Просмотр содержимого документа
«Динамика развития навыков коммуникации обучающихся с умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии»
Васильева Антонина Юрьевна
ПРИЛОЖЕНИЕ 19
Познавательная активность - это действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определённые трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе.
Снижение познавательной активности является основной характеристикой детей с нарушением интеллекта. Это проявляется во всех сферах психической деятельности таких обучающихся, т.е. отмечается тотальность проявления дефекта.
У обучающихся с нарушением интеллекта отмечается недостаточный уровень развития познавательных процессов, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.
У обучающихся с нарушением интеллекта отмечается низкая познавательная активность, отсутствие интереса к умственной работе, интеллектуальная пассивность, рассеянность, неусидчивость, неуверенность в своих силах, неумение преодолеть малейшую трудность.
Таблица 1 «Краткая характеристика группы 3»
№ | Имя Ф. | Год рождения | Пол | Стиль семейного воспитания | Дополнительные сведения |
1 | Александр А. | 2007 | муж | гиперопека | |
2 | Давид Ж. | 2005 | муж | | |
3 | Анна К. | 2006 | жен | | |
4 | Мария М. | 2006 | жен | гипоопека | |
5 | Наталья С. | 2006 | жен | | |
6 | Вера Ф. | 2006 | жен | | |
7 | Александр С. | 2007 | муж | | сирота |
8 | Дарина П. | 2006 | жен | | |
9 | Николь К. | 2006 | жен | гипоопека | |
Показатели познавательной мотивации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Наименование | Критерии оценки | Количественная оценка |
Активность | вопросы, с которыми обучающиеся с нарушениями интеллекта обращались к педагогу; стремление учеников по собственному желанию принимать участие в рассмотрении и обсуждении вопросов, в дополнении и исправлении ответов товарищей; характер процесса деятельности: как принимается задание – с готовностью к действиям или безразличием; как выполняется познавательная задача – самостоятельно или по образцу; отношение ученика к процессу своей деятельности – увлечен или равнодушен; результат выполнения познавательной задачи. | 3 балла – высокий уровень активности на занятии; 2 балла – средний уровень активности; 1 балл – низкий уровень активности. |
Самостоятельность | | 3 балла – высокий уровень самостоятельности, самостоятельное выполнение заданий; 2 балла – средний уровень самостоятельности; 1 балл – низкий уровень пассивность, несамостоятельность. |
Отвлекаемость | | 3 балла – высокий уровень отвлекаемости; 2 балла – средний уровень отвлекаемости; 1 балл – низкий уровень отвлекаемости. |
Таблица 2 «Особенности развития познавательной мотивации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по показателям: активность (А), самостоятельность (С), отвлекаемость (О)»
№ | Имя Ф. | 2014-2015 уч.г. | 2015-2016 уч.г. |
А | С | О | А | С | О |
сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май |
1 | Александр А. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 |
2 | Давид Ж. | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
3 | Анна К. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 |
4 | Мария М. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 |
5 | Наталья С. | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 |
6 | Вера Ф. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 |
7 | Александр С. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
8 | Дарина П. | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 2 |
9 | Николь К. | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 |
![]()
![]()
![]()
Отмечается положительная динамика развития познавательной активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Применяю различные методы повышения познавательной активности обучающихся на занятиях, в частности применение информационно – коммуникационных технологий.
Информационно – коммуникационные технологии предоставляют огромные возможности для визуализации материала для развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): презентации, игровые упражнения, тестирование, виртуальные экскурсии и т.п.
Наглядность материала повышает его усвоение учениками с нарушением интеллекта, так как:
задействованы все каналы восприятия обучающихся с нарушением интеллекта: зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;
сокращается время при выработке технических навыков обучающихся с нарушением интеллекта;
увеличивается количество тренировочных заданий;
достигается оптимальный темп работы ученика с нарушением интеллекта;
легко достигается уровневая дифференциация обучения;
у обучающихся с нарушением интеллекта повышается мотивация учебной деятельности, процесс обучения становится менее утомительным.
Использую тетради «Мои успехи» для повышения познавательной мотивации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста.
Обучающиеся накапливают на обложке тетради наклейки – стикеры за успешно выполненные задания, с учетом зоны актуального и ближайшего развития, за работу на занятие, поощрение за деятельность (поведение).
В ходе психолого – педагогического сопровождения обучающиеся могут подарить свои стикеры, обменять их, договорившись с партнером, лишиться наклейки (по решению группы).
Также накопить баллы (выдаются жетоны) на протяжении нескольких занятий (учитывается активность, самостоятельность) и обменять их на несколько наклеек (развитие волевого усилия (накопление баллов), развитие математических операций (счет), развитие навыков коммуникации (заранее договориться о выбранном стикере, чтобы его не мог «обменять» другой ученик и т.д.).