ГКОУ РО Колушкинская специальная школа-интернат
Методика «Диагностика нравственной самооценки»
воспитателя Чёсовой Л. С.
Цель: выявление качества и уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе обучения и воспитание нравственного, ответственного и компетентного гражданина России.
Задачи:
развитие нравственного сознания – формирование понятий, оценок, взглядов, идеалов;
развитие важнейших нравственных качеств, чувств. Включает нормы, навыки морально оправданного поведения: уважение к старшим, труду, обществу; скромность, честность, добросовестность;
развивать у воспитанников потребность в совершении нравственных поступков;
создавать условия для нравственного самовоспитания воспитанников.
развитие трудолюбия, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
Уровень духовно-нравственной воспитанности – это мера соответствия развитых социально-ценностных отношений ребёнка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития
Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности необходима для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки.
Нравственность младшего школьника - это совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм и требований. Правила и требования морали только тогда станут нравственными характеристиками, когда они начнут проявляться в поведении и неуклонно соблюдаться.
Нравственный человек, тот, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, не имеющие ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями.
В воспитании младших школьников, такой стороной будет нравственное развитие: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Целостный учебно-воспитательный процесс тесно связан с нравственным развитием.
Формами внеклассной работы являются: тематические воспитательные часы, экскурсии, викторины, конкурсы, праздники знакомство с историческими и памятными местами родного края.
Методы и приемы: рассказ на этическую тему, разъяснение, этическая беседа, рисование, сюжетно-ролевые игры и т.д.
Методика №1: диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся.
Анкета «Нравственные понятия»
Задание: Как ты понимаешь следующие слова?
Добро
Мудрость
Счастье
Милосердие
Вина
Зло
Мужество
Справедливость
Дружба
Долг
Умеренность
Воспитанникам было предложено пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Опрос проводился индивидуально. Статистика ответов учащихся представлена в таблице.
№ п/п | Ф.И. | Добро | Мудрость | Счастье | Милосердие | Вина | Зло | Мужество | Справед ливость | Дружба | Долг | Умерен ность |
1. | | | | | | | | | | | | |
2. | | | | | | | | | | | | |
Объяснили все понятия. Итак, учащимся проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», «вина», «счастье», «справедливость». Раскрывая смысл этих категорий, дети давали четкие ответы, в них звучали конкретные проявления того или иного понятия.
Труднее детям было объяснить такие понятия как «милосердие», «мудрость» и «умеренность». Понимание этих понятий далеко от действительного.
Методика №2: диагностика уровня нравственной самооценки.
Инструкция:
– если вы полностью согласны с высказыванием, выберите ответ всегда (4 балла);
– если, вы больше согласны, чем не согласны, выберите ответ часто (3 балла);
– если вы немножко согласны, выберите ответ редко (2 балла);
– если вы совсем не согласны, выберите ответ никогда (1 балл).
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
8. Мне приятно делать людям радость.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
Статистик ответов воспитанников представлена в таблице.
№ п/п | Ф. И. | № вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Количество набранных единиц |
1 | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | |
По итогам данной методики можно сделать вывод, что уровнем нравственной самооценки обладают__человек (___%; средний уровень нравственной самооценки у__ человек (__%). У некоторых детей нравственная самооценка завышена. Об этом можно судить по наблюдениям за поведением учащихся.
Вывод: Необходимо содействовать воспитанию реальной самооценки младших школьников, пополнять их знания о себе, помогать воспитывать нравственные качества, способствовать выработке реальной самооценки, создавать ситуации, которые дают ученикам почувствовать уверенность в себе, радость от успеха.
Методика №3: Диагностика этики поведения (толерантного поведения)
«Незаконченные предложения»
Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Проанализировав высказывания детей, можно сделать вывод, что __ учащихся соблюдают этические нормы поведения в общении со сверстниками, у __ человек не достаточно развиты навыки общения, взаимопонимание.
Проведённый тест показал, что необходимо содействовать развитию личности, способной устанавливать дружеские связи, испытывать удовлетворение от общения, учить взаимопониманию, сопереживанию, доброму отношению друг с другом.
Статистика ответов учащихся представлена в таблице.
№ п/п | № вопроса | Ф.И. | Ответы детей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | | | |
2. | | | |
Методика №4: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
3 - 4 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
0 - 1 – низкий уровень.
Ответы детей представлены в таблице.
№ п/п | Ф.И. | Количество отрицательных ответов | Количество положительных ответов |
1 | | | |
2 | | | |
Диагностик отношения к жизненным ценностям.
Исходя из ответов детей можно сделать вывод, что высокий уровень отношения к жизненным ценностям у __ человек (__), средний уровень – у __ учащихся (__), ниже среднего уровня – у __учеников (1__).
В представлениях детей о главных человеческих ценностях наблюдается положительная динамика. Духовные ценности преобладают над материальными, узколичностными и "продовольственно-вещевыми" потребностями.
Диагностическая программа изучения уровней проявления
нравственной воспитанности младшего школьника (методика М.И.Шиловой)
Фамилия , Имя ______________________________ Класс __________
Основные отношения-показатели воспитанности
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)
Отношение к обществу
1. Патриотизм
1. Отношение к родной природе
3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.
2. Гордость за свою страну
3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.
3. Служение своими силами
3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству
4. Забота о своей школе
3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
Отношение к умственному труду
2. Любознательность
5. Познавательная активность
3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности
3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля
7. Саморазвитие
3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.
8. Организованность в учении
3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие
9. Инициативность и творчество в труде
3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.
10. Самостоятельность
3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает
11. Бережное отношение к результатам труда
3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небрежлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
12. Осознание значимости труда
3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
13. Уважительное отношение к старшим
3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.
14. Дружелюбное отношение к сверстникам
3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен
15. Милосердие
3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми
3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен
Отношение к себе
5. Самодисциплина
17. Самообладание и сила воли
3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;
2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения
3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает
19. Организованность и пунктуальность
3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет
20. Требовательность к себе
3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
Показатели нравственной воспитанности детей представлены в таблице
№ п/п | Ф. И. | Показатели воспитанности | Отношение к обществу | Отношение к умственному труду | Отношение к физическому труду | Отношение к людям | Отношение к себе | Всего баллов |
1. | | | | | | | | |
2. | | | | | | | | |
Уровень духовно-нравственных понятий 1 класс.
Начало 2017-2018 уч. г. | Конец 2017-2018 уч. г. |
Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего | Низкий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего | Низкий уровень |
3% | 28% | 20% | 8% | 6% | 30% | 25% | 6% |
Уровень духовно-нравственных понятий 2 класс.
Начало 2018-2019 уч. г. | Конец 2018-2019 уч. г. |
Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего | Низкий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего | Низкий уровень |
6% | 30% | 18% | 12% | 10% | 33% | 22% | 12% |
Уровень духовно-нравственных понятий 3 класс.
Начало 2019-2020 уч. г. | Конец 2019-2020 уч. г. |
Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего | Низкий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего | Низкий уровень |
12% | 36% | 24% | 10% | 20% | 38% | 25% | 14% |