СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: «Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах » (Технологическая карта изучения темы)
Класс, предмет: 7 класс . Физика.
Тема урока: Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах.
Тип урока: Ознакомление с новым материалом
Вид урока: Урок – презентация. Урок – практикум.
Цели урока:
Изучение диффузии в газах, жидкостях и твердых телах;
Изучение различий в скорости протекания диффузии твердых тел, жидкостей и газов;
Изучение зависимости скорости движения молекул от температуры тела.
Оборудование: мультимедийный стакан с водой, кристаллы марганцовки, освежитель воздуха, мультимедиа проектор, компьютер.крупинки кофе
Тема: «Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах »
(Технологическая карта изучения темы)
Класс, предмет: 7 класс . Физика.
Тема урока: Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах.
Тип урока: Ознакомление с новым материалом
Вид урока: Урок – презентация. Урок – практикум.
Цели урока:
Изучение диффузии в газах, жидкостях и твердых телах;
Изучение различий в скорости протекания диффузии твердых тел, жидкостей и газов;
Изучение зависимости скорости движения молекул от температуры тела.
Оборудование: мультимедийный стакан с водой, кристаллы марганцовки, освежитель воздуха, мультимедиа проектор, компьютер.крупинки кофе
Этапы уроков
1 этап «Организационный» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель | Ситуативные задания | Деятельность ученика | Планируемый результат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создать позитивный настрой на урок. | Здравствуйте. Сегодня мы с Вами познакомимся новой темой, продолжим работу по изучению курса физики, в течение урока каждый сможет показать свои знания и получить положительную оценку. | Слушают учителя | Положительный настрой на учебную деятельность.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познакомить с целями и задачами урока. | Проверка ранее усвоенных знаний. (фронтальный опрос)
| Учащиеся отвечают на вопросы. | Учащиеся правильно отвечают на вопросы, опираясь на ранее полученные знания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап «Актуализация опорного материала» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторить ранее полученные знания с помощью кроссворда и определить тему урока. |
Вопросы к кроссворду:
Как много удивительного и интересного происходит вокруг нас! Многое хочется узнать, попытаться объяснить самостоятельно. На предыдущем уроке мы выдвинули гипотезу о том, что все тела состоят из мельчайших частиц. Сегодня на уроке продолжим работать над нашей гипотезой, попытаемся узнать что-нибудь еще об этих мельчайших частицах вещества. Тема урока «Диффузия». | Желающие ученики выходят к доске, отгадывают кроссворд. | Правильно выполнив кроссворд, у учащихся получается слово, с помощью которого формируется тема урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 этап «Первичное усвоение новых знаний» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познакомить учащихся с новым понятием диффузия, с помощью эксперимента. | Учитель распыляет освежитель воздуха в конце кабинета, в то время пока учащиеся записывают тему в тетрадь и задаёт вопросы: 1) Все ли учащиеся почувствовали запах? 2) Почему те учащиеся, которые находятся далеко от места распыления, почувствовали запах не сразу? Вопросы – подсказки: 1) Из чего состоит вещество? 2) Как движутся молекулы? | Слушают объяснение учителя, записывают теоретический материал в тетрадь. | По ходу занятия составление теоретического конспекта урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 этап «Изучение новых знаний» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На основе опытов делаем выводы о явлении диффузия, о скорости ее протекания и от чего она зависит. | Учитель демонстрирует интерактивный опыт: Процесс взаимной диффузии газов в двух сообщающихся сосудах. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/74043d2c-0c1e-452c-84e1-441c867e0245/molek4.htm Помогает сформулировать определение диффузии. ДИФФУЗИЯ – ЯВЛЕНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ПРОИСХОДИТ ВЗАИМНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ МОЛЕКУЛ ОДНОГО ВЕЩЕСТВА МЕЖДУ МОЛЕКУЛАМИ ДРУГОГО. Помогает сформулировать определение диффузии. Даёт задание записать определение в тетрадь, сделав схематический рисунок.
Предлагает поработать в группах. Выполнить учащимся эксперимент: диффузия жидкости в холодной и в горячей воде. 1.На каждом столе находятся два одинаковых стеклянных сосуда с одинаковым количеством воды, но различной температуры, с помощью кристаллов марганцовки пронаблюдать диффузию в жидкости различной температуры и сделать выводДля этого берем стакан с водой и несколько крупинок обыкновенной марганцовки, йода или зеленки. Опускаем крупинки в воду и наблюдаем, как марганцовка, растворяясь в воде, постепенно занимает все больший объем стакана, до тех пор, пока не окрасит всю воду в равномерно розовый цвет. Это пример диффузии в жидкостях, который демонстрирует диффузию наглядно и показывает, что в жидкостях диффузия происходит медленнее, чем в газах. 2.Простой и доступный каждому пример – это взять два куска разноцветного пластилина и разминая их в руках, наблюдать, как смешиваются цвета. А, соответственно, без внешнего воздействия, если просто прижать два куска друг к другу, потребуются месяцы или даже годы, чтобы два цвета хоть немного перемешались, так сказать, проникли один в одного. 3. В два одинаковых стеклянных сосуда налейте одинаковое количество воды, но различной температуры. С вверху поместите несколько крупинок растворимого кофе. Пронаблюдаете, что происходит (1 – 2 мин). 4. Примеры диффузии в природе (диффузия в газах)Примером диффузии в природе может служить принципиально важный для жизни процесс – дыхание. Именно благодаря диффузии кислород из легких попадает в кровь, а из крови – в органы и ткани организма. Благодаря диффузии выдыхаемый нами углекислый газ не скапливается вокруг нас, а рассеивается в пространстве и смешивается с кислородом, поэтому мы можем длительное время спокойно дышать в закрытой комнате без ветра. Однако, время от времени все равно необходимо проветривать комнату и впускать свежий воздух, насыщенный кислородом, который опять же благодаря диффузии, быстро распространяется по всему объему комнаты. 5. Даёт задание поработать с параграфом в учебнике, рассмотреть диффузию в твёрдых телах, на примере гладко отшлифованной пластинки свинца и золота. Выво после каждого эксперимента. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ Итак, мы уже выяснили, что скорость диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся соприкасающиеся тела – в твердом, жидком или газообразном. Сейчас в обоих сосудах в диффузии участвуют одни и те же вещества, находящиеся в одних и тех же агрегатных состояниях. Значит, скорость протекания диффузии должна быть одинакова? Но результат опыта свидетельствует об обратном. Почему? Вывод: В теле с более высокой температурой молекулы движутся быстрее, а значит и быстрее протекает диффузия. | Учащиеся записывают теоретический материал, проделывают опыты, делают выводы с записью в тетрадь. | Усвоение основных понятий и полное усвоение всего материала урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 этап «Закрепление новых знаний» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверить степень усвоения знаний с помощью теста. | Для закрепления полученных знаний я предлагаю вам выполнить тест. К какому классу понятий относится диффузия? А) к физической величине; Б) к физической единице измерения; В) к физическому явлению. 2.Что является причиной явления диффузии? А) движение молекул; Б) наличие промежутков; В) размеры молекул. 3.В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро? А) в газообразном Б) в твердом В) в жидком 4.Укажите пример диффузии в жидкостях: А) спирт растворяется в воде. Б) запах духов распространяется в комнате. В) запах нафталина распространяется в воздухе. 5.Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела? А) увеличение скорости движения молекул. Б) увеличение беспорядочности движения молекул. В) увеличение промежутков между молекулами. (Правильные ответы выделены жирным шрифтом)
| Учащимся предлагается выполнить задания тестового характера на усвоение пройденного материала в тетради. Проверка теста в парах по ответам на слайде. | Максимально правильное выполнение заданий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 этап «Домашнее задание» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
§ 9, задание № 2 (страница 23 учебника); по желанию напишите досье (используя дополнительную литературу и интернет сайт) “Диффузия в металлах”, “Диффузия обеспечивает безопасность” | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 этап «Рефлексия» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Проводит рефлексию, анализирует.
мне захотелось… Организует обсуждение достижений. Выставляет оценки. Даёт задание: Выбрать ту «мордашку», которая соответствует настроению учащихся в данный момент времени | Учащиеся отвечают фронтально на поставленный вопрос учителя, высказывают свою точку зрения, задают вопросы. | Минимальное количество возникших трудностей, полное понимание изученного материала. |
© 2018, Коваленко Алла Петровна 2376 20