Доклад по самообразованию
На тему: «Дифференцированный подход в физическом воспитании учащихся»
ГБОУ СОШ №1383
Учитель: Софьина Л.М.
В своей работе предлагаю при проведении уроков физической культуры делить учащихся на три группы – сильную, среднюю и слабую по степени их физического развития и уровню развития двигательных навыков.
Ученики дифференцированы на 4 типологические группы по степени их физической работоспособности и уровню двигательных качеств.
На группы ученики распределяются с учетом данных углубленного медицинского осмотра. Где отмечаются показатели физического развития (рост, масса тела, состояние осанки и стопы) и двигательных способностей (сила, быстрота, скоростно-силовых качеств, равновесие и др.), кроме того учитываются данные анализа качественных характеристик движений в основных локомоциях (ходьба, бег, прыжки, метания и т.д.).
Учет большого числа психофизических показателей позволяет сформировать группы по их относительной однородности, при этом выявлено, что ученики разных групп неодновременно овладевают двигательными умениями и навыками, по-разному переносят физические нагрузки, развиваются физически, запоминают и воспроизводят теоретический материал по физической культуре, в связи с чем для каждой группы учеников, следовательно определяется коррекционно-дидактический материал и дозировка упражнений.
Например, ученики 9 «в» класса делятся на 4 группы, и каждая группа получает отдельное задание и дозировку.
Ученики 1 группы – имеют физическое развитие и уровень двигательных способностей как средний и иногда выше среднего. Они не страдают соматическими заболеваниями, быстрее других овладевают двигательными умениями и навыками, имеют в основном положительные психолого-педагогические характеристики. Мои наблюдения показали, что эти ученики могут выполнять достаточно высокие физические нагрузки, легко их переносить и быстро после них восстанавливаются.
Физическое развитие и уровень двигательной подготовленности учащихся, отнесенных ко 2 типологической группе – можно определить как среднее, они медленнее овладевают двигательными умениями и навыками. У них часто отмечаются сопутствующие основному дефекту нарушения – ослабленное зрение, неправильная осанка, ожирение 1 степени. Эти ученики выдерживают достаточно высокие нагрузки, быстро восстанавливаются после них, однако в целом уступают 1 группе по этим параметрам.
Ученики 3 группы – имеют средний или ниже среднего уровень физического развития. Примерно так же, как дети, отнесенные ко 2 группе, иногда чуть медленнее, овладевают двигательными умениями и навыками. Эти ученики страдают серьезными соматическими заболеваниями. К таковым относятся заболевания зрительного, слухового аппарата, ожирение 2 степени, нарушение осанки и стопы и др. У этих детей отмечаются много отрицательных черт: неустойчивость внимания, раздражительность, неумение доводить начатое до конца. Таким учащимся я планирую незначительные физические нагрузки, с которыми они легко справляются и после которых легко восстанавливаются. При этом упражнения выполняются небольшими порциями в течении всего урока, что позволяет ученикам выполнять достаточный объем при относительно невысокой нагрузке на организм.
Уровень физического развития учеников 4 группы – ниже среднего, эти учащиеся могут овладеть лишь элементарными упражнениями и навыками в таких локомоциях, как бег, ходьба. В прыжках же и метаниях только некоторые из них могут научиться элементарным движениям. Наличие основного дефекта сопутствуют у них различные соматические заболевания – нарушения зрения, энурез, ожирение, головные боли, головокружения и другие. Ученики этой группы отмечаются такими особенностями, как неустойчивость внимания, отклонения в поведении, неумение пользоваться карточками, низкая работоспособность, неумение доводить начатое до конца. Физические нагрузки таким детям планирую минимальные, с учетом их умственного развития, соматических заболеваний, степени овладения двигательными умениями и навыками. Упражнения выполняются небольшими пропорциями.
Мои наблюдения позволили установить, что при выполнении физических упражнений учащиеся одних и тех же групп показывают порой существенные различия. Например, ученик, отнесенный к 1 группе, имеет по сравнению с остальными низкий результат в упражнениях на равновесие, а зачисленный в 3 группу, напротив, сравнительно высокий. В связи с этим группы на уроках формируются с учетом возможностей каждого ученика к выполнению данного упражнения и раздела программы.
Очевидно, следует исходить из того, что группы, сформированные по признакам психомоторного развития ребенка, являются лишь основой для дифференцированного подхода, а сама дифференциация должна быть не статичным а динамичным процессом. В течении урока мне приходится частично переформировывать группы, хотя большинство учащихся, как правило, выполняют упражнения в составе своей группы. Таким образом, фактически я использую в процессе обучения индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
Дифференцирование учащихся на группы производится мною в начале учебного года. Через полгода занятий становится возможен переход некоторых учащихся в группу рангом выше. Эта возможность отмечается прежде всего у учащихся 2,3,4 групп.
В заключении хотелось бы отметить, проблему не понимания учителей системы дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения. Учителям следует применять дифференцированный подход на своих уроках, так как уменьшает опасность физических перегрузок на учащихся в процессе учебных занятий по физкультуре. В рамках групповой организации сочетаются преимущества фронтальной и индивидуальной форм организации занятий. Подгрупповая форма обучения позволяет дифференцировать учебные задания для учащихся с примерно одинаковыми уровнями обучаемости и подготовленности. Одна из самых важных проблем на данный момент заключается в совершенствование материально-технического оснащения (плоскостная спортивная площадка, бассейна), спортивного оборудования, инвентаря и технических средств для формирования двигательных навыков и развития физических качеств (тренажеры коллективного и индивидуального пользования (велотренажеры, гребные, силовые тренажеры, беговые дорожки, гимнастические комплексы). Способствующие для исправления нарушения осанки, позвоночника, плоскостопия. Спортивный инвентарь также способствует созданию максимально благоприятных условий для прочного и быстрого формирования двигательных навыков и развития физических качеств.
Большая часть практических тем, включенных в программу физического воспитания, не может быть полноценно усвоена без наличия специального спортивного оборудования, инвентаря и технических средств обучения.