СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Динамика развития навыков коммуникации обучающихся с умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ динамики развития навыков коммуникации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми множественными нарушениями в развитии.

Просмотр содержимого документа
«Динамика развития навыков коммуникации обучающихся с умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии»

Васильева Антонина Юрьевна

ПРИЛОЖЕНИЕ 19

Познавательная активность -  это действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определённые трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе.

Снижение познавательной активности является основной характеристикой детей с нарушением интеллекта. Это проявляется во всех сферах психической деятельности таких обучающихся, т.е. отмечается тотальность проявления дефекта.

У обучающихся с нарушением интеллекта отмечается недостаточный уровень развития познавательных процессов, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

У обучающихся с нарушением интеллекта отмечается низкая познавательная активность, отсутствие интереса к умственной работе, интеллектуальная пассивность, рассеянность, неусидчивость, неуверенность в своих силах, неумение преодолеть малейшую трудность.

Таблица 1 «Краткая характеристика группы 3»



Имя Ф.


Год рождения


Пол

Стиль семейного воспитания

Дополнительные сведения

1

Александр А.

2007

муж

гиперопека


2

Давид Ж.

2005

муж



3

Анна К.

2006

жен



4

Мария М.

2006

жен

гипоопека


5

Наталья С.

2006

жен



6

Вера Ф.

2006

жен



7

Александр С.

2007

муж


сирота

8

Дарина П.

2006

жен



9

Николь К.

2006

жен

гипоопека



Показатели познавательной мотивации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

Наименование

Критерии оценки

Количественная оценка




Активность

  • вопросы, с которыми обучающиеся с нарушениями интеллекта обращались к педагогу;

  • стремление учеников по собственному желанию принимать участие в рассмотрении и обсуждении вопросов, в дополнении и исправлении ответов товарищей;

  • характер процесса деятельности: как принимается задание – с готовностью к действиям или безразличием;

  • как выполняется познавательная задача – самостоятельно или по образцу;

  • отношение ученика к процессу своей деятельности – увлечен или равнодушен;

  • результат выполнения познавательной задачи.

3 балла – высокий уровень активности на занятии;

2 балла – средний уровень активности;

1 балл – низкий уровень активности.



Самостоятельность

  • самостоятельное выполнение заданий,

  • проявление устойчивости в достижение цели.

3 балла – высокий уровень самостоятельности, самостоятельное выполнение заданий;

2 балла – средний уровень самостоятельности;

1 балл – низкий уровень пассивность, несамостоятельность.


Отвлекаемость

  • действия, не связанные с занятием

3 балла – высокий уровень отвлекаемости;

2 балла – средний уровень отвлекаемости;

1 балл – низкий уровень отвлекаемости.

Таблица 2 «Особенности развития познавательной мотивации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по показателям: активность (А), самостоятельность (С), отвлекаемость (О)»



Имя Ф.

2014-2015 уч.г.

2015-2016 уч.г.

А

С

О

А

С

О

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

1

Александр А.

1

2

1

1

2

2

2

3

1

2

2

1

2

Давид Ж.

1

2

1

1

3

2

2

2

1

2

2

2

3

Анна К.

2

2

1

2

2

2

2

3

2

3

2

1

4

Мария М.

1

2

1

1

2

2

2

3

1

2

2

2

5

Наталья С.

2

2

1

2

3

2

2

2

2

3

2

1

6

Вера Ф.

1

2

1

2

2

1

2

3

2

3

1

2

7

Александр С.

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

8

Дарина П.

1

2

1

1

3

2

2

3

1

3

2

2

9

Николь К.

1

2

1

2

3

2

2

3

2

3

2

2






Отмечается положительная динамика развития познавательной активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Применяю различные методы повышения познавательной активности обучающихся на занятиях, в частности применение информационно – коммуникационных технологий.

Информационно – коммуникационные технологии предоставляют огромные возможности для визуализации материала для развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): презентации, игровые упражнения, тестирование, виртуальные экскурсии и т.п.


Наглядность материала повышает его усвоение учениками с нарушением интеллекта, так как:

  • задействованы все каналы восприятия обучающихся с нарушением интеллекта: зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;

  • сокращается время при выработке технических навыков обучающихся с нарушением интеллекта;

  • увеличивается количество тренировочных заданий;

  • достигается оптимальный темп работы ученика с нарушением интеллекта;

  • легко достигается уровневая дифференциация обучения;

  • у обучающихся с нарушением интеллекта повышается мотивация учебной деятельности, процесс обучения становится менее утомительным.



Использую тетради «Мои успехи» для повышения познавательной мотивации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста.

Обучающиеся накапливают на обложке тетради наклейки – стикеры за успешно выполненные задания, с учетом зоны актуального и ближайшего развития, за работу на занятие, поощрение за деятельность (поведение).

В ходе психолого – педагогического сопровождения обучающиеся могут подарить свои стикеры, обменять их, договорившись с партнером, лишиться наклейки (по решению группы).

Также накопить баллы (выдаются жетоны) на протяжении нескольких занятий (учитывается активность, самостоятельность) и обменять их на несколько наклеек (развитие волевого усилия (накопление баллов), развитие математических операций (счет), развитие навыков коммуникации (заранее договориться о выбранном стикере, чтобы его не мог «обменять» другой ученик и т.д.).