Выпускная квалификационная работа
на тему
«Методы педагогической коррекции как средство преодоления агрессивного поведения младших школьников»
Выполнена:
студенткой 4 курса группы «Б»
очной формы обучения
Журавлевой Кристиной Витальевной
Актуальность исследования
А
Г
Р
Е
С
С
И
В
Н
О
С
Т
Ь
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования: процесс педагогической коррекции агрессивного поведения детей в условиях начальной школы.
Предмет исследования: методы педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Задачи исследования
- проанализировать педагогическую и методическую литературу по изучению проблем педагогической коррекции агрессивных детей младшего школьного возраста;
- осуществить диагностику исследования уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста;
- разработать и провести занятия по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с использованием методов педагогической коррекции;
- описать результаты исследования по использованию методов педагогической коррекции агрессивного поведения в образовательном процессе;
Виды агрессии
- Физическая агрессия – применение физической силы;
- Раздражение – вспыльчивость, грубость;
- Вербальная агрессия – словесные ответы (угрозы, проклятья);
- Косвенная агрессия – сплетни, злобные шутки;
- Негативизм – отрицание ребенком требований взрослых;
- Непреднамеренная агрессия – не предшествуют злые намерения;
- Игровая агрессия – соревнования по футболу, баскетболу;
- Оборонительная агрессия – защитная реакция;
- Обида – зависть и ненависть с окружающим;
- Подозрительность – недоверие к людям.
Агрессия может быть направлена:
На окружающих людей вне семьи
Только на близких людей
На животных
На себя
Причины агрессивного поведения
Конфликты в семье
Воздействие толпы
Итог
Виртуальный мир
Заниженная самооценка
Беседа со школьным психологом
ИМЯ
Т
ИМЕЕТ ЛИ СКЛОННОСТЬ К АГРЕССИИ
+
Э
+
А
-
Д
+
Ю
-
Д
-
Т
+
А
И
+
+
А
+
З
-
Д
-
Б
+
С
-
М
-
А
+
Н
+
Е
-
В
-
С
-
Э
+
С
+
И
А
+
-
Психологу были заданы следующие вопросы:
- Как вы считаете, есть ли в классе дети склонные к агрессии?
- Кто в большей степени проявляет агрессию и каким способом?
- Кто из обучающихся не подвержен агрессивному поведению?
«Ребенок глазами взрослого» А. А. Романова
Имя
Т
Уровень агрессивности по результатам опроса «Ребенок глазами взрослого»
В
1 уровень (63 балла)
2 уровень (102 балла)
А
1 уровень (20 баллов)
Д
1 уровень (75 баллов)
Ю
1 уровень (32 балла)
Б
Г
1 уровень (62 балла)
1 уровень (56 баллов)
А
2 уровень (68 баллов)
В
2 уровень (65 баллов)
Ю
2 уровень (93 балла)
М
1 уровень (15 баллов)
Д
1 уровень (47 баллов)
Ж
2 уровень (73 балла)
Е
1 уровень (34 балла)
А
1 уровень (62 балла)
М
2 уровень (103 балла)
Б
1 уровень (28 баллов)
А
2 уровень (78 баллов)
з
1 уровень (26 баллов)
у
1 уровень (17 баллов)
К
2 уровень (99 баллов)
М
1 уровень (42 балла)
А
1 уровень (64 балла)
А
1 уровень (44 балла)
Цель методики: определить уровень выраженности и структуры агрессивного поведения у ребенка.
«Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой
Методика диагностики агрессивности Басса — Дарки
Процентное соотношение результатов опроса Басса-Дарки
Интерпретация результатов опроса Басса-Дарки
Показатель
Диагностируемые
Низкий
Физическая агрессия
Косвенная агрессия
Средний
15
Высокий
14
8
Раздражительность
Негативизм
11
6
1
4
7
8
Обидчивость
Подозрительность
13
5
7
21
4
13
Вербальная агрессия
4
3
8
Чувство вины
0
10
9
7
10
4
Щелкните значок, чтобы добавить графический элемент SmartArt
Агрессивность в классе
Проведенное исследование показало, что из 24 детей в особом внимании нуждаются дети, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Это следующие дети:
- Эдгар Ж. (повышенный уровень агрессивности);
- Даниил К. (высокий уровень агрессивности);
- Армен Г. (высокий уровень агрессивности);
- Никита Г. (высокий уровень агрессивности).
Задачи формирующего этапа
- формировать сочувствие, научиться переживать за другого человека;
- научиться корректировать и контролировать свое поведение;
- научиться взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности.
План проведения занятий
Щелкните значок, чтобы добавить графический элемент SmartArt
5
№
Тема
«Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях»
1
6
Цель урока/занятия
Обучение навыкам релаксации; обучение навыкам самоконтроля; снижение эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение.
7
«Картина – пейзаж»
2
«Кто такой агрессивный человек?»
«Что такое игрушка? Игрушка из прищепки»
«Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях»
Создание атмосферы уюта и дружелюбия.
3
Создание положительной мотивации у учащихся на изменение своего стиля взаимодействия с окружающими.
Игровой метод – «Скульптура», «Дождик»; упражнения – «Ласковый мелок», «Волшебные шарики».
8
Используемые методы
«Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме»
Привитие новых форм поведения; обучение самостоятельному принятию верных решений; обучение распознаванию эмоций по внешним сигналам;
4
Г. Остер «Как получаются легенды»
Создание на уроке максимально дружественную атмосферу в классе.
Упражнения – «Портрет агрессивного человека», «Темные и светлые мешочки»; игровой метод «Волшебные очки», «Скажи добрые пожелания».
Изотерапия – «Каракули», «Штриховка»; музыкотерапия – слушание успокаивающей музыки; упражнение –Листок гнева».
Игровой метод – «Постарайся угадать»; упражнения - «Волшебная фраза», «Клубочек»; сказкотерапия «Я-герой сказки».
Научиться контролировать свои эмоции.
«Певцы родной природы»
Снизить эмоциональное напряжение, создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.
Игровой метод «Попроси игрушку», «Мое настроение».
Создание положительного эмоционального настроение.
Упражнения – «Разговор с руками», «Эмоциональный словарь», «Лепка из пластилина»; игровой метод – «Маленькое приведение», «Улитка».
Сказкотерапия - чтение по ролям.
Музыкотерапия, игровые упражнения «На море», «Подари улыбку».
Методы педагогической коррекции агрессивного поведения
Специальные методы
Игровой метод
Ролевая игра
Общепедагогические методы воспитания
Арт - терапия
Методы формирование сознания
Сказкотерапия;
Изотерапия;
Методы формирования поведения
Рассказ;
Упражнение и т.д
Беседа;
Методы стимулирования
Музыкотерапия и др.
Объяснение;
Поощрение;
Внушение и т.д.
Поручение
и т.д.
Щелкните значок, чтобы добавить графический элемент SmartArt
Структура занятий
1. Ритуал приветствия;
2. Разминка;
3. Основная часть;
4. Обратная связь.
Атмосфера на занятиях
Примеры упражнений и игр
Щелкните значок, чтобы добавить графический элемент SmartArt
Упражнение «Скульптор»
Игра «Постарайся отгадать»
Игра «Шар гнева»
Атмосфера занятий
Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов
Соотношение результатов беседы с педагогом-психологом
Динамика результатов опросника «Ребенок глазами взрослого»
Сравнение по методике «Кактус»
До
После
Динамика уровня агрессивности по диагностике «Кактус»
Сравнение по методике басса-дарки
Результаты повторно проведенного опросника Басса-Дарки
Процентное соотношение результатов опроса Басса-Дарки
Щелкните значок, чтобы добавить графический элемент SmartArt
Показатель
Экспериментальная группа
Низкий
Физическая агрессия
Косвенная агрессия
19
Средний
Высокий
16
Раздражительность
5
5
Негативизм
0
14
3
8
7
Обидчивость
Подозрительность
3
13
10
3
21
Вербальная агрессия
12
3
9
2
Чувство вины
0
8
10
12
5
4
Уровень агрессивности в классе
До применения методов
После применения методов
Спасибо за внимание!