую эффективность и результативность обучения; не приводят к отрицательным последствиям, упущениям, недоработкам в формировании личности ребенка;

28 слайд И тогда у учащихся повысится интерес к учебной деятельности, сформируется положительная мотивация учения, и соответственно от чего главным образом будет зависеть высокий результат обучения. И мы получим школьника нового типа.

29 слайд

РЕФЛЕКСИЯ

А сейчас, уважаемые коллеги, используя приём «Перекрёстная дискуссия» проведем рефлексию нашей встречи. Заполните листы-опросники.

Я применяю дифференцированное обучение на своих уроках в системе


Да

Нет









Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.


Ваши отзывы и пожелания

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________




30 слайд

Живите долго, смейтесь часто!
Найдите суть вещей в добре.
Пусть в январе начнется СЧАСТЬЕ
И не иссякнет в декабре!

31 слайд

Спасибо за внимание!

Желаем творческих успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!