СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дикция и орфоэпия в хоровой песне "Капризные ерши" (муз.Г.Струве, сл.А.Барто)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для студентов специальности "Музыкальное образование" и руководителей детских хоров о правилах дикции и орфоэпии в хоровой песне "Капризные ерши" из сюиты "Картинки детства" (муз.Г.Струве, сл.А.Барто),

Просмотр содержимого документа
«Дикция и орфоэпия в хоровой песне "Капризные ерши" (муз.Г.Струве, сл.А.Барто)»

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Клинцовский социально-педагогический колледж»






Дикция и орфоэпия

в детской хоровой песне «Капризные ерши»

(муз.Г.Струве, сл.А.Барто)





подготовила

преподаватель музыкальных дисциплин

Чарненко Екатерина Андреевна







Клинцы

2016

«Хоровое пение – это искусство, объединяющее музыку и поэзию. У хорошего хора слиты воедино свободно льющийся, естественный вокальный звук и живое выразительное слово. Донесение до слушателей поэтического текста в значительной степени зависит от дикции хора – произношения гласных и согласных – и орфоэпии – соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке». (1, С.176-177)

«Характер певческой дикции при неизменном соблюдении четкости произношения зависит от характера музыки, содержания произведения, его образности». (1, С.177)

При исполнении подвижных произведений «следует облегчать силу звука, слова произносить легко, «близко» и очень активно при минимальном движении артикуляционного аппарата». (1, С.178)

Исполняя песню «Капризные ерши», хористы должны помнить: «Согласный звук в конце слога присоединяется к следующему слогу и произносится четко»:

До-че-го-же-хо-ро-ши, 

Хо-ро-ши-хо-ро-ши 

Вна-ше-йре-че-ньке-е-рши, 

О-хъе-рши-да-е-рши! 


Хо-ро-ши-то-хо-ро-ши,

Да-ра-збо-рчи-вы-е-рши! 


Хле-бны-ймя-ки-шне-клю-ют, 

Не-клю-тне-клю-ют, 

На-че-рве-йо-ни-плю-ют, 

О-хплю-ю-тда-плю-ют. 


Хо-ро-ши-то-хо-ро-ши,

Не-сго-во-рчи-вы-е-рши! 


О-бра-ща-ю-сья-къе-ршу, 

О-хкъе-ршу-да-къе-ршу 

И-до-бро-мъе-го-про-шу 

О-хпро-шу-да-про-шу: 


«Все-ра-вно-ты-ду-ра-чо-

Кпо-па-де-шься-на-крю-чо

Кта-кда-ва-йплы-ви-ко-мне...» - 

Не-то-нпря-че-тся-на-дне. 


Тре-ти-йде-ньбо-ли-тду-ша: 

Не-мо-гу-по-йма-тье-рша. 

Ох!

В конце построения перед цезурой дыхания в словах, оканчивающихся на согласный звук нужно произносить этот звук четко, разборчиво: клюют, плюют, ох.

Перед началом работы с хором дирижер должен сделать орфоэпический разбор стихотворения для уточнения произношения гласных и согласных звуков в поэтическом тексте произведения.

Гласные звуки

1. «Безударное «о» произносится как «а» (1, С.180): до чего – да чего, хороши-то – хараши-та, они – ани, несговорчивы – несгаворчивы, обращаюсь – абращаюсь, добром – дабром, прошу – прашу, попадешься – пападешься, ко мне – ка мне, не могу – не магу, поймать – паймать.

2. «Безударное «е» ослабляется динамически» (1, С.180-181): чего же, нашей, реченьке, ерши, не клюют, на червей, несговорчивы, его, прячется, не могу.

3. «Безударная «а» ослабляется динамически и произносится фонетически менее ярко и ясно, чем ударная» (1, С.180): разборчивы, обращаюсь, равно, попадешься, на крючок, давай, на дне.

4. Мягкие гласные «е», «и» после твердых согласных «ш» и «ж» произносятся твердо, ка «э» и «ы»: до чего же – до чего жэ, хороши – хорошы, в нашей – в нашэй, ерши – ершы.

5. После мягкой согласной «щ» гласная «а» произносятся мягко, как «я»: обращаюсь – обращяюсь.

Сочетание гласных

1. «Два гласных звука внутри слова и на стыках слов с предлогами и частицами произносятся слитно» (1, С.181): в реченьке ерши, да ерши, разборчивы ерши, не клюют, плюют, несговорчивы ерши, обращаюсь.

Согласные звуки

1. «Вместо звонких согласных, если они стоят перед глухими согласными, произносятся соответствующие им глухие» (2, С.21): все - фсе.

2. «В словах «до чего», «его» на месте согласного «г» произносится «в» (2, С.43): до чего – до чево, его – ево.

3. «Произношение частицы «сь» зависит от предшествующего гласного – после гласной «ю» чаще употребляется твердое произношение» (2, С.45): обращаюсь – обращаюс.

4. Возвратная частица «ся» произносится твердо, как «са» (1, С.182): попадешься- попадешьса.

5. «Глухая согласная «с» перед звонкой «г» озвончается» (2, С.22): несговорчивы – незговорчивы.

Сочетание согласных

1. Сочетание согласных «тс», за которым следует гласный звук «я», произносится как долгое «ц» (2, С.37): прячется – прячецца.

Поэтический текст в песне «Капризные ерши» нужно произносить так:

Да-че-во-жэ-хааы,

Хааыааы

Вна-шэ-йре-че-ньке-е-ршы, 

О-хъе-ршы-да-е-ршы!


Хааыа-хааы,

Да-ра-збо-рчи-вы-е-ршы! 


Хле-бны-ймя-ки-шне-клю-ют, 

Не-клю-тне-клю-ют, 

На-че-рве-йа-ни-плю-ют 

О-хплю-ю-тда-плю-ют. 


Хаа-шыаааы,

Не-зга-во-рчи-вы-е-ршы! 


А-бра-щя-ю-съя-къе-ршу, 

О-хкъе-ршу-да-къе-ршу. 

И-да-бро-мъе-во-пра-шу. 

О-хпра-шу-да-пра-шу: 


«Фсе-ра-вно-ты-ду-ра-чо-

Кпа-па-де-шьса-на-крю-чо

Кта-кда-ва-йплы-ви-ка-мне...» - 

Не-то-нпря-че-цца-на-дне. 


Тре-ти-йде-ньба-ли-тду-ша: 

Не-ма-гу-па-йма-тье-рша.  Ох!

Литература

1. Краснощеков В.И. Вопросы хороведения. – М., 1969.

2. Садовников В.И. Орфоэпия в пении. – М., 1958.

3. http://notes.tarakanov.net