СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Диффузия  в жидкостях, газах и твердых телах » (Технологическая карта изучения темы)

Класс,  предмет:  7 класс . Физика.

Тема урока: Диффузия  в жидкостях, газах и твердых телах.

Тип урока: Ознакомление  с новым материалом 

Вид урока: Урок – презентация. Урок – практикум.

Цели урока:

Изучение диффузии в газах, жидкостях и твердых телах;

Изучение различий в скорости протекания диффузии твердых тел, жидкостей и газов;

Изучение зависимости скорости движения молекул от температуры тела.

        Оборудование: мультимедийный стакан с водой, кристаллы марганцовки, освежитель воздуха, мультимедиа проектор, компьютер.крупинки кофе

Просмотр содержимого документа
«Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах.»

Тема: «Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах »
(Технологическая карта изучения темы)

Класс, предмет: 7 класс . Физика.

Тема урока: Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах.

Тип урока: Ознакомление с новым материалом

Вид урока: Урок – презентация. Урок – практикум.

Цели урока:

Изучение диффузии в газах, жидкостях и твердых телах;

Изучение различий в скорости протекания диффузии твердых тел, жидкостей и газов;

Изучение зависимости скорости движения молекул от температуры тела.

Оборудование: мультимедийный стакан с водой, кристаллы марганцовки, освежитель воздуха, мультимедиа проектор, компьютер.крупинки кофе

Этапы уроков

1 этап «Организационный»

Цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Создать позитивный настрой на урок.

Здравствуйте. Сегодня мы с Вами познакомимся новой темой, продолжим работу по изучению курса физики, в течение урока каждый сможет показать свои знания и получить положительную оценку.

Слушают учителя
Положительный настрой на учебную деятельность.


2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся»

Познакомить с целями и задачами урока.

Проверка ранее усвоенных знаний. (фронтальный опрос)

  1. Из чего состоят вещества?

  2. Что такое молекула?

  3. Что вы знаете о размерах молекул?

  4. Что происходит с молекулами при нагревании тела?

  5. Из чего состоят молекулы?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся правильно отвечают на вопросы, опираясь на ранее полученные знания.

3 этап «Актуализация опорного материала»

Повторить ранее полученные знания с помощью кроссворда и определить тему урока.

  1. Определение темы урока с помощью кроссворда. Предлагаю вам самим определить тему урока.

1

 

 

 

 

д

 

 

 

 


2

 

 

 

 

и

 






3

ф

 

 

 

 

 






4

ф

 

 

 

 

 

 


5

 

 

 

 

у

 

 



6

 

з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

и

 



я

 

 

 

 

 

 



Вопросы к кроссворду:

  1. Прибор для измерения времени. (Секундомер)

  2. Всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания. (Материя)

  3. Наука о явлениях природы. (Физика)

  4. Буквенная запись закона. (Формула)

  5. Наименьшая частица вещества. (Молекула)

  6. Агрегатное состояние вещества. (Газообразное)

  7. Особое расположение молекул. (Строение)

  8. Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире. (Явление)

  1. Слово учителю и запись темы урока в тетрадь.

Как много удивительного и интересного происходит вокруг нас! Многое хочется узнать, попытаться объяснить самостоятельно. На предыдущем уроке мы выдвинули гипотезу о том, что все тела состоят из мельчайших частиц. Сегодня на уроке продолжим работать над нашей гипотезой, попытаемся узнать что-нибудь еще об этих мельчайших частицах вещества. Тема урока «Диффузия».

Желающие ученики выходят к доске, отгадывают кроссворд.

Правильно выполнив кроссворд, у учащихся получается слово, с помощью которого формируется тема урока.

4 этап «Первичное усвоение новых знаний»

Познакомить учащихся с новым понятием диффузия, с помощью эксперимента.

Учитель распыляет освежитель воздуха в конце кабинета, в то время пока учащиеся записывают тему в тетрадь и задаёт вопросы:

1) Все ли учащиеся почувствовали запах?

2) Почему те учащиеся, которые находятся далеко от места распыления, почувствовали запах не сразу?

Вопросы – подсказки:

1) Из чего состоит вещество?

2) Как движутся молекулы?

Слушают объяснение учителя, записывают теоретический материал в тетрадь.

По ходу занятия составление теоретического конспекта урока.

5 этап «Изучение новых знаний»

На основе опытов делаем выводы о явлении диффузия, о скорости ее протекания и от чего она зависит.

Учитель демонстрирует интерактивный опыт:

Процесс взаимной диффузии газов в двух сообщающихся сосудах.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/74043d2c-0c1e-452c-84e1-441c867e0245/molek4.htm

Помогает сформулировать определение диффузии.

ДИФФУЗИЯ – ЯВЛЕНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ПРОИСХОДИТ ВЗАИМНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ МОЛЕКУЛ ОДНОГО ВЕЩЕСТВА МЕЖДУ МОЛЕКУЛАМИ ДРУГОГО.

Помогает сформулировать определение диффузии.

Даёт задание записать определение в тетрадь, сделав схематический рисунок.


Как происходит диффузия? Как мы знаем, молекулы любого вещества находятся на некотором расстоянии друг от друга и беспрерывно хаотично движутся. Именно поэтому отдельные молекулы (как ни странно это звучит) хаотично перемещаясь, проникают в промежутки между молекулами воздуха, сталкиваются с ними и, таким образом, перемещаются все дальше и дальше от источника. Это и есть явление диффузии. Диффузия в газах и жидкостях происходит легче и быстрее, чем диффузия в твердых телах, так как молекулы в газах и жидкостях, соответственно, движутся свободнее, и расстояние между ними больше, чем в твердом теле. Где диффузия происходит быстрее?

Предлагает поработать в группах.

Выполнить учащимся эксперимент: диффузия жидкости в холодной и в горячей воде.

1.На каждом столе находятся два одинаковых стеклянных сосуда с одинаковым количеством воды, но различной температуры, с помощью кристаллов марганцовки пронаблюдать диффузию в жидкости различной температуры и сделать выводДля этого берем стакан с водой и несколько крупинок обыкновенной марганцовки, йода или зеленки. Опускаем крупинки в воду и наблюдаем, как марганцовка, растворяясь в воде, постепенно занимает все больший объем стакана, до тех пор, пока не окрасит всю воду в равномерно розовый цвет.

Это пример диффузии в жидкостях, который демонстрирует диффузию наглядно и показывает, что в жидкостях диффузия происходит медленнее, чем в газах.

2.Простой и доступный каждому пример – это взять два куска разноцветного пластилина и разминая их в руках, наблюдать, как смешиваются цвета. А, соответственно, без внешнего воздействия, если просто прижать два куска друг к другу, потребуются месяцы или даже годы, чтобы два цвета хоть немного перемешались, так сказать, проникли один в одного.

3. В два одинаковых стеклянных сосуда налейте одинаковое количество воды, но различной температуры. С вверху поместите несколько крупинок растворимого кофе.  Пронаблюдаете, что происходит (1 – 2 мин).

4. Примеры диффузии в природе (диффузия в газах)

Примером диффузии в природе может служить принципиально важный для жизни процесс – дыхание. Именно благодаря диффузии кислород из легких попадает в кровь, а из крови – в органы и ткани организма. Благодаря диффузии выдыхаемый нами углекислый газ не скапливается вокруг нас, а рассеивается в пространстве и смешивается с кислородом, поэтому мы можем длительное время спокойно дышать в закрытой комнате без ветра.

Однако, время от времени все равно необходимо проветривать комнату и впускать свежий воздух, насыщенный кислородом, который опять же благодаря диффузии, быстро распространяется по всему объему комнаты.

5. Даёт задание поработать с параграфом в учебнике, рассмотреть диффузию в твёрдых телах, на примере гладко отшлифованной пластинки свинца и золота.

Выво после каждого эксперимента.

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

Итак, мы уже выяснили, что скорость диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся соприкасающиеся тела – в твердом, жидком или газообразном. Сейчас в обоих сосудах в диффузии участвуют одни и те же вещества, находящиеся в одних и тех же агрегатных состояниях. Значит, скорость протекания диффузии должна быть одинакова? Но результат опыта свидетельствует об обратном. Почему?

Вывод: В теле с более высокой температурой молекулы движутся быстрее, а значит и быстрее протекает диффузия.

Учащиеся записывают теоретический материал, проделывают опыты, делают выводы с записью в тетрадь.

Усвоение основных понятий и полное усвоение всего материала урока.

6 этап «Закрепление новых знаний»

Проверить степень усвоения знаний с помощью теста.

Для закрепления полученных знаний я предлагаю вам выполнить тест.

К какому классу понятий относится диффузия?

А) к физической величине;

Б) к физической единице измерения;

В) к физическому явлению.

2.Что является причиной явления диффузии?

А) движение молекул;

Б) наличие промежутков;

В) размеры молекул.

3.В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро?

А) в газообразном

Б) в твердом

В) в жидком

4.Укажите пример диффузии в жидкостях:

А) спирт растворяется в воде.

Б) запах духов распространяется в комнате.

В) запах нафталина распространяется в воздухе.

5.Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела?

А) увеличение скорости движения молекул.

Б) увеличение беспорядочности движения молекул.

В) увеличение промежутков между молекулами.

(Правильные ответы выделены жирным шрифтом)


Учащимся предлагается выполнить задания тестового характера на усвоение пройденного материала в тетради. Проверка теста в парах по ответам на слайде.

Максимально правильное выполнение заданий.

7 этап «Домашнее задание»

§ 9, задание № 2 (страница 23 учебника); по желанию напишите досье (используя дополнительную литературу и интернет сайт) “Диффузия в металлах”, “Диффузия обеспечивает безопасность”

8 этап «Рефлексия»




Проводит рефлексию, анализирует.

  • я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • занятия дали мне для жизни…

мне захотелось…

Организует обсуждение достижений. Выставляет оценки.

Даёт задание:

Выбрать ту «мордашку», которая соответствует настроению учащихся в данный момент времени

Учащиеся отвечают фронтально на поставленный вопрос учителя, высказывают свою точку зрения, задают вопросы.

Минимальное количество возникших трудностей, полное понимание изученного материала.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!