СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Динамика. Законы Ньютона. Применение законов Ньютона при решении задач

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет в изучении темы "законы Ньютона" и применение законов Ньютона при решении задач

Просмотр содержимого документа
«Динамика. Законы Ньютона. Применение законов Ньютона при решении задач»

Динамика.

Законы Ньютона.

Динамикой прежде всего рассматривается вопрос по причине того или иного характера движения. Основными законами динамика являются законы Ньютона.

1 ЗАКОН:

Формулировка:

Существуют такие инерциальные системы отсчета относительно которых тело двигается равномерно и прямолинейно или находится в состоянии покоя.

Если действие других тел на данное тело отсутствует или скомпенсировано, то

- равнодействующая это результат действия сразу нескольких сил, на какое либо тело.

Равнодействующая является геометрической (вектор) суммой всех сил действующих на тело.

(Особой формулы для данного закона НЕ СУЩЕСТВУЕТ)

Область применения:

Первый закон применяется в том случае, если в условии задачи указано, что:

1. Тело находится в покое;

2. Тело двигается равномерно и прямолинейно;

3. Тело находится в равновесии (то есть силы скомпенсированы).







2 ЗАКОН:

Формулировка:

Если на тело действует не скомпенсированная сила то, под действием этой силы тело будет двигаться ускоренно

Формула:

- равнодействующая это результат действия сразу нескольких сил, на какое либо тело.

Следствия:

1.   всегда!!!

Для того, чтобы движение было равноускоренным необходимо чтобы действующая на тело сила сохранялась и по модулю и по направлению.

Область применения:

Если в задаче указано, что:

1. Указано ускорение или изменение скорости;

2. Действует не скомпенсированная сила;

3. Если тело движется по окружности.



















3 ЗАКОН:

Формулировка:

Два тела действуют друг на друга силами равными по модулю, но противоположными по направлению (действие = противодействию).

Формула:

Внимание!

Силы F1 и F2 приложены к различным телам, поэтому их нельзя ни складывать, ни вычитать.

Следствие:

1. F1=F2 модули одинаковые;

2. направления противоположные.

Область применения:

1. Если идёт речь о взаимодействии двух тел.

























Решение задач по теме: «Законы Ньютона»

9 класс

Задача № 1.  Какое ускорение приобретет тело массой 500 г под действием силы 0,2 Н?

Задача № 2.  Сила 30 Н сообщает телу ускорение 0,4 м/с. Какая сила сообщит тому же телу ускорение 2 м/с?











Задача № 3.  Какую скорость приобретает тело массой 3 кг под действием силы, равной 9 Н, по истечении 5 с?

Задача № 4.  Сколько времени потребуется автомобилю массой 700 кг, чтобы разогнаться из состояния покоя до скорости 72 км/ч, если сила тяги двигателя 1,4 кН?

Задача № 5.  Поезд массой 500 т, трогаясь с места, через 25 с набрал скорость 18 км/ч. Определите силу тяги.









Задача № 6.  Под действием постоянной силы, равной 10 Н, тело движется прямолинейно так, что зависимость координаты тела от времени описывается уравнением х = 3 — 2t + t2. Определите массу тела.

Задача № 7.  Скорость тела массой 2 кг изменяется со временем так, как представлено на графике рисунка.

Найдите силу, действующую на каждом этапе этого движения. Определите по графику, на каком этапе движения тело прошло наибольший путь.














Задача № 8. (повышенной сложности)  Начальная скорость тела, находящегося в точке А, равна нулю. В течение 8 с на тело действует постоянная сила. Затем направление силы изменяется на противоположное, а модуль остается прежним. Через какое время от начала движения тело вернется в точку А?

Задача № 9. (повышенной сложности)  Самолет массой 14 т, пройдя по взлетной полосе путь 600 м, приобретает необходимую для отрыва от поверхности Земли скорость 144 км/ч. Считая движение равноускоренным, определите время разгона, ускорение и силу, сообщающую самолету это ускорение.











Задача № 10 на 1 закон Ньютона

Нахождение равнодействующей силы

Условие

На тело действуют три силы, равные по модулю. Величина каждой – 200 Н. Угол между первой и второй силами равен 60 градусов, как и угол между второй и третьей силами. Найти равнодействующую этих сил. Скомпенсировано ли действие сил?

Решение

Будем использовать теорему косинусов. Вычислим модуль суммы первой пары сил:

Угол между этим результирующим вектором и вектором третьей силы составляет 90 градусов (так как результирующая первых двух сил направлена по биссектрисе угла). Для нахождения равнодействующей можно воспользоваться теоремой Пифагора:

Ответ: 400 Н. Действие сил не скомпенсировано, иначе их равнодействующая была бы равна нулю











Решение задач по теме: «Законы Ньютона»

10 класс

Задача № 1: Два тела, связанные невесомой нерастяжимой нитью (см. рис.) тянут с силой 15 Н вправо по столу. Массы брусков m1 = 1 кг и m2 = 4 кг, μ = 0,1.

С каким ускорением движутся бруски? Чему равна сила натяжения нити?

Условие невесомости и не растяжимости нити позволяет считать, что сила натяжения нити на всех участках одинакова и все тела движутся с одним и тем же ускорением, т.е. Т1 = Т2 = Т,  .

Для того, чтобы решить задачу надо её проанализировать.

Рассмотрим все силы, действующие на каждое тело отдельно. Оба тела взаимодействуют с землёй, столом и нитью.

На первое тело действуют: m1g, Т1, Fтр1, N1

На второе тело действуют: m2g, N2, T2, Fтр2 и сила F

Системы отсчета свяжем со столом.

Анализ провели, теперь приступаем к решению задачи.

Дано:

Равноускоренное движение связанных тел

F= 15 Н
m1= 1 кг 
m2 = 4 кг
μ = 0,1
_____________________ 
- ? (м/с2)
Т - ? (Н)

1. Изобразим все силы, действующие на тела.

Ускорение тела направлено вправо:

Из условия задачи = Т1 = Т2 = Т; 

2. Запишем II закон Ньютона в общем виде ∑  = m  и для каждого тела в векторной форме, для этого страницу разделим пополам:



3. Выберем координатные оси: ось ОУ направим по направлению, а ось ОХ по направлению системы тел.

4. Проецируем векторные уравнения II закона Ньютона для I и II тела на координатные оси:

OX:   T – Fтр1 = m1  (1)
OУ1:  N1– m1g = 0 (2)
Поскольку из уравнения 2 = что
N1 = m1g; то Fтр1= μ * N1 = μ * m1g, 
тогда ур-ние (1) примет вид 
Т – μ * m1g = m1    (3)

OX:  F – T – Fтр2 = m2 *   (1/)
ОУ2:  N2 – m2g = 0 (2/) 
Аналогично:
N2 = m2 * g; то Fтр2 μ N2 = μ * m g 
тогда уравнение (1/II- го  тела примет вид 
F – T – μ * m2  * g = m2   (31)

Мы получили два уравнения для 2-х тел, где учтены все силы, действующие на тело в отдельности.

Далее решаем совместно систему уравнений (3) и (31) методом почленного сложения уравнений, получаем:

(4), в этом уравнении учтены все силы, действующие на систему 2-х тел, связанных невесомой нерастяжимой нитью.

Откуда = 

Силу натяжения нити находим из уравнения (3) или (31)

Т= μ * m1 * g + m1  = m1 (μ * g + ) = 1 (0,1 * 10 + 2) = 

или Т = F – m2 – μ * m2 g = F – m2 ( + μ * g) = 15 - 4 * (2 + 0,1* 10) = 

Ответ: 2 м/с2, 3Н.



Задача №2. К концам невесомой нерастяжимой нити, перекинутой через невесомый неподвижный блок без трения в оси, подвешены грузы с массами m1= 1кг и m2= 2 кг. Каково ускорение, с которым движется второй груз?

Снова анализируем задачу.

Из условия невесомости и не растяжимости нити следует, что сила натяжения нити на всех участках одинакова: T1 = T2 = T и система тел движется как единое целое с одинаковым по модулю ускорением: 

Рассмотрим все силы действующие на каждый груз отдельно:

на I груз действуют: m1g и T1,
на II груз действуют: m2g и T2

Систему отсчёта свяжем с Землёй.

Задачу решаем по алгоритму:

Дано:

равноускоренное движение связанных грузов

m1 = 1 кг
m2 = 2 кг 
- ? (м/с2 )

1. Изобразим рисунок и расставим все силы, действующие на тело. Ускорение тела направим в сторону большого тела.



1. Запишем II закон Ньютона в векторной форме для каждого тела



2. Выберем координатные оси, ось ОУ направлена по направлению ускорения, на рисунке изображаем ОУ1, ОУ2.

3. Проецируем векторные уравнения II закона Ньютона для I и II тела на координатные оси ОУ1 и ОУ2, учитывая, что T1 = T2 = T, 

ОУ1: T- m1g = m1 * (1)

ОУ2: m2 g – T = m2 ( 11 )

Складываем почленно уравнения (1) и (11 ), получаем:



Ответ: 3,3 м/с2

















Задача № 3. Брусок массой 2 кг скользит по горизонтальной поверхности под действием груза массой 0,5 кг, прикрепленного к концу нерастяжимой нити, перекинутой через неподвижный блок. Коэффициент трения бруска о поверхность 0,1. Найти ускорение движения тела и силу натяжения нити. Массами блока и нити, а также трением в блоке пренебречь.

Дано
m1= 2 кг 
m2 = 0,5 кг 
µ = 0,1 
- ? м/с2 
Т - ? (H)

Решение:

1. Изобразим рисунок и расставим все силы, действующие на тела. Ускорение первого тела направим вправо, второго - вниз. 

2. Запишем II закон Ньютона в векторной форме для каждого тела, поделив страницу пополам

для I тела:

для II тела:



3. Спроецируем полученные уравнения на выбранные направления осей X и Y, учитывая условие невесомости и нерастяжимости:.

OX:   (1)
OY:   (2)
Из (2) следует, что N = m1∙ g, то 
Fтр= µ∙ N =µ ∙ m1∙ g.
Тогда уравнение (1)   примет вид 
    (3)

(31)

 

 

Решаем совместно систему уравнений (3) и (31) методом почленного сложения уравнений, получаем:

Т - µ * m1g + m2g – T = (m1+m2) *

откуда 



Силу натяжения нити Т находим из уравнения (31).

Т = m2g – m2  =m2 (g -  )

Т = 0,5 (10 – 1,2) = - 4,4 H. (знак « - » указывает, что сила натяжения направлена в противоположную сторону оси OY).

Т = 4,4 Н.

Ответ: 1,2 м/с2 ; 4,4 Н.

Задача № 4. (Слайд № 21) Груз массой 5 кг, связанный нерастяжимой нитью, перекинутой через неподвижный блок, с другим грузом массой 2 кг движется вниз по наклонной плоскости. Найти натяжение нити и ускорение грузов, если коэффициент трения между первым грузом и плоскостью 0,1, угол наклона плоскости к горизонту 450. Массами нитей и блока, а также трением в блоке пренебречь.

Дано: 
m1 = 5 кг 
m2 = 2 кг
µ = 0,1 
α = 450
 - ? (м/с2)
Т–? ( Н)

Решение:

1. Изобразим рисунок и расставим все силы.



2. Запишем II закон Ньютона в векторной форме.

для I тела

для II тела



3. Спроецируем полученные уравнения на выбранные направления осей X1 , Y1 , Y2, учитывая условие невесомости и нерастяжимости: Т1 = Т2 = Т,  .

 

 

OX1: m1g * sin α – T- Fтр= m1*  
OY1: N – m1∙g* cos α = 0 (2) 
Из (2) уравнения находим, 
что N = m1 *g * cos α, 
поэтому Fтр = µ * N = µ*m1*g*cos α (3) 
Подставляем (3) в (1) , получаем: 
m1∙g∙ sin α – T– µ ∙m1∙g∙cos α = m1∙  (4)

(1) OY2: – m2 * g +T = m2 *  (11)

складываем почленно (11) и (4), получаем

m1∙g∙sin α – T – µ∙m1∙g∙cos α – m2∙g + T=  (m1+m2)

Силу натяжения нити Т находим из уравнения (11).

T = m2g + m2 = m2 (g+ )

T = 2∙ (10+1,7) = 2 ∙ 11,7= 23,4 Н.

Ответ: 1,7 м/с2; 23,4 Н.









Задачи для самостоятельного решения:

    1. Вертолёт, масса которого 27,2 т, поднимает на тросах вертикально вверх груз массой 15,3 т с ускорением 0,6 м/с2. Найти силу тяги вертолёта и силу, действующую со стороны груза на прицепной механизм вертолёта.

    2. С каким ускорением движется система, изображенная на рисунке 43, если m = 1 кг и коэффициент трения μ = 0,2? Какова сила натяжения Fн1, связывающей тела I и II, и сила натяжения нити Fн2, связывающей тела II и III?










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!