СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дикорастущие и культурные растения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прказаны особенности культурных и дикорастущих растений.

Просмотр содержимого документа
«Дикорастущие и культурные растения»

Дикорастущие и культурные растения

Цели урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; учить работать с гербарием - внимательно рас­сматривать растение; воспитывать интерес к полевым растениям, к растительному миру своей местности.

Задачи:

  • Формирование целостного восприятия природы как исторически сложившейся экосистемы.

  • Осознание необходимости чуткого, бережного отношения к природе.

  • Вызвать желание поближе познакомиться с удивительным миром растений родного края.

Оборудование:

1. Картины с изображением деревьев и кустарников: ели, яблони, крыжов­ника, можжевельника, мать-и-мачехи, помидора, василька;

2. Зеленые и желтые фишки — у каждого ученика.

Ход урока 11.

Организационный момент

П. Проверка домашнего задания

— Вспомните, на какие группы можно разделить растения? (Деревья, ку­старники, травы.) Некоторые ученики работают по карточкам с индивидуальными заданиями:

Карточка 1

— Чем отличаются животные различных групп, заполните таблицу:

Группа


Количество ног


Покров тела


Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые Земноводные Пресмыкающиеся






Карточка 2

— Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники — синим, травы

— желтым:

Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.

Остальные приводят примеры растений разных групп.

— А на какие группы делятся растения по виду листвы? (Хвойные, листвен­ные.)

— Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных?


Карточка 3


_Подчеркните зеленым карандашом растения и кустарники местности где вы проживаете.

Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.






III. Введение в тему

Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все рас­тения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на рас­тения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?


Р астения




Лиственные


Хвойные


  1. ___________ 1. _________

  2. ___________ 2. _________

  3. ___________ 3. _________

— Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют рас­тения? (Растения кормят человека — яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т. д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека — мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т. д.)

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поде­лить все растения.

— Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, раз­личие — ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)

- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее — кустарники, различие — крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник — растение леса.)

— Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее — травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)

— На какие же группы можно поделить все растения? (Первая группа — рас­тения, которые выращивает специально человек; вторая группа — расте­ния, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встре­тить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоеме.)

Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую — ди­корастущими растениями.

— Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухажи­вает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна; кустарники: шиповник, сирень, бересклет; травы: ромашка, одуванчик, василек. Ребята ,на зовите дикорастущие растения которые относятся к нашей местности? (ответы детей )



IV. Знакомство с дикорастущими растениями

Детям показывается гербарий и рисунок василька.

Можно инсценировать легенду о васильке с помощью кукол или заранее подготовить детей.

— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек)

— Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто легким движеньем руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В этом желто-зеленом море —

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюбленным

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,
Голубые глаза - васильки.

— Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнива­ет? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)

— Скажите, а почему Ф. Васильев называет васильки сорняками? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)

Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хле­бу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. Сейчас мы покажем вам одну украинскую легенду (см. Приложение к уроку).

В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлеб­ные колосья.

Учитель или заранее подготовленные ученики могут рассказать, истории о дикорастущих травах (см. Приложение к уроку).








V. Физкультминутка

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

(Копают грядки),
Он принес чемодан,

(Показывают, как он нес немоден)

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена —

(Дети присели, затем встали)

Садовод любовался на всходы.

(Восхищаются)

Утром их поливал,

(Поливают)

На ночь их укрывал

(Укрывают)

И берег от холодной погоды.

(Дети садятся, учитель продолжает.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

VI. Работа по учебнику

— А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикорасту­щих. Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.

— Накрой зелеными фишками дикорастущие, а желтыми — культурные

растения. Дети выполняют задание.











— А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой группе:

К ультурные растения





Деревья



Кустарники


Травы


  1. Яблоня 1. Крыжовник 1. Помидор

  2. ____________ 2. __________ 2. _____________

  3. ____________ 3. __________ 3. _____________

  4. ____________ 4. __________ 4. _____________


VII. Игра «Найди пару»

Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».

На доске - карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива; лен, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вто­рую карточки с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания,

назначению и т. д. Выбирая вторую карточку, дети объ­ясняют, почему выбрали именно ее.

Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.

Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

Учитель может подробнее рассказать о зерновых растениях, выращиваемых на полях (см. Приложение к уроку.)

Дети: Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.

Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Назовите фруктовые деревья и кустарники которые растут в вашем саду ? (Смородина, малина, земляника)

Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде.

Учитель: Правильно, такие растения называют овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)

Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.

Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца — это все лен и хло­пок. Ребята ,вспомните какие экспонаты нашего школьного музея выполнены из хлопка и льна ? (ответы детей)

Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.

Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои при­меры. (Флокс, тюльпан, гладиолус)

VIII. Закрепление изученного

Для закрепления пройденного материала можно выполнить задания 1, 2 в тетради (с. 12).





- Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда

-Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (Горох)


Что красно снаружи,

Бело внутри

С зеленым хохолком на гитове?

(Редис)

Летом — в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою - в бочке,

Крепкие, соленые. (Огурец)


Золотая голова,

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

(Тыква)

- Правильно, все это - овощные растения.

IX. Итог урока

- О каких группах культурных растений мы сегодня говорили? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.)

- Приведите по два-три примера растений каждой группы.

Домашнее задание

  1. Заполните схему в рабочих тетрадях (впишите 3 – 4 растения каждой группы)

  2. Прочитать «Легенды о растениях» ( учебник, с. 64 – 65).















Структура урока.

Время (мин.)

1.Организационный момент. 1

2. Проверка домашнего задания 4

3. Введение в тему 8

4. Знакомство с дикорастущими растениями 10

5.Физкультминутка. 1

6. работа по учебнику 5

7. Игра «Найди пару» 5

8. Закрепление изученного 7

9. Итог урока. 3

10. Домашнее задание. 1













































Конспект урока

Предмет: окружающий мир














Тип урока: комбинированный

Класс 2

Учитель Морнова Т.Р.









2010 -2011г