Тема: «ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ»
Цель: формирование понимания учащихся о многовариантности общественного развития, об общественном прогрессе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник 10 класс,базовый уровень, Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.
План изучения нового материала
-
Многовариантность общественного развития.
-
Целостность и противоречивость современного мира. Глобализация.
-
Проблема общественного прогресса.
Ход занятия
I.Оргмомент
- «Становится ли человеческое общество со временем всё более совершенным?».
- «Существует ли единый для всех путь развития или каждая страна идёт своей дорогой?».
( ответы учащихся)
II.Проверка д/з: вопросы стр. 28, эссе рубрика «Мысли мудрых» (по желанию)
-
задание: приведите как можно больше фактов, свидетельствующих о том, что современный мир многообразен и разнолик. (языковое, и этническое, и религиозное многообразие, и разнообразие форм правления и территориального устройства, и различия в уровне экономического развития и уровне жизни населения разных стран, и многообразие культурных традиций, многообразие типов обществ).
Работа с учебником стр.33
Найдите и запишите в тетради причины различия природных условий, специфику хозяйства, своеобразие духовной культуры, особенности образа жизни, своеобразие выбора, сделанного тем или иным народом или государством в определённый момент своей истории.
(+ специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, отдельные закономерные и случайные события, оказавшие влияние на историю того или иного государства)
- является ли многовариантность общественного развития беспредельной?
Вывод: многовариантность путей и форм включена в рамки определённых тенденций общественного развития.
-
Понятие «глобализация».
- какому знакомому вам слову созвучно слово «глобализация»?
Назовите известное из школьного курса географии однокоренное слово. ( латинское слово «глобус», в переводе шар )
Запись в тетради определения понятия глобализация: Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
-найдите проявления этой интеграции, и её причины. (Иными словами, выявить изменения в развитии общества, способствующие целостности современного человечества)
(ответы- влияние на современное общество новых средств связи и коммуникации, и развитие транспорта, и развитие мирового хозяйства (производства, рынка), объединившего страны и народы, и научно-техническое развитие, поставившее всё человечество перед проблемой выживания).
- интеграционные тенденции развивались задолго до этапа глобализации, новизна этого этапа состоит в превращении мирового сообщества в единый всемирный хозяйственный организм, развитие которого определяет судьбы отдельных стран (даже самых крупных и экономически развитых). При этом глобальная экономическая система становится сильнее и значимее национальных экономических систем, а национальные государства не могут, как прежде, защищать национальную экономику от внешних нежелательных воздействий. Середина 1980-х гг. служит своего рода разделительным барьером: с этого момента начали расти объёмы мировой торговли и финансовые потоки, тогда же начали активно формироваться торговые союзы.
- Приведите примеры интеграционных процессов, в которые вовлечена РФ на пространстве СНГ и в мировом пространстве.
Заполнение таблицы в процессе работы с текстом учебника): Последствия глобализации
Позитивные последствия | Негативные последствия |
| |
Глобальные проблемы. Составление схемы:
заполнить звенья, опираясь на знания, полученные в основной школе, при возникновении затруднений можно обратиться к тексту учебника стр. 34.
основные признаки глобальных проблем: (запсиь в тетради)
-
они порождены деятельностью всего человечества;
-
они угрожают существованию всего человечества;
-
они не решаются усилиями отдельных стран, а требуют объединения усилий всего мирового сообщества.
3. Проблема общественного прогресса.(самостоятельная работа с учебником стр. 34-37)
Задание : записать перечень критериев прогресса, выдвигавшихся философами в разное время
III. Этап закрепления
-
Рубрика «Практические выводы». Прокомментировать их, привлекая изученный материал.
2) Обобщающие задания:
-
При рассмотрении исторического процесса употребляют термины «изменение» и «развитие». Являются ли они синонимами? Обоснуйте своё мнение.
-
Можно ли достичь одновременного прогресса в различных сферах жизни общества? Приведите обоснования своего ответа.
В менее подготовленном классе возможны вопросы, раскрывающие основные понятия темы:
-
В чём проявляется многообразие современного мира?
-
В чём состоит единство мира в современных условиях?
-
В чём суть процесса глобализации? В чём проявляются её противоречия?
По вопросу общественного прогресса и его критериев возможна работа с заданиями 7 и 9 рубрики «Вопросы для самопроверки».
Выполнение заданий в формате ЕГЭ :
-
Найдите в приведённом списке пути общественного развития. Запишите цифры, под которыми они указаны.
-
дифференциация 4) стратификация
-
эволюция 5) революция
-
мобильность 6) целостность
-
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальные изменения.
-
Реформа; 2) система; 3) структура; 4) эволюция;
-
спад; 6) революция; 7) подъём.
Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
-
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Социальная реформа; 2) реакционные преобразования; 3) социальная революция; 4) социальная динамика;
-
прогрессивные изменения.
Ответ:
-
Найдите в приведённом списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества. Запишите цифры, под которыми они указаны.
-
требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира
-
связаны между собой
-
отражают противоречие между потребностями людей и их возможностями
-
вызваны нехваткой природных ресурсов
-
охватывают разные стороны жизни людей
-
касаются всех стран мира
Ответ:
Домашнее задание
Учебник, § 3, документ к параграфу, вопросы к документу, вопросы для самопроверки;
подготовить к обсуждению эссе (на выбор):
«Цивилизованное общество напоминает ребёнка, который ко дню своего рождения получил слишком много игрушек» (Д. Томсон);
«Высочайший и священнейший интерес общества есть его собственное благосостояние, равно простёртое на каждого из его членов» (В. Г. Белинский).