Повторить ранее полученные знания с помощью кроссворда и определить тему урока. | Определение темы урока с помощью кроссворда. Предлагаю вам самим определить тему урока. | 1 | | | | | д | | | | | | 2 | | | | | и | | | | | | | 3 | ф | | | | | | | | | | | 4 | ф | | | | | | | | 5 | | | | | у | | | | | 6 | | з | | | | | | | | | | 7 | | | | | | и | | | | я | | | | | | | | Вопросы к кроссворду: Прибор для измерения времени. (Секундомер) Всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания. (Материя) Наука о явлениях природы. (Физика) Буквенная запись закона. (Формула) Наименьшая частица вещества. (Молекула) Агрегатное состояние вещества. (Газообразное) Особое расположение молекул. (Строение) Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире. (Явление) Слово учителю и запись темы урока в тетрадь. Как много удивительного и интересного происходит вокруг нас! Многое хочется узнать, попытаться объяснить самостоятельно. На предыдущем уроке мы выдвинули гипотезу о том, что все тела состоят из мельчайших частиц. Сегодня на уроке продолжим работать над нашей гипотезой, попытаемся узнать что-нибудь еще об этих мельчайших частицах вещества. Тема урока «Диффузия». | Желающие ученики выходят к доске, отгадывают кроссворд. | Правильно выполнив кроссворд, у учащихся получается слово, с помощью которого формируется тема урока. |
Познакомить учащихся с новым понятием диффузия, с помощью эксперимента. | Учитель распыляет освежитель воздуха в конце кабинета, в то время пока учащиеся записывают тему в тетрадь и задаёт вопросы: 1) Все ли учащиеся почувствовали запах? 2) Почему те учащиеся, которые находятся далеко от места распыления, почувствовали запах не сразу? Вопросы – подсказки: 1) Из чего состоит вещество? 2) Как движутся молекулы? | Слушают объяснение учителя, записывают теоретический материал в тетрадь. | По ходу занятия составление теоретического конспекта урока. |
На основе опытов делаем выводы о явлении диффузия, о скорости ее протекания и от чего она зависит. | Учитель демонстрирует интерактивный опыт: Процесс взаимной диффузии газов в двух сообщающихся сосудах. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/74043d2c-0c1e-452c-84e1-441c867e0245/molek4.htm Помогает сформулировать определение диффузии. ДИФФУЗИЯ – ЯВЛЕНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ПРОИСХОДИТ ВЗАИМНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ МОЛЕКУЛ ОДНОГО ВЕЩЕСТВА МЕЖДУ МОЛЕКУЛАМИ ДРУГОГО. Помогает сформулировать определение диффузии. Даёт задание записать определение в тетрадь, сделав схематический рисунок. Как происходит диффузия? Как мы знаем, молекулы любого вещества находятся на некотором расстоянии друг от друга и беспрерывно хаотично движутся. Именно поэтому отдельные молекулы (как ни странно это звучит) хаотично перемещаясь, проникают в промежутки между молекулами воздуха, сталкиваются с ними и, таким образом, перемещаются все дальше и дальше от источника. Это и есть явление диффузии. Диффузия в газах и жидкостях происходит легче и быстрее, чем диффузия в твердых телах, так как молекулы в газах и жидкостях, соответственно, движутся свободнее, и расстояние между ними больше, чем в твердом теле. Где диффузия происходит быстрее? Предлагает поработать в группах. Выполнить учащимся эксперимент: диффузия жидкости в холодной и в горячей воде. 1.На каждом столе находятся два одинаковых стеклянных сосуда с одинаковым количеством воды, но различной температуры, с помощью кристаллов марганцовки пронаблюдать диффузию в жидкости различной температуры и сделать выводДля этого берем стакан с водой и несколько крупинок обыкновенной марганцовки, йода или зеленки. Опускаем крупинки в воду и наблюдаем, как марганцовка, растворяясь в воде, постепенно занимает все больший объем стакана, до тех пор, пока не окрасит всю воду в равномерно розовый цвет. Это пример диффузии в жидкостях, который демонстрирует диффузию наглядно и показывает, что в жидкостях диффузия происходит медленнее, чем в газах. 2.Простой и доступный каждому пример – это взять два куска разноцветного пластилина и разминая их в руках, наблюдать, как смешиваются цвета. А, соответственно, без внешнего воздействия, если просто прижать два куска друг к другу, потребуются месяцы или даже годы, чтобы два цвета хоть немного перемешались, так сказать, проникли один в одного. 3. В два одинаковых стеклянных сосуда налейте одинаковое количество воды, но различной температуры. С вверху поместите несколько крупинок растворимого кофе. Пронаблюдаете, что происходит (1 – 2 мин). 4. Примеры диффузии в природе (диффузия в газах) Примером диффузии в природе может служить принципиально важный для жизни процесс – дыхание. Именно благодаря диффузии кислород из легких попадает в кровь, а из крови – в органы и ткани организма. Благодаря диффузии выдыхаемый нами углекислый газ не скапливается вокруг нас, а рассеивается в пространстве и смешивается с кислородом, поэтому мы можем длительное время спокойно дышать в закрытой комнате без ветра. Однако, время от времени все равно необходимо проветривать комнату и впускать свежий воздух, насыщенный кислородом, который опять же благодаря диффузии, быстро распространяется по всему объему комнаты. 5. Даёт задание поработать с параграфом в учебнике, рассмотреть диффузию в твёрдых телах, на примере гладко отшлифованной пластинки свинца и золота. Выво после каждого эксперимента. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ Итак, мы уже выяснили, что скорость диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся соприкасающиеся тела – в твердом, жидком или газообразном. Сейчас в обоих сосудах в диффузии участвуют одни и те же вещества, находящиеся в одних и тех же агрегатных состояниях. Значит, скорость протекания диффузии должна быть одинакова? Но результат опыта свидетельствует об обратном. Почему? Вывод: В теле с более высокой температурой молекулы движутся быстрее, а значит и быстрее протекает диффузия. | Учащиеся записывают теоретический материал, проделывают опыты, делают выводы с записью в тетрадь. | Усвоение основных понятий и полное усвоение всего материала урока. |
Проверить степень усвоения знаний с помощью теста. | Для закрепления полученных знаний я предлагаю вам выполнить тест. К какому классу понятий относится диффузия? А) к физической величине; Б) к физической единице измерения; В) к физическому явлению. 2.Что является причиной явления диффузии? А) движение молекул; Б) наличие промежутков; В) размеры молекул. 3.В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро? А) в газообразном Б) в твердом В) в жидком 4.Укажите пример диффузии в жидкостях: А) спирт растворяется в воде. Б) запах духов распространяется в комнате. В) запах нафталина распространяется в воздухе. 5.Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела? А) увеличение скорости движения молекул. Б) увеличение беспорядочности движения молекул. В) увеличение промежутков между молекулами. (Правильные ответы выделены жирным шрифтом) | Учащимся предлагается выполнить задания тестового характера на усвоение пройденного материала в тетради. Проверка теста в парах по ответам на слайде. | Максимально правильное выполнение заданий. |
| Проводит рефлексию, анализирует. мне захотелось… Организует обсуждение достижений. Выставляет оценки. Даёт задание: Выбрать ту «мордашку», которая соответствует настроению учащихся в данный момент времени | Учащиеся отвечают фронтально на поставленный вопрос учителя, высказывают свою точку зрения, задают вопросы. | Минимальное количество возникших трудностей, полное понимание изученного материала. |