МАСТЕР – КЛАСС
«Дифференцированное обучение как средство реализации
ФГОС второго поколения»
1 слайд-
ПРИВЕТСТВИЕ
-Доброе утро, уважаемые коллеги. Поздравляем вас с Новым годом, Рождеством.
Валя: Желаем вам крепкого здоровья, душевных сил, творчества, мира и благополучия вашим семьям.
ВСТУПЛЕНИЕ
-В настоящее время российское образование реализует концепцию подготовки человека самостоятельного, конкурентно способного, самореализуещего свои способности, учитывающего свои возможности в профессии. Высоко квалифицированного специалиста невозможно подготовить без улучшения и совершенствования системы обучения.
2 слайд
По словам Ираиды Сергеевны Якиманской, доктора психологических наук:
«Без специальной организации учебной деятельности
не может быть эффективного усвоения знаний».
-Уважаемые коллеги, мы очень часто встречаемся с вами на методических днях, не раз рассматривали вопрос об использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе - это и игровая технология, технология проблемного обучения, сотрудничества, модульное обучение, обучение развитию критического мышления и т.д. Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых важную роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.
3 слайд
ТЕМА НАШЕГО МАСТЕР-КЛАССА «Дифференцированное обучение как средство реализации ФГОС второго поколения».
-Сегодня, уважаемые коллеги, мы уточним понятия «дифференцированное обучение» и «индивидуальный подход в обучении», обсудим, как строить процесс дифференцированного обучения в своем классе, поработаем в группах и выполним задания.
4 слайд
УПРАЖНЕНИЕ «СНЕЖИНКА»
Начать наш мастер-класс мы хотели бы с упражнения «Снежинка».
Возьмите, пожалуйста, салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывает ваш коллега, выполните следующие действия:
Сложите салфетку вдвое, оторвите правый верхний угол;
снова складываем салфетку вдвое, отрываем правый верхний угол;
в третий раз проделайте ту же самую операцию;
и в последний, четвертый раз складываем салфетку вдвое, и отрываем правый верхний угол.
Разверните салфетку и продемонстрируйте то, что у вас получилось.
-Как видите, коллеги, вы выполняли действия по одному алгоритму, а результат у всех разный. Как вы считаете, с чем это связано? Ваши предположения… Как это упражнение можно связать с темой нашего мастер-класса?
- Мы взяли это упражнение потому, что часто слышим от коллег что, когда вы всем детям объясняете одинаково, а результат получается разный. Вы задаётесь вопросом «Почему?» Ответ на поверхности, дети не похожи друг на друга, потому что каждый имеет свою индивидуальность, свои возможности.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
-Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна гарантировать высокий уровень образования. Современная школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, учителя подбирают технологии, методы, приемы, модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
В школах дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются вместе по одним программам в одном классе. Речь идет не только о детях с ограниченными возможностями здоровья. Сюда относятся и талантливые дети, которым тоже требуется особый подход для эффективного обучения, и молодые спортсмены, которые зачастую после сборов и соревнований сталкиваются с проблемой адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни.
Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности. Соответственно, каждый из нас должен переосмыслить цели своей деятельности в соответствии с теми изменениями, которые вводятся новым образовательным стандартом.
Необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Такой дифференцированный подход обеспечивает гуманизацию процесса обучения, делает этот процесс комфортным для учащихся.
5 слайд
Давайте уточним понятия «дифференцированное обучение» и «индивидуальный подход в обучении»:
«Дифференцированное обучение» – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности». (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени).
6 слайд
«Индивидуальный подход в обучении» - важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка.
7слайд
Цель дифференцированного подхода - приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся.
Иными словами - создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей.
СУЩНОСТЬ - усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)
МЕХАНИЗМ – методы индивидуального обучения
8слайд
Основы дифференциации:
1) всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, есть люди, занятые не своим делом;
2) взаимное превосходство - если у кого-то одно дело получается хуже, чем у других, значит, другое должно получаться лучше; это «другое» нужно искать педагогу;
3) неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Технология дифференцированного обучения включает в себя несколько составляющих: особую организацию учебного процесса, средства и методы работы преподавателя на уроке.
9 слайд
Для организации учебной деятельности на уроке можно использовать разные виды дифференциации:
1. Фронтальная дифференциация, когда все ученики группы выполняют общее задание;
2. Групповая дифференциация, все ученики группы разделены на мини группы и каждая из них, выполняет своё задание;
3. Внутригрупповая дифференциация, когда в каждой мини группе ученики делятся по индивидуально – психологическим особенностям или по уровню подготовленности и выполняют свои задания;
4. Персональная дифференциация, когда ученики выполняют индивидуальные задания с помощью учителя или самостоятельно без помощи и консультаций учителя.
10 слайд
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации учеников условно можно разделить на следующие группы:
1. По способу восприятия информации обучающихся - «визуалы», «аудиалы», «кинестетики».
11 слайд Зрители-Визуалы-получают информацию зрительно
12 слайд Аудиалы- Аудиалы - те, кто в основном получают информацию через слуховой канал.
13 слайд Деятели- Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через такие ощущения как обоняние, осязание и с помощью движений.
14 слайд
Вторая условная группа
2. По уровню усвоения знаний – дети, с низким потенциалом развития, требующие постоянной дополнительной помощи;
дети, со средним темпом усвоения знаний; способные справиться самостоятельно;
дети, с высокой степенью обученности, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Как строить процесс дифференцированного обучения?
Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности.
Теоретики считают: по степени помощи ученику.
Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
15 слайд
Для себя эту работу можно разбить на несколько этапов:
Изучение индивидуальных особенностей учащихся: физических, психологических и личностных.
В связи с этим вспоминаются слова К.Д. Ушинского «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях».
Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:
Различным уровнем усвоения материала;
Уровнем работоспособности и темпом;
Особенностям восприятия, памяти, мышления;
Уравновешенностью процессов возбуждения и торможения;
Составление и подбор дифференцированных заданий
Постоянный контроль за результатами работы учащихся.
Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению условных групп учащихся.
Это поможет определиться с тем, каким образом будет строиться подача информации в данном классе, чтобы каждый ребенок смог её усвоить и принять. На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Такой метод поможет сделать урок интересным и увлекательным для всего класса, предотвратить усталость детей, добиться более высоких результатов учебной деятельности школьников.
16 слайд
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Деление на группы.
Уважаемые коллеги, сейчас мы поработаем в группах. Вы условно разделены на три группы по способу восприятия информации: визуалы, аудиалы, кинестетики.
В 1 группе сидят «зрители»
Во 2 группе– «слушатели»
В 3 группе – «деятели»
17 слайд Урок русского языка. Тема: «Слова, которые выражающие различные чувства и их роль в речи».
2.Распределение заданий.
Карточки задания – 1 вариант (по уровню восприятия информации)
18 слайд Карточка для 1 группы: «Визуалы» (зрители)
Оформи картинку-комикс, надпишите реплики каждому из героев. Используйте слова «ах», «ох».
19 слайд Карточка для 2 группы: «Аудиалы» (слушатели)
Посмотрите мультфильм, распределите роли и озвучьте его.
21 слайд Карточка для 3 группы: «Кинестетики» (деятели)
Придумайте и покажите различные чувства при помощи междометий «Ох» и «Ах!», составьте предложения, в которых выражается:
Сожаление
Радость
Удивление
Усталость
3.Самостоятельная работа.
Покажите, что у вас получилось.
4. Демонстрация работ. При проверке включаем 20 слайд
22 слайд
Дифференцированные задания 2 часть практической работы
А теперь мы предлагаем вам самостоятельно составить задания для детей по уровню усвоения знаний.
1 группа- по русскому языку (сочинение)
2 группа- по математике (задача)
3 группа- по ОМ
Задания написаны на карточках.
Карточки задания – 2 вариант (по уровням усвоения знаний, уровню обученности)
Придумать задания для каждой из трех групп детей.
1 группа подбирает дифференцированные задания по русскому языку.
тема урока: Сочинение на тему: "Пришла зима".
- сочинение на тему: Пришла зима
-холодная зима, пушистый снег, крепкий мороз, маленькие ёлочки, лесные животные,
замёрзшая река, красногрудые снегири, кормушки для пернатых друзей
-Пришла … зима. Выпал … снег. Стоят … морозы. Земля покрылась … снегом. Деревья украшены … узорами инея. …река уснула до весны. … птицам холодно и голодно. Ребята кормят … друзей.
2 группа подбирает дифференцированные задания по математике
Дана задача: «В вазе лежало 5 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»
Задание для 1-й группы:
Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.
Задание для 2-ой группы:
Решите задачу двумя способами.
Задание для 3-й группы:
Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.
3 группа подбирает дифференцированные задания по окружающему миру.
Предлагаем разноуровневое задание при изучении нового материала и учете знаний на уроке, по теме: “Разнообразие растений” (III класс)
Задание для 3-й группы:
Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.
Задание для 2-й группы:
Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.
Задание для1-й группы:
Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ЗАЩИТА ПО ГРУППАМ. 23, 24, 25 слайды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26 слайд
Как у любого метода обучения у дифференциации есть свои плюсы и минусы. Плюсы дифференцированного обучении перед вами на слайде
Плюсы дифференцированного обучения:
Идет развитие сильных и выравнивание слабых.
Адаптация учебного процесса к познавательным возможностям каждого ученика, предъявление соответствующих уровню его развития требований, программ, учебников, методов и форм обучения.
С первых школьных лет каждый ребенок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учеба сопровождается успехом.
Дифференциация по уровню восприятия информации и типу темперамента способствуют развитию учебно-коммуникативных умений (умению слушать, выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии, аргументировать, доказывать).
Повышается уровень "Я - концепции": сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
27 слайд
Отрицательные аспекты уровневой дифференциации тоже имеют место.
Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
Высвечивается социально-экономическое неравенство;
Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;
Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в ряд слабых переводятся неординарные дети;
Понижается уровень "Я - концепции": в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс.
ВЫВОД
Давайте подведем итоги нашего мастер-класса.
Реализация дифференцированного подхода требует от учителя знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки, тщательного подбора дидактического материала, оснащение кабинета справочной и научно-популярной литературой, применение ИКТ. При построении системы дифференцированного обучения выбирайте такие виды, которые: реальны в рамках имеющихся дидактических возможностей, диктуются насущной необходимостью ситуации, обещают наибольшую эффективность и результативность обучения; не приводят к отрицательным последствиям, упущениям, недоработкам в формировании личности ребенка;
28 слайд И тогда у учащихся повысится интерес к учебной деятельности, сформируется положительная мотивация учения, и соответственно от чего главным образом будет зависеть высокий результат обучения. И мы получим школьника нового типа.
29 слайд
РЕФЛЕКСИЯ
А сейчас, уважаемые коллеги, используя приём «Перекрёстная дискуссия» проведем рефлексию нашей встречи. Заполните листы-опросники.
Я применяю дифференцированное обучение на своих уроках в системе |
Да | Нет |
| |
| |
| |
| |
Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод. |
Ваши отзывы и пожелания ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
30 слайд
Живите долго, смейтесь часто!
Найдите суть вещей в добре.
Пусть в январе начнется СЧАСТЬЕ
И не иссякнет в декабре!
31 слайд
Спасибо за внимание!
Желаем творческих успехов!