СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диктант с грамматическим заданием по теме "Лексикология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диктант с двумя вариантами грамматических заданией по теме "Лексикология"

Просмотр содержимого документа
«Диктант с грамматическим заданием по теме "Лексикология"»

Гроза

Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.

Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь ее большие края виднеется ясная лазурь.

(По Л.Н. Толстому)

Грамматические задания

I вариант


1) Выпишите из текста слова, относящиеся к тематической группе «Небо» солнце, горизонт, стрижи, ласточки, пролететь, молния, туча, облака, лазурь.

2) В предложениях 1-4 найдите слово со значением «Видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей.». Выпишите это слово. Горизонт

3) В предложениях 2-5 найдите антоним к слову «светлый» и выпишите его. Мрачный

4) Найдите в трех первых предложениях слова в переносном значении, выпишите их в составе словосочетаний. Солнце выглянуло, мрачный вид, роща задрожала – ветер колышет ветки. Мутного цвета – потемнели, стали неясными. Мрачная сторона – темная сторона.

5) Выпишите многозначное слово и объясните его значения. Молния

1. Мощный искровой разряд атмосферного электричества между облаками или между облаками и землёй.

2. Разг. О ярком блеске глаз (обычно в состоянии гнева). В глазах сверкнула м. 3. Вид особо срочной телеграммы. Послать, получить молнию. Телеграмма-молния. 4. Вид экстренной стенной газеты, обычно небольшого размера, освещающей особенно важные и злободневные вопросы. Выпустить, вывесить молнию. Продёрнуть кого-л. в молнии. Газета-молния. 5. Застёжка для одежды, обуви и т.п., имеющая вид ленты с зубчиками и скользящим вдоль неё замком. Вставить, вшить, задёрнуть, расстегнуть молнию.


II вариант

1) Выпишите из текста слова, относящиеся к тематической группе «Растения» осиновая, роща, листья, верхушки деревьев, трава

2) Из предложений 1-4 выпишите слово со значением «Местность, прилегающая к чему-либо».

3) В предложениях 1-3 найдите синоним к слову «затрепетала» и выпишите его.

4) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.

5) Выпишите из текста антонимы.


Дополнительное задание

1. Выполните фонетический разбор слова ЯСНАЯ.


Цель:  проверить  уровень  теоретического  и  практического  усвоения  учебного  материала  по  разделу  «Лексика.  Орфография»   на  конец  2-й  четверти  и  1-го  полугодия    в  соответствии  с  требованиями  государственного  стандарта  данного  года  обучения.

Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  качества  усвоения  учебного  материала  изученным  разделам;   уровня  развития  умений   применять  ранее  изученные  правила  написания.

- проверяемые  безударные  гласные  в  корне  слова;

- буквы  и,  а,  и  после  шипящих;

- проверяемые согласные  в  корне  слова;

- е- и  в  окончаниях  существительных;

- непроизносимые  согласные  в  корне  слова; 

- безударные  гласные  в окончаниях  прилагательных;

- раздельное  употребление  предлогов  с  существительными; 

Постановки  знаков  препинания:

- знаки  препинания  в конце  предложения; 

- однородных  членах  предложения;

- в  сложном  предложении.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление  уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- находить  в  тексте  антонимы;

- подбирать  к  словам  синонимы;

- определять  оттенки значений  синонимов;

- находить  в  тексте  слова,  имеющие  переносный смысл;

- определять  значение  слов, имеющих  переносное  значение;



Грамматические задания I вариант


1) Выпишите из текста слова, относящиеся к тематической группе «Небо».

2) В предложениях 1-4 найдите слово со значением «Видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей.». Выпишите это слово.

3) В предложениях 2-5 найдите антоним к слову «светлый» и выпишите его.

4) Найдите в трех первых предложениях слова в переносном значении, выпишите их в составе словосочетаний.

5) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.


Дополнительное задание

6. Выполните фонетический разбор слова ЯСНАЯ.



Грамматические задания II вариант

1) Выпишите из текста слова, относящиеся к тематической группе «Растения».

2) Из предложений 1-4 выпишите слово со значением «Местность, прилегающая к чему-либо».

3) В предложениях 1-3 найдите синоним к слову «затрепетала» и выпишите его.

4) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.

5) Выпишите из текста антонимы.


Дополнительное задание

6) Выполните фонетический разбор слова ЯСНАЯ.


Грамматические задания I вариант


1) Выпишите из текста слова, относящиеся к тематической группе «Небо».

2) В предложениях 1-4 найдите слово со значением «Видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей.». Выпишите это слово.

3) В предложениях 2-5 найдите антоним к слову «светлый» и выпишите его.

4) Найдите в трех первых предложениях слова в переносном значении, выпишите их в составе словосочетаний.

5) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.


Дополнительное задание

6. Выполните фонетический разбор слова ЯСНАЯ.



Грамматические задания II вариант

1) Выпишите из текста слова, относящиеся к тематической группе «Растения».

2) Из предложений 1-4 выпишите слово со значением «Местность, прилегающая к чему-либо».

3) В предложениях 1-3 найдите синоним к слову «затрепетала» и выпишите его.

4) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.

5) Выпишите из текста антонимы.


Дополнительное задание

6) Выполните фонетический разбор слова ЯСНАЯ.


Грамматические задания I вариант


1) Выпишите из текста слова, относящиеся к тематической группе «Небо».

2) В предложениях 1-4 найдите слово со значением «Видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей.». Выпишите это слово.

3) В предложениях 2-5 найдите антоним к слову «светлый» и выпишите его.

4) Найдите в трех первых предложениях слова в переносном значении, выпишите их в составе словосочетаний.

5) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.


Дополнительное задание

6. Выполните фонетический разбор слова ЯСНАЯ.



Грамматические задания II вариант

1) Выпишите из текста слова, относящиеся к тематической группе «Растения».

2) Из предложений 1-4 выпишите слово со значением «Местность, прилегающая к чему-либо».

3) В предложениях 1-3 найдите синоним к слову «затрепетала» и выпишите его.

4) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.

5) Выпишите из текста антонимы.


Дополнительное задание

6) Выполните фонетический разбор слова ЯСНАЯ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!