Дикорастущие и культурные растения
Цели урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; учить работать с гербарием - внимательно рассматривать растение; воспитывать интерес к полевым растениям, к растительному миру своей местности.
Задачи:
Формирование целостного восприятия природы как исторически сложившейся экосистемы.
Осознание необходимости чуткого, бережного отношения к природе.
Вызвать желание поближе познакомиться с удивительным миром растений родного края.
Оборудование:
1. Картины с изображением деревьев и кустарников: ели, яблони, крыжовника, можжевельника, мать-и-мачехи, помидора, василька;
2. Зеленые и желтые фишки — у каждого ученика.
Ход урока 11.
Организационный момент
П. Проверка домашнего задания
— Вспомните, на какие группы можно разделить растения? (Деревья, кустарники, травы.) Некоторые ученики работают по карточкам с индивидуальными заданиями:
Карточка 1
— Чем отличаются животные различных групп, заполните таблицу:
Группа | Количество ног | Покров тела |
Звери Птицы Рыбы Насекомые Земноводные Пресмыкающиеся | | |
Карточка 2
— Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники — синим, травы
— желтым:
Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.
Остальные приводят примеры растений разных групп.
— А на какие группы делятся растения по виду листвы? (Хвойные, лиственные.)
— Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных?
Карточка 3
_Подчеркните зеленым карандашом растения и кустарники местности где вы проживаете.
Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.
III. Введение в тему
Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?
Р астения |
___________ 1. _________
___________ 2. _________
___________ 3. _________
— Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения? (Растения кормят человека — яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т. д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека — мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т. д.)
Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.
Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.
— Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, различие — ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)
- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее — кустарники, различие — крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник — растение леса.)
— Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее — травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)
— На какие же группы можно поделить все растения? (Первая группа — растения, которые выращивает специально человек; вторая группа — растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоеме.)
Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую — дикорастущими растениями.
— Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна; кустарники: шиповник, сирень, бересклет; травы: ромашка, одуванчик, василек. Ребята ,на зовите дикорастущие растения которые относятся к нашей местности? (ответы детей )
IV. Знакомство с дикорастущими растениями
Детям показывается гербарий и рисунок василька.
Можно инсценировать легенду о васильке с помощью кукол или заранее подготовить детей.
— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
— Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:
К красоте равнодушным он не был,
Тот, кто легким движеньем руки,
Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
В этом желто-зеленом море —
Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюбленным
На детей своих, на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный,
Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной
Бесполезная их красота.
Понимаю, что хлебу мешают,
Понимаю, что сорняки,
Но как поле они украшают,
Голубые глаза - васильки.
— Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)
— Скажите, а почему Ф. Васильев называет васильки сорняками? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)
Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. Сейчас мы покажем вам одну украинскую легенду (см. Приложение к уроку).
В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья.
Учитель или заранее подготовленные ученики могут рассказать, истории о дикорастущих травах (см. Приложение к уроку).
V. Физкультминутка
Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
(Копают грядки),
Он принес чемодан,
(Показывают, как он нес немоден)
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена —
(Дети присели, затем встали)
Садовод любовался на всходы.
(Восхищаются)
Утром их поливал,
(Поливают)
На ночь их укрывал
(Укрывают)
И берег от холодной погоды.
(Дети садятся, учитель продолжает.)
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
VI. Работа по учебнику
— А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикорастущих. Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.
— Накрой зелеными фишками дикорастущие, а желтыми — культурные
растения. Дети выполняют задание.
— А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой группе:
К ультурные растения |
Яблоня 1. Крыжовник 1. Помидор
____________ 2. __________ 2. _____________
____________ 3. __________ 3. _____________
____________ 4. __________ 4. _____________
VII. Игра «Найди пару»
Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».
На доске - карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива; лен, рожь, пион, хлопок, нарцисс.
Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточки с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания,
назначению и т. д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно ее.
Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.
Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.
Учитель может подробнее рассказать о зерновых растениях, выращиваемых на полях (см. Приложение к уроку.)
Дети: Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.
Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Назовите фруктовые деревья и кустарники которые растут в вашем саду ? (Смородина, малина, земляника)
Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде.
Учитель: Правильно, такие растения называют овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)
Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.
Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца — это все лен и хлопок. Ребята ,вспомните какие экспонаты нашего школьного музея выполнены из хлопка и льна ? (ответы детей)
Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.
Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры. (Флокс, тюльпан, гладиолус)
VIII. Закрепление изученного
Для закрепления пройденного материала можно выполнить задания 1, 2 в тетради (с. 12).
- Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда
-Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох)
Что красно снаружи,
Бело внутри
С зеленым хохолком на гитове?
(Редис)
Летом — в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою - в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурец)
Золотая голова,
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.
(Тыква)
- Правильно, все это - овощные растения.
IX. Итог урока
- О каких группах культурных растений мы сегодня говорили? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.)
- Приведите по два-три примера растений каждой группы.
Домашнее задание
Заполните схему в рабочих тетрадях (впишите 3 – 4 растения каждой группы)
Прочитать «Легенды о растениях» ( учебник, с. 64 – 65).
Структура урока.
Время (мин.)
1.Организационный момент. 1
2. Проверка домашнего задания 4
3. Введение в тему 8
4. Знакомство с дикорастущими растениями 10
5.Физкультминутка. 1
6. работа по учебнику 5
7. Игра «Найди пару» 5
8. Закрепление изученного 7
9. Итог урока. 3
10. Домашнее задание. 1
Конспект урока
Предмет: окружающий мир
Тип урока: комбинированный
Класс 2
Учитель Морнова Т.Р.
2010 -2011г