Диктанты с грамматическим заданием
8 класс коррекционная школа 8 вида
Тема: « Состав слова»
1. Барсук.
Наступила осень. В центре леса тянулся большой овраг. Он зарос густыми кустами. На самом дне оврага струился маленький ручей. На склоне виднелись груды жёлтого песка. Это были норы барсука. Этот зверёк роет нору между корнями деревьев. Он делает запасные выходы. За лето он несколько раз меняет песок в норе. Барсук- очень трудолюбивый зверь. Он уже натаскал на зиму к себе в нору сухих листьев. Зверёк устроил себе мягкую постель. Всю долгую зиму барсук будет крепко спать в тёплом жилье.(79слов)
1.Разбери слова по составу:
Заморозки, подморозит, морозный.
Зелёная, зелень, позеленели.
2.Подумай, как написать -слитно или раздельно:
(По)бежать (по)тропинке.
На)шёл (на)улице.
(С)прыгнула (с) ветки.
3.Образуй из двух слов одно сложное слово:
Вода, падать-
Земля, копать-
Пешком, ходить-
Лес, рубить-
2 Огород осенью.
В конце осени в селе наступила пора рубки капусты. Картошку на огородах выкопали, обсушили и засыпали в подвалы. Морковь и свёклу тоже выдернули и убрали на хранение.
Одна капуста на огороде осталась. Она развалила по грядкам свою зелёную одежду. Дожди налили много воды между листьями капусты. Капуста водички напилась и красивые вилки закрутила. Гордо сидит красавица в светлых брызгах на огороде. Не страшны капусте первые осенние заморозки. Ждёт она своего часа стать полезной людям. Ради этого люди из двух синеньких листочков выходили её, отпоили водой.(85 слов)
Вспомни правописание приставок, вставь пропущенную букву и выдели приставку в словах:
П_р_крёсток, п_дснежник, о_ход, на_кусить, _сплыть, п_д_брать, _дать. 2.Разбери сложные слова по составу: Корнеплоды, самоката, пулемётов. Рыболовные, пешеходный, вертолётная. 3.Образуй сложное прилагательное из словосочетаний: Светлые волосы-(какой?)- Любит тень-(какой?)- Желает добра-(какой?)- Радуется жизни-(какой?)-
Тема: «Имя существительное»
1. Лесной урожай.
Зреет в лесу урожай. За белыми грибами пошли опята. Уже поспели орехи. Покраснели кусты калины. Осень подарила им яркие гроздья. Листья с деревьев тихо облетают и ковром лежат на земле. Только красные ягоды украшают лес. А как хороши осенью рябинки! К ним летят дрозды и снегири. Всю зиму птицы будут клевать лесные ягодки. К весне съедят и полетят в берёзовую рощу.
Много людей идёт в лес за грибами, орехами и ягодами. Человек, возьми дары леса и сохрани его красоту!(79 слов)
1.Подчеркни в тексте диктанта все имена существительные.
2.Определи число, род, падеж, имен существительных:
(В) лесу-
(К) берёзке-
(Над) озером-
3.Подумай, как написать слова с шипящей согласной на конце слова:
Дрож(?), без луж(?), нож(?).
С плеч(?), силач(?), реч(?).
Плащ(?), помощ(?), из рощ(?).
2. Наши друзья.
Утро. В ветвях деревьев ведут перекличку синицы. Рабочий день у этих птиц начался рано. Своих птенцов синица кормит очень часто. За день она подлетает к гнезду много раз. В клюве она несёт птенцам добычу. То бабочку, то гусеницу, то жука-листогрыза.
Быстрокрылая ласточка, весёлый скворец, мухоловка-все эти птицы уничтожают насекомых. В наших городах много деревьев, кустарников, цветов. Крылатая охрана садов и парков не даёт гусеницам грызть листья. В каждом городе и посёлке должны жить птицы. Они- наши верные друзья! (80 слов)
1.Подчеркни в тексте диктанта все имена существительные. 2.Определи склонение имён существительных:
Лошадка, лошадь, лошадник.
Ночь, ночник, ночка. Лентяй, лень, лентяйка. 3.Существительные из скобок поставь в нужном падеже, запиши словосочетания, укажи падеж существительного:
Думать о (друг). Подбежать к (берёзка). Пойти за (ягоды). Спросить у (одноклассники).
Тема: «Имя прилагательное»
1. Дремучий лес.
Старые ели поднимались к небу высокими и острыми вершинами. Мохнатые ветви переплелись между собой. Эти ветви образовали над головой охотника темный свод. Через этот свод весело глядел луч солнца. Он золотыми пятнами ложился на зелёный мох и широкие листья папоротника. Трава в таком дремучем лесу не растёт. Охотник шёл по мягкому мху, как по ковру. Громко стучал крепконосый дятел. Жалобно кричала грустная иволга. Считала годы одинокая кукушка. А шустрая сорока зорко следила за охотником. (74 слова)
1.Подчеркни в тексте диктанта все имена прилагательные.
2.Определи число, род, падеж имен прилагательных:
(По) узкой тропинке - (О) большом болоте - (Под) тенистым дубом - 3.Поставь вопрос к имени прилагательному и напиши его падежное окончание: В сказках ( ?) русск( ?). От подвига ( ?) богатырск( ?).
О царевне ( ?) прекрасн ( ?).
По лесу ( ?) дремуч ( ?).
2. Летом, осенью и зимой.
Утром под речным берегом была тень. В прохладной воде ждала хитрая щука. Она словно задумалась. Но зазевался пескарь, и щука бросилась к маленькой рыбке. Страшны щучьи зубы!
Летом под берегом распустились кувшинки. Осенью река покрылась тонким льдом. На ледяном поле мороз нарисовал дивные деревья, травы и цветы. К концу зимы лопнул под берегом лёд, и от воды пошёл пар. Кусты на берегу отяжелели от пушистого инея. Сюда ходил из ельника старый лось. Он пил и долго гляделся в тёмную воду. (80 слов)
1.Подчеркни в тексте диктанта все имена прилагательные.
2.Из двух имён существительных образуй словосочетание существительного с прилагательным:
Голоса птиц- Мычанье коровы- Лай собаки-
Тропа кабана-
3.Допиши окончания имён прилагательных, согласуя их с именами существи-
тельными. Определи число, род и падеж получившихся словосочетаний: В медвежь (?) берлоге- Без охотничь (?) ружья- По олень(?) следу-