СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дипломная работа". Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и дидактических упражнений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дипломная работа". Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и дидактических упражнений"»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОВОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1

ИМ. А.С.МАКАРЕНКО»







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



ТЕМА. Формирование количественных представлений у детей

среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и дидактических упражнений











Чеснокова Оксана Николаевна

Специальность: 050144

Дошкольное образование

Курс V, группа 501

Руководитель Соболева

Валентина Егоровна

Форма обучения: заочное




2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3

ГЛАВА 1. Формирование количественных представлений у детей среднего

дошкольного возраста ......................................................................6

    1. Особенности восприятия количественных представлений у

детей дошкольного возраста.................................................... .6

    1. Анализ программных задач по разделу количество и счёт.

В программах «Воспитания и обучения в детском саду»

под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.

Комаровой и программой развития и воспитания детей в

детском саду «Детство», под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Я.М.Гурович.................................................9

    1. Методика ознакомления детей среднего дошкольного возраста

с количественным представлением.........................................13

ГЛАВА 2. Роль дидактических игр и дидактических упражнений в

формировании количественных представлений у детей среднего

дошкольного возраста.....................................................................16

2.1. Взгляды отечественных и зарубежных психолого- педагогов

на игру..............................................................................................16

2.2. Структура дидактической игры....................................................19

2.3. Руководство дидактическими играми и упражнениями детей

среднего дошкольного возраста.....................................................21

2.4. Использование дидактических игр и дидактических упражнений

в работе с детьми среднего дошкольного возраста......................23

ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование по выявлению формирования

количественных представлений у детей среднего дошкольного

возраста с использованием дидактических игр и дидактических

упражнений....................................................................................

3.1. Констатирующий этап опытной работы...................................

3.2. Формирующий эксперимент......................................................

3.3. Контрольный эксперимент.........................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................





ВВЕДЕНИЕ

Понятие и развитие математических способностей является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимается количественные изменения в познавательной деятельности ребёнка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, и связанных с ними логических операций.

Вопросами математического развития занимались психологи С.Л.Рубинштейн, Л.А. Венгер и педагоги Ф.Н.Блехер, Е.И. Тихеева, А.М.Леушина, концепция математического развития дошкольников, разработанная А.М.Леушиной служит источником для многих современных исследований, а дидактическая система успешно функционирует уже много лет, и показала свою эффективность в условиях дошкольного воспитания.

Известно, что математические понятия (натурального числа, величины и др.) отличаются абстрактностью, однако они вполне уяснимы, так как отражают связи и отношения, свойственные предметам внешнего мира. По этому поводу Ф. Энгельс писал: «Как понятия числа, так и понятие фигуры

заимствованы исключительно из внешнего мира, а не возникшее в голове из чистого мышления».

Усвоение этих понятий, сложившихся исторически в процессе производственной деятельности общества - явление сложное. Начинается оно с чувственного восприятия мира, мысли, что в основе математических понятий лежит чувственное познание, а счёт служит переходом от чувственного к логическому была высказана еще К. Марксом: «... Первой теоретической деятельностью рассудка, который еще колеблется между чувственностью и мышлением, является счёт». В начальной школе курс математики не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математики. Возможно, одно из основных причин подобных трудностей, является потеря интереса к математике как к предмету. Следовательно, важной задачей в работе воспитателя, развить у ребёнка интерес к математике, дать элементарные представления о количестве, времени, прострастве.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников способ познания окружающего мира. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры способствующие развития, восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Потребность детей в игре и желание играть, необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.

Объект исследования: Педагогический процесс, направленный на формирования количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Дидактическая игра, как средство формирования количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Цель исследования: Выявить роль дидактических игр в процессе формирования количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать различные взгляды психологов и педагогов на проблему количественных представлений.

  2. Рассмотреть дидактические игры и дидактические упражнения, как средства развития количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

  3. Изучить влияние дидактических игр и дидактических упражнений на формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза: Если использовать дидактические игры и дидактические упражнения с математическим содержанием в работе с детьми дошкольного возраста, то формирование количественных представлений у детей будет идти более успешнее.

Методы исследования:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы и её анализ.

  2. Наблюдение, эксперимент.





















ГЛАВА 1.Формирование количественных представлений у детей

среднего дошкольного возраста


    1. Особенности восприятия количественных представлений у детей дошкольного возраста


Формирование элементарных математических представлений - это

целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста связано со многими науками, в том числе и с психологией. Так, швейцарский психолог Ж.Пиаже считает большой ошибкой думать о том, что ребёнок воспринимает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. По его мнению, эти понятия формируются у ребёнка самостоятельно и спонтанно. Передовые педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори признавали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счёт в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали обучать детей как можно раньше, примерно с 3 лет.

Обучение понималось ими как упражняемость в практических, игровых действиях, с использованием наглядного материала, воспроизведение накопленного опыта в различии чисел, времени, пространства, мер.

А.М.Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приёмы работы с детьми.

Разработанная А.М.Леушиной концепция формирования количественных представлений была существенно дополнена за счёт научно-теоретической и методической разработки проблемы развития количественных представлений у дошкольников.

В восприятии количества и в формировании счётной деятельности А.М.Леушина выделила шесть этапов.

На первом этапе, ребенок манипулирует игрушками, повторяя одно и тоже движение: стучит ложкой, открывает и закрывает крышку много раз, бросает предмет один за другим и т.д. Манипуляция с множествами служит пропедевтикой будущей счётной деятельностью детей, особенно это очевидно, когда все движения с предметами сопровождаются повторением одного и того же слова: «Вот... вот... вот...». На третьем году жизни у детей появляется интерес в сравнении величин и множеств – это может рассматриваться как второй этап счётной деятельности.

На третьем этапе, развитие счётной деятельности при сравнении множеств дети включают название слов числительных. Развитие этого этапа зависит от обучения. Дети не сразу умеют овладевать умениями считать предметы в большом количестве.

На четвертом этапе, развитие счётной деятельности, дети (5 – 6 лет) чётко усваивают последовательность в названии числительных. Начинают понимать, что все числа натурального ряда взаимосвязаны между собою; каждое последующее число больше предыдущего на единицу, и каждое предыдущее меньше последующего на единицу.

На пятом этапе, опираясь на знания и умения, дети усваивают, что единица счёта может быть целая группа, а не только отдельный предмет.

Шестой этап развития счётной деятельности, падает на первый класс школы. Подходит к элементарному пониманию основ десятичной системы счисления (например: в счёте групп состоящая из 10 предметов).

В процессе развития счётной деятельности у детей формируются ряд понятий. По мнению Ж.Пиаже, это выражается в усвоении идеи числа, таким образом, что число объектов в группе «сохраняется» независимо от того как их расположить. Старшие дети пытаются накладывать пуговицы на их изображения, но далеко не всегда, в том же количестве. Они заполняют и промежутки между отдельными изображениями. Следует отметить, что движения рук и глаз иные, чем при воспроизведении линейно расположенного множества. Как правильно, в данном случае, дети, накладывая пуговицы на рисунки, действуют одной рукой. Если ребёнок раскладывает пуговицы правой рукой, он обычно начинает от нижнего рисунка справа и направление его движения идёт по кругу против часовой стрелки. Если же раскладывание пуговиц проводится левой рукой, оно так же начинается с нижней пуговицы слева и направление движения идёт по часовой стрелке. Эти особенности движения позволяют считать, что множество, изображенное в виде числовой фигуры, действительно воспринимаются детьми как единое замкнутое целое, но точное количество не производится. Дети уже в возрасте 3 лет точно воспроизводят количество предметов, если они расположены в ряд.

Из этого следует, что детей раннего возраста необходимо научить группировать предметы по разным признакам, что способствует овладению классификацией как одной из умственных операций. Поэтому одна из задач обучения детей трёх лет состоит в формировании умения составлять множества из разных по качеству элементов.

Освоение детьми счёта длительный и сложный процесс. Истоки счётной деятельности усматриваются в манипуляциях детей раннего возраста с предметами. Счёт, как деятельность состоит из ряда взаимосвязанных компонентов, каждым из которых ребёнок должен овладеть: соотношение слов – числительных, называемых по порядку, с предметами, определение итогового числа. В результате этой практической деятельности осваивается последовательность чисел.





    1. Анализ программных задач по разделу количество и счёт. В программах «Воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, и программой развития и воспитание детей в детском саду «Детство», под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.Гурович.

Возраст

Программа «Воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой

Программа развития и воспитание детей в детском саду «Детство», под редакцией

Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович

Средняя группа от 4 до 5 лет

  • Считать до пяти (количественный счёт), отвечать на вопрос «Сколько всего?».

  • Сравнивать количество предметов в группах на основе счёта (в пределах пяти), а так же путём поштучного соотнесения предметов двух групп (составление пар);

Определять каких предметов больше, меньше, равное количество.

  • Считать предметы на ощупь, считают звуки, движения в пределах пяти.

  • Обозначение количества числом и цифрой в пределе 5 -10. Количественное и порядковое назначение числа.

  • Обобщение групп предметов, звуков и движений по числу («стульев, столов по 5, их поровну; кукол и звуков по 8»).

  • Связей между числом, цифрой и количеством;

чем больше предметов,

тем большим числом они обозначаются; со считывания как однородных, так и разнородных предметов, в разном расположении и т.д.







Старшая группа дети от 5 до 6 лет

  • Выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства, сравнивать части на основе счёта предметов и составления пар, понимать что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого).

  • Считать (отсчитывать) в пределах десяти.

  • Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными в пределах 10, отвечать на вопросы; «Сколько?», «Который по счету?».

  • Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, (опираясь на наглядность), устанавливать какое число больше (меньше) другого; уравнивать не равные группы предметов двумя способами (удаление и добавление 1).

  • Количественное и порядковое значение числа, получаемого в результате сосчитывания элементов долей, частей.

  • Цифры от 0 до 9.

  • Связи и зависимости между числами, отношения между чисел (меньше, больше, равно на 1. 2).

  • Состав чисел из 1.

Монеты (различение и использование в играх).














Подготовительная группа детей от 6 до 7 лет

  • Самостоятельно объединять различные группы предметов,имеющие общий признак в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов).

Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.

  • Считать до десяти и дальше (количественный и порядковый счет в пределах 20).

  • Называть числа в прямом и обратном порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.

  • Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+; -; =).

  • Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Место числа среди других чисел ряда.

  • Состав чисел из двух (нескольких) меньших чисел.

  • Цифры,монеты, циферблат часов.

  • Сложение и вычитание чисел (приемы присчитывания и отсчитывания по одному, по два) при решении арифметических задач, примеров.


Вывод по анализу:

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

Так программа «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой, и т.д. является комплексной образовательной программой. По этой программе дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно. Занятия проходят в игровой форме и ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровне.

По программе М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В.Гербовой воспитатель учит детей считать до пяти, пользуясь правильными приёмами счёта: назвать числительное по порядку; соотнести каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем перечисленным предметам, например: «Один, два, три – всего три кружка». В этой программе нет игровых моментов, ребёнка учат считать.

Несмотря на то, что в обеих программах применяются разные методы обучения счёту, они теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга, так как ведущим и определяющим в программах является цель, которая носит объективный характер. Детский сад выполняет социальный заказ общества, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числе и математике) в школе.

Данная программа по моему мнению, прекрасно подходит для работы с детьми дошкольного возраста.

Задачи четко распределены на каждую возрастную группу, даются некоторые примеры постановок вопросов. Идёт постепенное усложнение, не перезагружая детей - дошкольников. Я считаю, что именно программа «Воспитания и общения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой более удобна педагогам и более доступна детям дошкольных образовательных учреждений.



    1. Методика ознакомления детей среднего дошкольного возраста с

количественным представлением.


Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказывать помощь в подготовке детей детского дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одно из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всестороние развитой личности.

В средней группе предусмотрено дальнейшее развитие представлений о множестве, размере, форме, о пространственных и временных отношениях, но кроме того, обучение детей счёту и начальное формирование понятие числа.

Обучение счёту включает две стороны, одна – это различение большого и меньшего множества и определения количества их элементов числом, которое устанавливается на основе счёта элементов, а другая - это сам процесс счёта.

Внимание детей в этот период фиксируется на сравнении численности множеств и на основной цели счётной деятельности итоговом числе.

В группе детей пятого года жизни необходимо особо подчеркнуть, что множество может состоять из однородных предметов, но отдельные части его не редко обладают разными качественными признаками, например: разных цветов или размеров. Задача состоит в том, чтобы научить детей видеть подмножество каждого множества, это будет подводить детей к пониманию существенных и менее существенных признаков множества как единого целого.

Учить детей различать составные части множества как единого целого: сравнивать их между собой, определяя их равенство и не равенство, не прибегая еще к счёту. Пользоваться при этом правильными приемами счёта называть числительные по порядку, соотносить каждое числительное только с одним предметом, последнее числительное соотносить со всем пересчитанным множеством. Например, один, два, три – всего три гуся. Петушков и гусей поровну, по три. Предметы должны быть расположены в два ряда: один предмет под другим. Дети считают, - один, два, три, всего три петушка. Один два – всего два гриба. Всего три петушка и два гриба. Три петушка больше, а два гриба меньше, значит три больше, а два меньше. Подвести детей к пониманию того, что количество не зависит от размера предметов и пространственного их расположения. Учить видеть на основе счёта равенство и неравенство численности множеств, когда предметы в разных группах находятся в разном расстоянии друг от друга:

0000

0 0 0 0

Учить детей отсчитывать, выкладывать, приносить определенное количество предметов по образцу или названному числу, отсчитав из большего количества. Например: отсчитай уток столько, сколько я поставила; отсчитай и принеси столько рыбок, сколько кружков на твоей карточке; отсчитай четыре петушка и три рыбки. Учить определять количество предметов по осязанию, учить считать звуки. Учить считать свои движения и движения другого, воспроизводить количество движений по указанному числу. Например, сосчитай, сколько треугольников на твоей карточке и постучи молоточком по столу столько же раз; хлопни в ладоши пять раз и др., учить считать в пределах пяти на числах: 1 и 2; 2 и 2; 2 и 3; 3 и 3; 3 и 4; 4 и 4; 4 и 5; 5 и 5 (на основе сравнения численностей двух множеств).

Работу по обучению счёту рекомендуется начать со сравнения численностей множеств и различение большей и меньшей из них. Целесообразно, что бы эти множества различались по своему количественному составу одним элементом. Каждое из множеств: одно как большее, а другое как меньшее по численности. Воспитатель указывает, что эти множества могут быть сосчитаны и можно определить число элементов каждого, что дети сами могут научиться считать. Внимание детей в этот период фиксируется, прежде всего, на сравнении численности множеств и на основной цели счётной деятельности – итоговом числе. Следовательно, при обучении детей счёту на первых занятиях их внимание направляется на сравнении и различии множеств и наименовании их словом – числительным – как итоговым числом на основе счёта воспитателя.

Основные элементы счёта следующие:

а) называть числительные по порядку;

б) соотнесение каждого числительного только с одним предметом множества;

в) усвоение значения итогового числа, т.е. понимание того, что последнее числительное, названное при счёте и отнесенное к последнему объекту, в то же время относится ко всему пересчитанному множеству и является показателем общего количества элементов множества.

Следует упражнять детей в преобразовании множеств, например: ставить перед ними задачу, как из множества в три предмета сделать множества в два предмета и на оборот. При сравнении множеств и названии их числами необходимо подчеркнуть эти взаимообратные отношения: два больше одного, но меньше трёх; три больше двух, но меньше четырёх.

Упражнения в сравнении множеств дети видят, что при их равенстве как бы эти множества не были выражены, всегда получаются одинаковые итоговые числа, а если в одной группе больше на один предмет, получаются смежные или рядом стоящие числа.

Смена наглядного материала приводит детей к выводу, что хотя множество бывают составлены из разных предметов (зайцы, морковки, яблоки), разного размера и цвета, эти множества могут быть равны. Так постепенно число становится для детей мощности множества. Большое значение в формировании представлении о количестве имеет счёт у части различных анализаторов; счёт по осязанию, счёт на слух, счёт движений, а так же включение в обучении дидактических игр. Вся эта работа помогает формировать понятия числа и способствует развитию сенсорики.



ГЛАВА 2. Роль дидактических игр и дидактических упражнений в формировании количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

    1. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на игру.


Выдающиеся мыслители прошлого Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский,

Л.Н. Толстой, видные деятели в области дошкольного воспитания Ф. Фребель, Ф.И. Блехер, Е.И. Тихеева, А.П. Усова успешно сочетали непосредственную работу с детьми с теоретическим осмыслением её результатов.

Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах:

в младших – ввиде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т.д.;

в старших – приобретает характер поиска, угадывания, соревнования.

В таких случаях говорят об игровых упражнениях или упражнениях в игровой форме.

Дидактические игры: сенсорные, моделирующего характера, специально придуманы педагогами для обучения детей. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании процесса поиска решений.

Б.П.Никитин «От игры к знаниям», Л. Венгер, О.М. Дьяченко предлагают осуществлять математическое развитие на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности, в том числе и в игре. В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же). Игры должны быть направлены на развитие логического мышления, а именно, устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют игровые упражнения, на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Ф.Н. Блехер считала, что формировать у детей количественные представления следует как на основе счёта, так и в процессе восприятия двух предметов. Разработанная её методика обучения во многом отражены идеи: идти в обучении от числа к числу, строить обучения на целостном восприятии групп предметов, рассматривать запоминания случаев состава чисел как подготовку к простейшим арифметическим действием, использовать числовые фигуры.

В счёте и отсчёте предметов в пределах десяти дети упражняются в течение всего учебного года. Они должны твердо запомнить порядок следования числительных и уметь правильно соотносить числительные с пересчитываемыми предметами, понимать, что последнее названное при счёте число обозначает общее количество предметов совокупности. Если дети допускают ошибки при счёте, необходимо показать и разъяснить его действия.

Для реализации поставленных задач Ф.Н. Блехер рекомендовала использовать два сюжета: формировать у детей количественные представления, попутно используя все многочисленные поводы, возникающие в жизни, и проводить специальные игры и занятия. По её мнению, дети, должны активно участвовать в практических жизненных ситуациях.

Например: Выяснить, сколько кроваток потребуется только что купленным куклам; определить самостоятельно, путем подсчёта по календарю, количество дней до праздника; выполнять поручения взрослых.

В играх, на занятиях, действуя с наглядным материалом, упражняться в образовании групп предметов, сравнивать, отсчитывать, составлять числа из меньших, находить цифры, показывать то или иное количество.

Большая роль в разработке целого ряда дидактических игр принадлежит Ф.Н. Блехер. Существуют дидактические игры по формированию элементарных математических представлений, которые не потеряли своего значения и на сегодняшний день.

Видный деятель зарубежной педагогики Ф. Фребель первым оценил важнейшее значение игры в жизни ребёнка, его развития. Основу педагогической системы Ф. Фребеля составляют игры. Предлагаемые им игрушки – это самый обыденный материал, который можно найти в любой ситуации.

Игрушки Ф.Фребеля отличаются не только простотой, но и разнообразием, предусмотренны для каждого возраста. С ними можно производить самые разные действия: строить, клеить, лепить. Все игры Фребеля – он назвал их «дарами», сопровождаются песенкой или стишком воспитателя, многие из них он сочинил сам. Самое важное в дидактической игре – это участие взрослого. Самое важное изменение, внесенное Фребелем, - это введение систематики и порядка игры. Именно Фребель определил дидактическую задачу каждой игры, обосновал их последовательность. Он специально указывал, какие игры полезны для развития органов чувств ребёнка, какие для развития речи, ума, движений; выстроил и обосновал последовательность использования игр, определив для каждого своё место и время. Поэтому мы можем говорить: Фребель – автор первой системы дидактических игр.

В 60-х годах в работах А.П. Усовой (1962, 1965) была высказана мысль о том, что для развития дошкольника чрезвычайно важны свободно развивающиеся отношения со сверстниками в самостоятельной деятельности, в «детском обществе».

Игра для ребенка – подменная жизнь, и если воспитатель организует её разумно, он получает возможность влиять на детей. А.П. Усова отмечала: «Правильно организовать жизнь и деятельность детей – значит и правильно их воспитывать. Эффективный процесс воспитания может быть осуществлён в формах игры и игровых взаимоотношений именно потому, что ребенок здесь не учится жить, а живёт своей жизнью». В играх дети отражают определенные поступки, личные особенности и взаимоотношения людей. А.П. Усова отмечала, воспитательное влияние игр, писала: «Каждая игра, если она не по силам ребёнку, становит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованны».

Радость детей и неудержимое стремление к игре вызывают и народные дидактические игрушки. Конусы из ярких цветных колец разной величины, ярко окрашенные шары, складные бабочки, матрешки, мисочки – все это весёлое разноцветье согрето любовью к детям и содержит народную педагогическую мудрость – учить на малом, по привлекающим детей содержании. В этих игрушках заложено обучающее начало – привлечение внимания детей к цвету, форме, величине, объему, количеству, к целому и составляющим его частям.

Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, её роль в педагогическом процессе. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требовали сосредоточенности внимания, умении выделять в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок игры с дидактической куклой и др. Е.И. Тихеевой сформулированы требования к системе и содержанию дидактического материала и дано его описание.


    1. Структура дидактической игры.

При формировании элементарных математических представлений игра

выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам, ребёнок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их, настолько-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они решают основные задачи обучения образовательные, воспитательные и развивающие. Сами знания в виде способов действий и соответствующих им представлений ребёнок получает первоначально вне игры, в играх лишь создаются благоприятные условия для их уточнения, закрепления, систематизации.

Структура большинства дидактических игр не позволяет сообщить детям новые знания, однако это не означает, что в принципе такое невозможно.

Структура – это основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность, одновременно выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры; дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. В ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляются умения, отрабатываются навыки счёта.

Игровые задачи осуществляются детьми. Дидактические задачи в дидактической обучающей игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и представляет перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В различных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования. Они связаны с игровым замыслом и исходя из него игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактических задач.

Правила игры – их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды победителей и т.д.

Характерным условием дидактической игры является активное участие всех играющих детей, а так же выполнение всех структурных компонентов.


    1. Руководство дидактическими играми и упражнениями детей среднего дошкольного возраста.


В дидактической игре роль воспитателя несравненно большая, чем

в детских играх другого типа, и главное в том, что воспитатель вводит детей в ту или иную игру и знакомит их с методом её ведения. Участвует в ней, сам ведет её, так, чтобы использовать для достижения возможно большое число дидактических задач. Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства. Отбирая игры, воспитатель исходит из того, какие программные задачи будут способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт.

Воспитатель должен помнить о том, что в дидактической игре познавательный элемент должен сочетаться с занимательностью. «Первое условие игры – занимательность и эмоциональность. Именно эти свойства помогают без больших усилий усваивать и крепко запоминать познавательный материал, который является содержанием игры». Наибольшая трудность в создании дидактических игр и их практичсеском проведении с детьми и заключается в умелом сочетании двух элементов – познавательного и игрового. Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умении живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим.

Вначале воспитатель разбирает игру с точки зрения её структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятия или упражнения.

Воспитатель детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации. Воспитатель должен довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребёнка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать чёткое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия, наметить дидактические задачи и игры, а так же на каких детей, в процессе игры следует обратить особое внимание (вспомнить, кто из них на занятиях затрудняется в выполнении программного содержания), кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы. При подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на развитие умственной активности детей в игре влияет её организованность. В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. Дидактические игры выполняют обучающую функцию успешно, если они применяются в системе, предлагающий вариантность, постепенное усложнение и по содержанию, и по структуре, связь с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений. В ходе игры воспитатель не только задает заранее подготовленные вопросы, но и непринужденно разговаривает с детьми по теме и сюжету игры, содействует вхождению ребёнка в игровую ситуацию. Воспитатель использует потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных пособий. При подборе дидактических игр для занятий, индивидуальной работе с детьми, воспитатель обращается к разнообразным источникам, использует народные и авторские игры, с предметами и без них, т.е. роль воспитателя в руководстве игрой имеет большое воспитательное значение.


    1. Использование дидактических игр и дидактических упражнений в работе с детьми среднего дошкольного возраста.


В практике работы по формированию элементарных математических

представлений сложились следующие типы занятий:

а) занятия в форме дидактической игры;

б) занятия в форме дидактических упражнений;

в) занятия в форме дидактических упражнений и игр.

Выделение их условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: дидактическая игра, дидактический материал и деятельность с ним или сочетание того и другого. При любом типе занятия воспитатель активно руководит процессом усвоения детьми знаний и навыков.

Занятия в форме дидактической игры отвечают возрастным особенностям маленьких детей: эмоциональности, непроизвольности психических процессов и поведения, потребности в активных действиях. Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью. Формирование разнообразных математических представлений является главной задачей таких занятий.

Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом ведёт к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений. Воспитатель применяет приёмы прямого обучающего воздействия на детей: показ, объяснение, образец, указание, оценка и т.д.

Игровые элементы в разных формах могут включаться в упражнения с целью развития предметно-чувственной, практической, познавательной деятельности детей с дидактическим материалом.

Занятия по формированию элементарных математических представлений в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском саду. Этот тип занятий объединяет оба предыдущих. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает отпечаток на структуру занятия.

Согласно общепринятой классификации занятий по основной дидактической цели выделяют:

а) занятия по сообщению детям новых знаний и из закрепленного;

б) занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач;

в) учетно-контрольные, проверочные занятия;

г) комбинированные занятия.

Задания по сообщению детям новых знаний и их закреплению проводятся в начале изучения большой новой темы: обучение счёту, измерению, решению арифметических задач и др. Наиболее важным для них является организация восприятия нового материала, показ способов действия в сочетании с объяснением, организация самостоятельных упражнений и дидактических игр.

Занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач следуют за занятия по сообщению новых знаний. Они характеризуются применением разнообразных игр и упражнений, направленных на уточнение, конкретизацию, углубление и обобщение полученных ранее представлений, выработку способов действий, переходящих в навыки. Эти занятия могут быть построены на сочетании разных видов деятельности: игровой, трудовой, учебной.

Периодически проводят проверочные учетно-контрольные занятия. С их помощью определяют качество освоения детьми основных программных требований и уровень их математического развития. Занятия включают в себя: задания, игры, вопросы, цель которых – выявить сформированность знаний, умений и навыков.

Комбинированные занятия по математике наиболее распространены в практике работы детских садов. На них обычно решается несколько дидактических задач: сообщается материал новой темы и закрепляется в упражнениях, повторяется ранее изученное и проверяется степень его усвоения.

В комбинированных занятиях важно предусмотреть правильное распределение умственной нагрузки: знакомство с новым материалом следует осуществлять в период наибольшей работоспособности детей. Начало занятия и его конец следует посвящать повторению пройденного.

Условие нового может сочетаться с закреплением пройденного, проверка знаний с их одновременным закреплением, элементы нового вводятся в процесс закрепления и применения знаний на практике и т.д., поэтому комбинированные занятия могут иметь различные варианты.

Руководство познавательной деятельностью детей на занятиях состоит:

- в чёткой постановке учебно-познавательной задачи перед детьми и соответствующей возрасту мотивации: учебной, практической, игровой;

- в использовании различной формы организации познавательной деятельности детей: фронтальной, групповой, индивидуальной;

- в активизации обучения через содержания, методы, приемы, формы организации.

Все виды дидактических игр является эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей. Существуют дидактические игры по формированию количественных представлений.

В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. Основной их целью является подготовка мышления дошкольника и воспитанию фундаментальных математических понятий. В этих играх используется специфический дидактический материал, подробный по определенным признакам. Моделируя математические понятия, он позволяет выполнить логические операции: разбиение множества на классы, отыскание объектов по необходимым и достаточным критериям и т.д.

Дидактические игры выполняют обучающую функцию успешнее, если они выполняются в системы предполагающей вариативность, постепенное усложнение по содержанию, по структуре, связь с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений.

При подборе дидактических игр для занятий, индивидуальной работы с детьми, воспитатель обращается к разнообразным источникам, использует народные и авторские игры, с предметами и без них.

Дидактические игры могут применяться в качестве одного из методов проведения занятий, индивидуальной работы, быть формой организации, самостоятельной познавательной деятельности детей.

В настоящее время в практике детских дошкольных учреждений широко используются следующие средства формирования элементарных математических представлений:

- комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

- оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

- методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей и даются примерные конспекты занятий;

- сборник дидактических игр и упражнения для формирования количественных представлений у дошкольников;

- учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.

При формировании элементарных математических представлений средства обучения выполняют разнообразные функции:

- реализуют принцип наглядности;

- адаптируют абстрактые математические понятия в доступной для детей форме;

- помогают дошкольникам овладеть способами действий, необходимыми для возникновения элементарных математических представлений;

- способствует накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход материального к материализованному, от конкретного к абстрактному;

- дают возможность воспитателю организовать учебно-познавательную работу дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счётом, простейшими способами вычисления и т.д.;

- увеличить объём самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне их;

- расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;

- рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.

Таким образом, средства обучения выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений.

Основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее:

- объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предмета быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т.д.;

- изображения предметов: плоские, конкретные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;

- графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.

В работе с детьми используются наглядные пособия, моделирующие математические понятия. Дидактические средства должны меняться не только с учётом возрастных особенностей, но и в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного программного материала.

Так же имеется комплект наглядного материала. Это – комплексное дидактическое средство. Благодаря ему возможно решение практически всех программных задач.

Наглядный материал бывает двух видов: крупный (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный), которым ребёнок пользуется сидя за столом.

К демонстрационным материалам относятся:

- наборные полотна с двумя и более полочками;

- геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками: +, -, =, ;

- фланелеграф с комплектом плоскостных изображений;

- мольберт для рисования;

- магнитная доска с комплектом знаков, цифр;

- палочки с двумя или тремя ступеньками;

- комплекты предметов (по 10 шт.), плоскостные и объёмные;

- картинки и таблицы;

- модели (числовая лесенка);

- логические блоки;

- панно и картинки для составления и решения задач;

- оборудование для проведения дидактических игр.

К раздаточным материалам относятся:

- мелкие предметы, объёмные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, двух, трёх и более полос;

- таблицы и модели;

- счётные палочки и др.

Деление наглядного материала на раздаточный и демонстрационный весьма условно. Одни и те же средства могут использоваться и для показа, и для упражнений.

Процесс формирования элементарного математического представления требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию; методам и приемам, формам организации работы по предметам тематической подготовке детей к детскому саду.
























ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование по выявлению формирования количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и дидактических упражнений.

Практическая работа проводилась на базе Государственного бюджетного учреждения НСО социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус».

Центр работает по программе «Воспитание и обучения детей в детском саду» М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Для проведения экспериментального исследования была взята средняя группа детей, состоящая из 10 человек.

Сроки проведения эксперимента с декабря по февраль.

Исследовательская работа включает в себя констатирующий, формирующий и контрольные этапы эксперимента. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе – констатирующий эксперимент – выявления уровня знаний о количественных представлениях детей с использованием дидактических игр и дидактических упражнений. После этого эксперимента дети были разделены на две подгруппы: контрольную и экспериментальную.

На втором этапе – формирующий эксперимент – в контрольной группе работа проводилась по обычной программе, а в экспериментальной дополнительно использовались дидактические игры и дидактические упражнения.

На третьем этапе – был проведен контрольный срез, целью которого являлось сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента.

В работе были использованы игровые методики следующих авторов: Венгер Л.А., Ерофеевой Т.И., Михайловой З.А., Столяр А.А., Блехер Ф.Н., Метлиной Л.С., Бондаренко А.К.



    1. Констатирующий этап опытной работы

Цель исследования: Выявить уровень количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи данного эксперимента:

  1. Выявить уровень знаний у детей о количестве в пределах пяти;

  2. Выявить уровень представлений у детей о порядковом и

количественном счёте.

3.Выявить уровень умений отсчитывать предметы из большего количества.

Уровень сформированности представлений оценивается по критериям. Выделяемых три основных уровня:

- высокий уровень сформированности от 70% до 100%;

- средний уровень сформированности от 40% до 70%;

- низкий уровень сформированности ниже 40%.

Эксперимент проводился в форме игровых заданий. Для того, чтобы вызвать интерес детей к выполнению заданий, а так же для оценки результатов исследования, за каждое правильно выполненное задание дети получали «медаль». Одна медаль соответствует одному баллу.

1. «Сколько всего?» (Метлина Л.С.).

Цель: Познакомить детей с образованием числа пять, учить их считать до пяти; закрепить умения сравнивать предметы по длине, пользоваться словами: длиннее, короче.

Игровой материал: 2 полоски разного цвета и разной длины, подносы с мелкими игрушками (желтыми и белыми утятами).

Ход игры:

На основе сравнения двух количеств предметов, показываем детям образование числа пять. Детям было предложено решить простейшие задачи:

а) сосчитать пальцы на правой и левой руке, «Поскольку пальцев на каждой руке? Покажите один палец, три (4,5) пальца!»;

б) сравнить полоски по длине. Дается задание: «Поставьте на короткую полоску столько же белых утят, сколько у меня (4); на длинную полоску поставьте столько желтых утят, сколько белых на короткой полоске»;

в) дети считают игрушки, сравнивают их число, решают, как сделать, чтобы желтых утят стало пять; добавляют желтого утенка, выясняют, как получилось пять желтых утят, каких утят стало больше (меньше), сколько их, какое число больше (меньше) : 4 или 5;

г) решают, как сделать, чтобы белых утят тоже стало пять. Дети добавляют белого утенка и сравнивают количество утят разного цвета 5.

д) «Сколько утят на длинной полоске? Сколько на короткой?». Дети пересчитывают утят и называют их число.

За каждый правильный ответ засчитывается по одному баллу. Максимальное количество баллов – пять.

В процессе игры легко обнаруживается различия в счётных умениях и навыках детей. Одни дети легко пересчитывают предметы в каждом множестве, правильно отвечают на вопрос «Сколько?». Другие пропускают числительные, не называют итоговое число, затрудняются объяснить, что они делают. Наблюдалось, что дети легко запоминают названия всех числительных, однако, значения отдельных числительных не понимают и, как правило, не могут ответить на вопрос «Сколько?». На этих детей надо обратить внимание. Это Иван Т., Саша В., Сережа М.

2.Дидактическая игра «Машины» (Метлина Л.С.).

Цель: Учить детей порядковому счёту, и умению пользоваться количественным и порядковым счётом, правильно употреблять числительные.

Ход игры:

Воспитатель ставит на столе в ряд три разные машинки (грузовую, легковую, трактор), предлагает детям пересчитать, ответить сколько их. После ответов у детей начинается игра. Например: машины поехали на заправку: первой едет грузовая, второй – легковая, третий – трактор. Воспитатель задает вопросы: которая по счёту грузовая машина, которая легковая и т.д. Но вот на пути машин – знак, показывающий, что дальше ехать нельзя (впереди ремонтируют дорогу) - надо возвраться назад. Машины разворачиваются в другую сторону: теперь та, что была последней, оказалась первой. Машины едут, а воспитатель выясняет у детей, какая по счёту каждая из них. В игре дети легко и свободно отвечали на вопросы: Сколько всего? Который по счёту?

Педагог прислушивается к тому, как дети ведут счёт, и указывает на ошибки. Особенно эффекивны так называемые комбинированные упражнения, в которых порядковый счёт сочетается с сопоставлением двух и более совокупностей предметов, группировкой геометрических фигур, упорядочиванием предметов по размеру. Обучение порядковому счёту является основной задачей (3 – 4 занятия), в дальнейшем навыки порядкового счёта закрепляют в ходе работы над новым материалом.

Некоторые дети, определяя место предмета, заменяют порядковые числительные количественными. Тренируясь в порядковом счёте, дети определяют место предмета среди других, находят предмет, занимающий определённое порядковое место («Какой предмет на третьем месте?»), располагают предметы в указанном порядке.

3.Дидактическая игра «Отсчитай предметы» (Ерофеева Т.И.)

Цель: Выявить умения детей отсчитывать столько предметов, сколько кружков на образце (кубов столько же, сколько кружков).

Материал: Карточки с кружками в количестве от двух до пяти. Наборы игрушек по 6 – 10 шт., модели круга, квадрата.

Ход игры:

Детей рассаживают полукругом перед столом, чтобы они хорошо видели приёмы работы. На соседнем столе размещают игрушки (по 6 – 10 шт. каждого вида). Затем вызывают к столу по очереди двоих детей и предлагают им сосчитать игрушки. Обращаясь ко всем детям, «Вы уже умеете считать, а сегодня будете учиться отсчитывать и приносить столько игрушек, сколько кружков на карточке». Сначало показываем, как надо отсчитывать предметы, а затем по очереди вызываем детей. «Отсчитай и принеси столько же белочек, сколько кружков на твоей карточке», один ребенок отсчитывает игрушки, а другому поручают проверить, верно ли выполнено задание: сосчитать кружки на карточке и игрушки.

Лера Б., Мадина Л., Рустам А. – без труда находили столько же игрушек, сколько кружков на карточке. Некоторые дети затруднялись в выполнении этого задания. По ходу работы детям предоставляется всё большая самостоятельность, т.е. разрешается отсчитать и принести любые игрушки которые им нравятся; взять карточку и сосчитать изображение на ней кружки про себя. Задание дают одновременно троим - четверым детям. За каждый правильный ответ детям засчитывалось по одному баллу. Максимальное количество баллов пять.

Результаты проведенного эксперимента отражены в приложении № 1, 2, 3.

В процессе констатирующего эксперимента удалось выявить, что количественные представления у детей среднего дошкольного возраста:

- хорошо знают счет в пределах пяти ____детей, 20 из них не понимают итогового числа и на вопрос «Сколько предметов?» начинают пересчитывать;

- плохо дефиренцируют количественный и порядковый счет ____ детей;

- умеют отсчитывать предметы____ детей.


    1. Формирующий эксперимент.

Цель: Сформировать знания о количественных представлениях, используя дидактические игры и дидактические упражнения.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей в счёте в пределах пяти;

  2. Сформировать понимание порядкового и количественного числа;

  3. При отсчитывании предметов активизировать деятельность детей и

учить правильно выполнять счётную операцию.

Для проведения эксперимента группа детей была разделена на две группы, в которую вошли: Иван Т., Саша В., Леша Б., Сережа М., Лера Б. (таблица № 2, гистограмма № 1.1. – в приложении № 2) и экспериментальную : Мадина Л., Рустам А., Герман П., Рома И., Саша Ф. (таблица № 3, гистограмма № 2.1. – в приложении № 3).

В ходе данного эксперимента в экспериментальной группе целенаправлено и систематически применялись дидактические игры и дидактические упражнения с использованием следующих методик (Метлина Л.С., Ерофеева Т.И.), тогда как в контрольной группе работа проводилась традиционным способом, без дополнительных игровых методик. Исходя из задач, были подготовлены и проведены разнообразные дидактические игры и дидиактические упражнения. Все игры после проведения их с детьми помещались в математический уголок, для самостоятельных игр.

Первый этап (примерно 2 недели) был посвящен формированию представлений о количественном счёте в пределах пяти.

По результатам констатирующего эксперимента (приложение № 4), можно заметить какие трудности возникли у детей. Дети, которые справились --------со всеми заданиями были объеденены в контрольную группу.

В экспериментальную же группу были объединены дети, которые испытывали затруднения при выполнении заданий. У детей возникли трудности при ответе на вопросы: «Сколько? Который?». Они неправильно пользовались как количественным так и порядковым счётом. Дети подменяли порядковые числительные количественными и лишь в конце отсчёта переводят количественное числительное в порядковое. Таким образом, в экспериментальную группу были отобраны дети, которые хуже всех справились с заданиями, предлагаемыми в дидактических играх и упражнениях.



4.Дидактическая игра «Кто знает, пусть дальше считает» (Бондаренко А.К.)

Дидактическая задача: Закрепить у детей умение правильно называть числа натурального ряда в пределах пяти, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Игровые правила: Начинать считать дальше после сказанного числа можно только после того, как поймаешь мяч. Считать до пяти.

Ход игры:

Дети становятся в круг. В руках у воспитателя мяч. Он говорит:

- Дети сейчас мы поиграем в игру: «Кто знает, пусть дальше считает». Я буду называть число, а вы будуте считать дальше до 5. Я скажу «два» и брошу Сереже, Сережа ловит и говорит «три, четыре, пять». Затем бросает мяч другому играющему, называет другое число.


5.Дидактическая игра «Волшебная радуга» (Сербина Е.В.)

Дидактическая задача: Картинки с изображением радуги для закрепления порядкового счёта (первая полоска красного цвета, вторая – оранжевая, третья – желтого и т.д.).


6.Дидактическая игра «Счетная линейка» (Блехер Ф.Н.)

Дидактическая задача: Упражнять детей в обратном счёте в пределах от единицы до пяти и в составе этих чисел.


7.Дидактическая игра «Рыбки» (Блехер Ф.Н.)

Дидактическая задача: Формировать понятие о составе числа пять, упражнять в вылавливании рыбок по одной, каждый раз называя количество пойманных рыбок.

Эти игры проводились со всей группой. Активные действия детей с разными предметами в процессе игры приводят к закреплению умения выделять каждый отдельный элемент, к пониманию того, что их количество всегда должно быть равно числу, к совершенствованию умения выполнять задания без опоры на наглядный материал. Дети приобретают известный опыт оперирования числом независимо от предметов счёта. Важным результатом практического применения знаний является следующее: счётные действия, введенные в начале игры воспитателем, в процессе игры становятся для детей необходимым средством выполнения роли, неотъемлемой частью игры. Подтверждением вывода является то, что начав игру под руководством воспитателя, дети затем продолжают её самостоятельно, видоизменяя и расширяя содержания, включая счёт и составления групп из разных предметов.

Постепенно вводились и другие дидактические игры на формирования знаний о количественном и порядковом значении числа.


8.Дидактическая игра «Которые уточки спрятаны» (Блехер Ф.Н.)

Дидактическая задача: Сформировать усвоения порядкового счета.


9.Дидактическая игра «До и после» (Бондаренко А.К.)

Дидактическая задача: Упражнять в назывании порядкового числа.


10.Дидактическая игра «Игра с мячом» (Блехер Ф.Н.)

Дидактическая задача: Поймав мяч, ребёнок называет сначала количественное числительное. На следующем задании – поймав мяч, называть порядковое числительное.


11.Дидактическая игра «Лесенка» (Блехер Ф.Н.)

Дидактическая задача: Согласно тексту считать ступеньки лесенки, называя порядковое числительное.


12.Дидактическая игра «Зоопарк» (Смоленцева А.А.)

Дидактическая задача: Называть животных и порядковый счёт клетки, в которой живет оно.

Дидактические игры этой темы также проводились со всей группой.

Наташа и Миша хорошо различали вопросы: «Сколько?» и «Который?» и правильно пользовались как количественным, так и порядковым счётом.

Саша и Иван подменяли порядковое числительное количественным.

По мнению А.М. Леушиной это происходит потому, что поняв признак звуковой общности между порядковым и количественным числительным, дети стремятся найти порядковое число, пользуясь звуковой аналогией.

Систематическое проведение дидактических игр привело к тому, что знания детей не только закрепляются, но и уточняются, и значительно расширяются. Так, дети, начинают четко дифференцировать вопросы: «Сколько?», «На котором месте?», «Какой предмет на третьем (пятом) месте?». При определении место положения предмета дети используют порядковый счёт, осознанно употребляя в речи порядковые числительные.

На следующем этапе были введены игры, на формирования умения отсчитывать предметы.


13.Дидактическая игра «Матрешки» (Столяр А.А.)

Дидактическая задача:Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах пяти по образцу.

Для занятия понадобятся числовые карточки на каждого ребёнка, различные игрушки небольшого размера. На полках, на стульях заренее расставляют игрушки (по одной, по две, по три). Детям раздают числовые карточки. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть их, а затем найти столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети идут (с карточками в руках) по группе, находят нужное количество предметов. Если игрушки небольшого размера, воспитатель может предложить проверить правильно ли выполнено задание: поставить каждую игрушку на кружок карточки. Еще более сложным для детей будет задание отсчитать по образцу. В этом случае ребёнок должен подойти к образцам (числовой карточкой) к игрушкам и отсчитать нужное количество.

14.Дидактическая игра на прогулке

«1, 2, 3 - вместе соберись»

Дидактическая задача: Закрепления навыка отсчитывать определенное количество детей (в пределах 1 – 5 человек).

Ход игры:

По условному сигналу, после свободного перемещения дети объединяются в круги по 2, 3, 4, 5 человек.

15.Дидактическая игра на прогулке

«1, 2, 3. – быстро принеси»

Дидактическая задача: Закрепления отсчитывать нужное количество предметов, быстро выполнять задания ведущего; классифицировать предметы живой и неживой природы.

Ход игры.

При помощи считалки, выбирается ведущий. Он даёт детям задания:

- принеси два больших тополинных листа;

- принеси три камня;

- принеси два маленьких и один большой камень.

Учить отсчитывать предметы из большего количества; приносить выкладывать определенное количество предметов по образцу или заданному числу. Учить считать предметы на ощупь, на слух, считать движения.

Все дидактические игры проводились вне занятий со всей подгруппой и индивидуально в утренние и вечерние часы.Так же игры проводились и на прогулке (игра в мяч и др.). Кроме этого родителям было предложено поиграть с ними в словесные игры на сравнение окружающих их предметов, по дороге домой из детского сада, дома.

Таким образом, использование дидактических игр и дидактических упражнений разных авторов, в силу своей занимательности имеют большое значение для ознакомления детей средней группы с количеством и счётом. Через игру дети лучше воспринимают материал.


    1. Контрольный эксперимент

Цель: Выяснить динамику уровня сформированности представлений о количестве у детей среднего возраста.

Задачи :

  1. Выявить динамику сформированности представлений у детей среднего

дошкольного возраста.

  1. Выявить динамику сформированности у детей о количественном и

порядковом счёте.

  1. Выявить уровень умений отсчитывать предметы из большего числа.

Контрольный эксперимент проводился как и констатирующий с

использованием игровых методик следующих авторов: Метлина С.А., Ерофеева Т.И., Бондаренко А.К.

Дидактические игры проводились и с экспериментальной группой и проведены дидактические игры «Сколько всего?», «Машины», «Отсчитай предметы».

В результате контрольного эксперимента дети экспериментальной группы справились с заданиями намного лучше, чем в констатирующем эксперименте. Все дети этой группы выполнили задания. Особенно хорошо они справились с первым заданием.

Сравнительное улучшение видно на гистограмме № 7. Экспериментальная группа было стало

В контрольной группе детей результаты улучшились незначительно в сравнении констатирующего эксперимента с результатами. Гистограмма № 6.

Контрольная группа было стало.

Обследование проводилось по тем же методикам, что и в констатирующем эксперименте. Полученные результаты отражены в таблице контрольного эксперимента и графике.

В ходе проведения экспериментальной работы с использованием дидактических игр и дидактических упражнений в процессе формирования количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста было установлено:

- у Мадины повысился уровень сформированности представлении о количестве, уровень умения отсчитывать предметы, а уровень сформированности о количественном и порядковом счёте остался тот же;

- у Рустама все уровни повысились;

- у Германа не большие повышения уровней по всем показателям;

- у Саши повысились уровни сформированности представлении о количестве, уровень сформированности о количественном и порядковом счёте, а уровень умения отсчитывать предметы из большего числа остался прежним;

- у Ромы повысились уровни сформированности представлении о количестве, а уровни умения отсчитывать предметы, уровень о количественном и порядковом счёте остались прежними.

Таким образом, основываясь на результатах проведения опытно-экспериментальной работы по формировании количественных представлений с использованием дидактических игр, можно заметить, что в результате формирующего эксперимента в экспериментальной группе уровень знаний детей значительно повысился и приблизился к установленному программой. Дети свободно считали в пределах десяти, усвоили количественный и порядковый счёт, так же свободно отсчитывали предметы от заданного числа.

Отсюда следует, что использование дидактических игр и дидактических упражнений способствует формированию количественных представлений детей среднего дошкольного возраста.






































Приложение № 10

1.«Сколько?» «Какой?» (Столяр А.А.)

Дидактическая задача: Познакомить детей с образованием числа пять, учить их считать до пяти; закрепить умения сравнивать предметы по длине, пользоваться словами: длинне, короче.

Содержание игры: Сосчитать количество предметов в каждом множестве.


2.Порядковый счет предметов в количестве 5 шт. (Метлина Л.С.)

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о порядковых числительных.

Материал: Набор игрушек 5 шт.

Содержание игры: Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибку, поставить нужную карточку с числом из набора. Использовать порядковые числительные: первый..., второй..., пятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например: пирамида – первая, машинка - вторая и т.д.).

Решить задачи:

  1. На каком по счёту месте стоит пирамидка?

  2. Которая по счёту машинка?

  3. Найди пятую игрушку и скажи, о какой игрушке я говорю?

  4. Которая по счёту игрушка тебе нравится?

Задание: Возьми вторую игрушку и поставь ее на пятое место.


3.Счёт до 5 (Тарунтаева Т.В.)

Дидактическая задача: Уровень усвоения количественного счёта в пределах пяти.

Содержание игры: Ребёнку предлагается посчитать до пяти, на столе в ряд выставлены игрушки. Ребенку предлагается сосчитать количество игрушек, отсчитать 3 (2, 1) игрушки.



4.Дидактическая игра «Что изменилось?» (Столяр А.А.)

Дидактическая задача: Уровень усвоения понятий больше – меньше, поровну (одинаково), с использованием счёта и метода наложения и приложения. Счёт и сравнения количества предметов разными способами.

Содержание игры: Ребёнку предлагается на верхню полоску счётной линейки выложить все круги,а на нижнюю все квадраты.

Вопросы:

1.Сколько ты выложил кругов, а сколько квадратов?

2.Что можно сказать о количестве кругов и квадратов? (поровну, одинаково).

3.Убери один квадрат в коробку. Что теперь можно сказать о количестве кругов и квадратов?

(кругов больше чем квадратов или квадратов меньше чем кругов).


5.Дидактическая игра «Отсчитай предметы» (Блехер Ф.Н.)

Дидактическая задача: Выявить умения детей отсчитывать столько предметов, сколько кружков на образце (кубов столько же, сколько кружков).


6.Дидактическая игра «Игра с мячом» (Блехер Ф.Н.)

Дидактическая задача: Закрепить навыки у детей о порядковом и количественном счёте.

Поймав мяч, ребенок называет сначала количественное числительное. На следующем задании – поймав мяч, называть порядковое числительное.

Содерждание игры: Дети становятся в круг, воспитатель бросает одному из играющих мяч и называет число, например: два. Тот, кому бросили мяч, ловит его, произносит «Три» и возвращает мяч воспитателю.


7.Дидактическая игра «Волшебная радуга»

Дидактическая задача: Картинки с изображением радуги для закрепления порядкового счёта (первая полоска красного цвета, вторая – оранжевая и т.д.).

8.Дидактическая игра «Кто знает, пусть дальше считает» (Блехер Ф.Н.)

Дидактическая задача: Упражнять в назывании порядкового счёта.

Ход занятия:

Для упражнения детей в порядковом счёте можно использовать помещенный выше рисунок. Каждый изображенный на нем ребёнок отличается от другого каким-либо признаком.

Воспитатель задает детям вопросы:

- Сколько всего детей?

- Сколько девочек?

- Которая по счёту девочка с бантиком?

- Который по счёту ребенок передает мяч?

- А который по счёту ребенок берёт мяч?

Подобные занятия проводятся на числах в пределах десяти.


9.Дидактическая игра «Флажки» (Тарунтаева Т.В.)

Дидактическая задача: Сформировать понимание порядковые числительные (в пределах пяти).

Ход занятия:

Воспитатель ставит на стол 5 флажков разного цвета и проверяет, знают ли дети какого цвета флажки (все цвета должны быть знакомы детям). Затем детям было предложено ответить на вопросы:

а) «Сколько разных флажков я поставила?»

Дети считают: «Один, два, три, четыре, пять» - всего пять флажков;

б) Воспитатель показывает на пятый флажок и задает новый для детей вопрос: «Который?».

Дети пересчитывают флажки по другому: первый, второй, третий, четвертый, пятый;

в) Теперь будем считать, который флажок по порядку. Воспитатель ставит на место зеленого флажка желтый и показывая на него, предлагает детям узнать, который он по порядку, т.е. на котором месте он стоит.

Дети вместе считают флажки, пользуясь порядковыми числительными.

г) Воспитатель ставит на последнее место разные по цвету флажки, считает вместе с детьми при помощи порядковых числительных и учит отвечать на вопрос: «Который флажок синий? Или «Какого цвета пятый флажок?». При этом она подчеркивает, что считать надо слева направо.


10.Дидактическая игра «Который» и «Сколько? (Тарунтаева Т.В.)

Дидактическая задача: Упражнять детей в порядковом счёте в пределах пяти.

Ход игры:

Воспитатель ставит на стол пять ёлочек. Дети считают их общее количество: всего пять ёлочек. Затем предлагаем поставить под пятой ёлкой грибок. Дети выполняют задание и считают, под которой ёлкой находится грибок. Потом дети должны поставить грибок под третьей ёлкой и опять пересчитать и ответить на вопросы: «Сколько?» и «Который?». Задания меняются, и каждый раз, дети, выполняя их, отвечают на эти вопросы.


11.Дидактическая игра «Магазин без продавца» (Метлина Л.С.)

Дидактическая задача: Упражнять детей в счёте и отсчёте по образцу в пределах пяти.

Ход занятия:

Воспитатель проводит игру «Магазин без продавца». На себя он берёт роль кассира. Кассир даёт ребёнку карточку-чек. Ребёнок–покупатель выбирает предметы соответствующей формы и отсчитывает их столько, сколько фигур на карточке, а затем рассказывает, сколько и какой формы предметов он купил. Ребёнок получает покупку, если правильно подберёт и опишет форму своего товара и назовёт количество предметов.





12.Дидактическая игра «Сделай поровну» (Метлина Л.С.)

Дидактическая задача: Закрепить навыки отсчёта указанного количества предметов в пределах пяти; упражнять в раскладывании пяти предметов в ряд в порядке возрастания по длине.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает на занятие детей сразу обеих подгрупп и предлагает кому-либо из младших отсчитать и поставить на верхнюю полочку подставки три ведерка. Выяснив, сколько ведёрок поставил ребёнок, спрашивает у других детей «Сколько совочков надо принести, чтобы их стало столько же, сколько ведёрок». Желающий приносит и кладёт на нижнюю полочку подставки три совочка.




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками среднего возраста математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах средней школы.

Начальное обучение детей математике осуществляется, в основном, на занятиях. Однако дети не всегда понимают смысл выполняемыхими действий. Не уяснив на занятиях значения совершаемых действий, дети выполняют их механически.

Многие отечественные психологи и педагоги (Гальперин П.Я., Леушина А.Н., Тарунтаева Т.В. и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объём знаний и умений, осознанно овладеть навыками счёта.

Изучение количественных отношений – процесс сложный и трудный. Положения программы, которые связаны с изучением данной темы, должны усваиваться последовательно, равномерно и систематически.

Счёт, сравнение, деление, элементарные действия над числами (уменьшение, увеличение на единицу) становятся доступные детям благодаря играм, так как игра является ведущей деятельностью дошкольника.

Главное место в жизни ребенка занимает игра. Дети играют в самые разнообразные дидактические игры. Для воспитателя игры являются важным средством всесторонего развития и воспитания детей. Велика роль дидактических игр вразвитииколичественных представлений у детей. Дошкольники при помощи дидактических игр учатся пересчитывать предметы, независимо от внешних признаков обобщают по числу. У них накапливается опыт счёта отдельных предметов, групп использования условных мер.

Основываясь на анализе различных сборников: «Игры в детском саду Голецинова О.; «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников под ред.Венгера Л.А.; «Давайте поиграем» под ред.Столяра А.А.; «Чего на свете не бывает» под ред.Дьяченко О.М., Агаевой Е.Л.; «Математика для дошкольников» Ерофеева Т.И., были подобраны игры для формирования математических представлений и проведено опытно-экспериментальное исследование, которое показало значение использования дидактических игр и упражнений в педагогическом процессе.

Результаты выполнения заданий: констатирующего эксперимента

было - экспериментальная......., контрольная.....

стало – экспериментальная..., контрольная

Таким образом, в процессе экспериментального исследования выдвинутая гипетеза подтвердилась, если использовать дидактические игры и упражнения с математическим содержанием в работе с детьми среднего дошкольного возраста, то формирование количественных представлений у детей, будет идти более успешно, цель достигнута, задачи решены.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Березкина Р.Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ.пед.инст. «Педагогика и психология (дошкольников)»/ Р.Л.Березкина, А.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая и др.; под ред. А.А.Столяр. – М.; Просвещение, 1988.- С.303.

2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]/

А.К. Бондаренко // Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд. дораб. – М.; Просвещение, 1991.- С.160.

3. Венгер Л.А. Психология. [Текст]/ Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М.

Просвещение, 1988.

4. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.А.Венгер, О.И., Дьяченко, Р.И. Говорова. – М.: Просвещение, 1989.

5.Гербова В.В. Воспитание детей в старшей группе детского сада

[Текст]/ пособие для воспитателей детского сада/ В.В. Гербова, Р.Н.Иванкова, Р.Г.Казаков. – М.: Просвещение, 1984. – С. 228.

6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]/ В.И. Логинова, Т.Н.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред.Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой: изд.2-е переработанное. – СПб.: Акцидент, 1996. – С.224.

7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному восприятию дошкольников [Текст]/ пособие для воспитателей детского сада. Под ред.Л.А.Венгера. Изд.2-е, переработанное М.: «Просвещение», 1978. – С.96.

8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст]/ пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С.Карпинская, И.М. Кононова и др.: под ред.С.Л.Новосёловой. 4-е изд. перераб.- М.; Просвещение, 1985. – с.144 .

9. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Точка, точка, два крючочка [Текст]/ О.М. Дьяченко, Н.Е.Веракса. М.: Педагогика, 1990.

10. Дошкольное воспитание № 12, 2004 [Текст]/ М. Полякова, З. Михайлова, И. Сумина // Первые шаги в математику. – С.10.

11.Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников [Текст]/ Т.И. Ерофеева,

Л.И.Павлова, В.П.Новмикова// Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992. – с.191.

12. Козлова С.А., Куликова Т.А.Дошкольная педагогика [Текст]/ С.А Козлова, Т.А. Куликова. – М.:Академия, 2000.

13. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]/ А.М. Леушина// учебное пособие для студентов педаг.институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – М. : Просвещение, 1974. – С.368.

14. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи дошкольников [Текст]/ З.А. Михайлова // пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – С.96.

15. Метлина Л.С. Математика в детском саду [Текст]/ Л.С. Метлина // Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Провещение, 1984. – С.256.

16.Мижерикова В.А. Психолого-педагогический словарь [Текст]/ В.А.Мижерикова // Психолого-педагогический словарь учителей и руководство общеобразовательных учреждений/ под ред. Пидкассистого. – Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 1998. – с.544.

17. Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучению детей 3-7 лет: на материале математики [Текст]/ Н.И. Непомнящая. – М.: Педагогика, 1983.

18. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2 - изд. испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – С.240.

19. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст]/ сост.

Е.Н. Тверсенко, Л.С. Барсукова; под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – С.112.

20. Смоленцева А.Н. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием [Текст]/ А.Н. Смоленцева // Книга для вопитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987. – С.97.

21. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]/ под ред. Н.Н.Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – 1981. – С.192.

22. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А.И.

Сорокина. Москва. 1955.

23. Удольцева Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста [Текст]/ Е.И. Удольцева. Государственное педагогическое изд.Министерства просвещения РСФСР Москва, 1958.

24. Удольцева Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста [Текст]/ Е.И. Удольцева. М.,- 1958.

25. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учеб.пособие/ под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1998.

26. Чего на свете не бывает? [Текст]: под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л.Агаевой. – М.:Просвещение, 1991.

27. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!