СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диплом "Методы педагогической коррекции как средство преодоления агрессивного поведения младших школьников"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диплом "Методы педагогической коррекции как средство преодоления агрессивного поведения младших школьников"»

Выпускная квалификационная работа на тему «Методы педагогической коррекции как средство преодоления агрессивного поведения младших школьников» Выполнена: студенткой 4 курса группы «Б» очной формы обучения Журавлевой Кристиной Витальевной

Выпускная квалификационная работа

на тему

«Методы педагогической коррекции как средство преодоления агрессивного поведения младших школьников»

Выполнена:

студенткой 4 курса группы «Б»

очной формы обучения

Журавлевой Кристиной Витальевной

Актуальность исследования А Г Р Е С С И В Н О С Т Ь

Актуальность исследования

А

Г

Р

Е

С

С

И

В

Н

О

С

Т

Ь

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Объект исследования: процесс педагогической коррекции агрессивного поведения детей в условиях начальной школы. Предмет исследования: методы педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объект исследования: процесс педагогической коррекции агрессивного поведения детей в условиях начальной школы.

Предмет исследования: методы педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.

Задачи исследования - проанализировать педагогическую и методическую литературу по изучению проблем педагогической коррекции агрессивных детей младшего школьного возраста; - осуществить диагностику исследования уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста; - разработать и провести занятия по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с использованием методов педагогической коррекции; - описать результаты исследования по использованию методов педагогической коррекции агрессивного поведения в образовательном процессе;

Задачи исследования

- проанализировать педагогическую и методическую литературу по изучению проблем педагогической коррекции агрессивных детей младшего школьного возраста;

- осуществить диагностику исследования уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста;

- разработать и провести занятия по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с использованием методов педагогической коррекции;

- описать результаты исследования по использованию методов педагогической коррекции агрессивного поведения в образовательном процессе;

Виды агрессии  Физическая агрессия – применение физической силы;  Раздражение – вспыльчивость, грубость;  Вербальная агрессия – словесные ответы (угрозы, проклятья);  Косвенная агрессия – сплетни, злобные шутки;  Негативизм – отрицание ребенком требований взрослых;  Непреднамеренная агрессия – не предшествуют злые намерения;  Игровая агрессия – соревнования по футболу, баскетболу;  Оборонительная агрессия – защитная реакция;  Обида – зависть и ненависть с окружающим;  Подозрительность – недоверие к людям.

Виды агрессии

  • Физическая агрессия – применение физической силы;
  • Раздражение вспыльчивость, грубость;
  • Вербальная агрессия – словесные ответы (угрозы, проклятья);
  • Косвенная агрессия – сплетни, злобные шутки;
  • Негативизм – отрицание ребенком требований взрослых;
  • Непреднамеренная агрессия – не предшествуют злые намерения;
  • Игровая агрессия – соревнования по футболу, баскетболу;
  • Оборонительная агрессия – защитная реакция;
  • Обида – зависть и ненависть с окружающим;
  • Подозрительность – недоверие к людям.
Агрессия может быть направлена: На окружающих людей вне семьи Только на близких людей На животных На себя

Агрессия может быть направлена:

На окружающих людей вне семьи

Только на близких людей

На животных

На себя

Причины агрессивного поведения Конфликты в семье Воздействие толпы Итог  Виртуальный мир Заниженная самооценка

Причины агрессивного поведения

Конфликты в семье

Воздействие толпы

Итог

Виртуальный мир

Заниженная самооценка

Беседа со школьным психологом   ИМЯ Т ИМЕЕТ ЛИ СКЛОННОСТЬ К АГРЕССИИ + Э + А - Д + Ю - Д - Т + А И + + А + З - Д - Б + С - М - А + Н + Е - В - С - Э + С + И А + - Психологу были заданы следующие вопросы: - Как вы считаете, есть ли в классе дети склонные к агрессии? - Кто в большей степени проявляет агрессию и каким способом? - Кто из обучающихся не подвержен агрессивному поведению?

Беседа со школьным психологом

ИМЯ

Т

ИМЕЕТ ЛИ СКЛОННОСТЬ К АГРЕССИИ

+

Э

+

А

-

Д

+

Ю

-

Д

-

Т

+

А

И

+

+

А

+

З

-

Д

-

Б

+

С

-

М

-

А

+

Н

+

Е

-

В

-

С

-

Э

+

С

+

И

А

+

-

Психологу были заданы следующие вопросы:

- Как вы считаете, есть ли в классе дети склонные к агрессии?

- Кто в большей степени проявляет агрессию и каким способом?

- Кто из обучающихся не подвержен агрессивному поведению?

«Ребенок глазами взрослого» А. А. Романова Имя Т Уровень агрессивности по результатам опроса «Ребенок глазами взрослого» В 1 уровень (63 балла) 2 уровень (102 балла) А 1 уровень (20 баллов) Д 1 уровень (75 баллов) Ю 1 уровень (32 балла) Б Г 1 уровень (62 балла) 1 уровень (56 баллов) А 2 уровень (68 баллов) В 2 уровень (65 баллов) Ю 2 уровень (93 балла) М 1 уровень (15 баллов) Д 1 уровень (47 баллов) Ж 2 уровень (73 балла) Е 1 уровень (34 балла) А 1 уровень (62 балла) М 2 уровень (103 балла) Б 1 уровень (28 баллов) А 2 уровень (78 баллов)  з 1 уровень (26 баллов)  у 1 уровень (17 баллов) К 2 уровень (99 баллов) М 1 уровень (42 балла) А 1 уровень (64 балла) А 1 уровень (44 балла) Цель методики: определить уровень выраженности и структуры агрессивного поведения у ребенка.

«Ребенок глазами взрослого» А. А. Романова

Имя

Т

Уровень агрессивности по результатам опроса «Ребенок глазами взрослого»

В

1 уровень (63 балла)

2 уровень (102 балла)

А

1 уровень (20 баллов)

Д

1 уровень (75 баллов)

Ю

1 уровень (32 балла)

Б

Г

1 уровень (62 балла)

1 уровень (56 баллов)

А

2 уровень (68 баллов)

В

2 уровень (65 баллов)

Ю

2 уровень (93 балла)

М

1 уровень (15 баллов)

Д

1 уровень (47 баллов)

Ж

2 уровень (73 балла)

Е

1 уровень (34 балла)

А

1 уровень (62 балла)

М

2 уровень (103 балла)

Б

1 уровень (28 баллов)

А

2 уровень (78 баллов)

з

1 уровень (26 баллов)

у

1 уровень (17 баллов)

К

2 уровень (99 баллов)

М

1 уровень (42 балла)

А

1 уровень (64 балла)

А

1 уровень (44 балла)

Цель методики: определить уровень выраженности и структуры агрессивного поведения у ребенка.

«Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой

«Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой

Методика диагностики агрессивности Басса — Дарки Процентное соотношение результатов опроса Басса-Дарки Интерпретация результатов опроса Басса-Дарки Показатель    Диагностируемые Низкий Физическая агрессия Косвенная агрессия Средний 15 Высокий 14 8 Раздражительность Негативизм 11 6 1 4 7 8 Обидчивость Подозрительность 13 5 7 21 4 13 Вербальная агрессия 4 3 8 Чувство вины 0 10 9 7 10 4

Методика диагностики агрессивности Басса — Дарки

Процентное соотношение результатов опроса Басса-Дарки

Интерпретация результатов опроса Басса-Дарки

Показатель

 

Диагностируемые

Низкий

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Средний

15

Высокий

14

8

Раздражительность

Негативизм

11

6

1

4

7

8

Обидчивость

Подозрительность

13

5

7

21

4

13

Вербальная агрессия

4

3

8

Чувство вины

0

10

9

7

10

4

Щелкните значок, чтобы добавить графический элемент SmartArt Агрессивность в классе Проведенное исследование показало, что из 24 детей в особом внимании нуждаются дети, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Это следующие дети: - Эдгар Ж. (повышенный уровень агрессивности); - Даниил К. (высокий уровень агрессивности); - Армен Г. (высокий уровень агрессивности); - Никита Г. (высокий уровень агрессивности).

Щелкните значок, чтобы добавить графический элемент SmartArt

Агрессивность в классе

Проведенное исследование показало, что из 24 детей в особом внимании нуждаются дети, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Это следующие дети:

- Эдгар Ж. (повышенный уровень агрессивности);

- Даниил К. (высокий уровень агрессивности);

- Армен Г. (высокий уровень агрессивности);

- Никита Г. (высокий уровень агрессивности).

Задачи формирующего этапа - формировать сочувствие, научиться переживать за другого человека; - научиться корректировать и контролировать свое поведение; - научиться взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности.

Задачи формирующего этапа

- формировать сочувствие, научиться переживать за другого человека;

- научиться корректировать и контролировать свое поведение;

- научиться взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности.

План проведения занятий

Щелкните значок, чтобы добавить графический элемент SmartArt

5

Тема

«Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях»

1

6

Цель урока/занятия

Обучение навыкам релаксации; обучение навыкам самоконтроля; снижение эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение.

7

«Картина – пейзаж»

2

«Кто такой агрессивный человек?»

«Что такое игрушка? Игрушка из прищепки»

«Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях»

Создание атмосферы уюта и дружелюбия.

3

Создание положительной мотивации у учащихся на изменение своего стиля взаимодействия с окружающими.

Игровой метод – «Скульптура», «Дождик»; упражнения – «Ласковый мелок», «Волшебные шарики».

8

 

Используемые методы

«Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме»

Привитие новых форм поведения; обучение самостоятельному принятию верных решений; обучение распознаванию эмоций по внешним сигналам;

4

Г. Остер «Как получаются легенды»

Создание на уроке максимально дружественную атмосферу в классе.

Упражнения – «Портрет агрессивного человека», «Темные и светлые мешочки»; игровой метод «Волшебные очки», «Скажи добрые пожелания».

Изотерапия – «Каракули», «Штриховка»; музыкотерапия – слушание успокаивающей музыки; упражнение –Листок гнева».

Игровой метод – «Постарайся угадать»; упражнения - «Волшебная фраза», «Клубочек»; сказкотерапия «Я-герой сказки».

Научиться контролировать свои эмоции.

«Певцы родной природы»

Снизить эмоциональное напряжение, создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.

Игровой метод «Попроси игрушку», «Мое настроение».

Создание положительного эмоционального настроение.

 

Упражнения – «Разговор с руками», «Эмоциональный словарь», «Лепка из пластилина»; игровой метод – «Маленькое приведение», «Улитка».

Сказкотерапия - чтение по ролям.

Музыкотерапия, игровые упражнения «На море», «Подари улыбку».

Методы педагогической коррекции агрессивного поведения Специальные методы  Игровой метод  Ролевая игра  Общепедагогические методы воспитания Арт - терапия   Методы формирование сознания Сказкотерапия; Изотерапия; Методы формирования поведения Рассказ; Упражнение и т.д Беседа; Методы стимулирования Музыкотерапия и др.  Объяснение; Поощрение; Внушение и т.д. Поручение и т.д. Щелкните значок, чтобы добавить графический элемент SmartArt

Методы педагогической коррекции агрессивного поведения

Специальные методы

Игровой метод

Ролевая игра

Общепедагогические методы воспитания

Арт - терапия

Методы формирование сознания

Сказкотерапия;

Изотерапия;

Методы формирования поведения

Рассказ;

Упражнение и т.д

Беседа;

Методы стимулирования

Музыкотерапия и др.

Объяснение;

Поощрение;

Внушение и т.д.

Поручение

и т.д.

Щелкните значок, чтобы добавить графический элемент SmartArt

Структура занятий 1. Ритуал приветствия; 2. Разминка; 3. Основная часть; 4. Обратная связь.

Структура занятий

1. Ритуал приветствия;

2. Разминка;

3. Основная часть;

4. Обратная связь.

Атмосфера на занятиях

Атмосфера на занятиях

Примеры упражнений и игр Щелкните значок, чтобы добавить графический элемент SmartArt Упражнение «Скульптор» Игра «Постарайся отгадать» Игра «Шар гнева»

Примеры упражнений и игр

Щелкните значок, чтобы добавить графический элемент SmartArt

Упражнение «Скульптор»

Игра «Постарайся отгадать»

Игра «Шар гнева»

Атмосфера занятий

Атмосфера занятий

Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов    Соотношение результатов беседы с педагогом-психологом Динамика результатов опросника «Ребенок глазами взрослого»

Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов

Соотношение результатов беседы с педагогом-психологом

Динамика результатов опросника «Ребенок глазами взрослого»

Сравнение по методике «Кактус» До После Динамика уровня агрессивности по диагностике «Кактус»

Сравнение по методике «Кактус»

До

После

Динамика уровня агрессивности по диагностике «Кактус»

Сравнение по методике басса-дарки Результаты повторно проведенного опросника Басса-Дарки Процентное соотношение результатов опроса Басса-Дарки Щелкните значок, чтобы добавить графический элемент SmartArt Показатель   Экспериментальная группа Низкий Физическая агрессия Косвенная агрессия 19 Средний Высокий 16 Раздражительность 5 5 Негативизм 0 14 3 8 7 Обидчивость Подозрительность 3 13 10 3 21 Вербальная агрессия 12 3 9 2 Чувство вины 0 8 10 12 5 4

Сравнение по методике басса-дарки

Результаты повторно проведенного опросника Басса-Дарки

Процентное соотношение результатов опроса Басса-Дарки

Щелкните значок, чтобы добавить графический элемент SmartArt

Показатель

 

Экспериментальная группа

Низкий

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

19

Средний

Высокий

16

Раздражительность

5

5

Негативизм

0

14

3

8

7

Обидчивость

Подозрительность

3

13

10

3

21

Вербальная агрессия

12

3

9

2

Чувство вины

0

8

10

12

5

4

Уровень агрессивности в классе До применения методов После применения методов

Уровень агрессивности в классе

До применения методов

После применения методов

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!