СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Актуальность данной темы обусловлена тем, что «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире...»
Предметная область «Технология» в содержании образования выступает в качестве основного интеграционного механизма, позволяющего в процессе предметно-практической и проектно-технологической деятельности синтезировать естественно - научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает прагматическую (прикладную) направленность общего образования.
18
Министерство образования Московской области
ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Кафедра Технологий и профессионального образования
Итоговая аттестационная работа
слушателя программы профессиональной переподготовки
«Содержание и методика преподавания предмета «Технология»
Макеевой Наталии Валерьевны
ИСТОРИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ» В РОССИИ
Научный руководитель
к.п.н.,доцент
Прокопчук Елена Валерьевна
________________________________
«_____»____________201_ год
Москва 2017
Содержание
Введение………………………………………………………………… …3
Глава 1. Исторический аспект предметной области «Технология» в
России…………………………………………………………………… …7
Развитие технологического и профессионального обучения в России…………………………………………………………………7
Необходимость технологической подготовки в основной школе…………………………………………………………………10
Вывод по главе 1………………………………………………………….14
Глава 2. Современные условия реализации технологической области «Технология» в условия ФГОС………………………………………...15
2.1. Нормативные документы по предметной области «Технология»..15
2.2. Предметная область «Технология». Формы и методы обучения...21
2.3. Психолого-педагогические особенности учащихся основной школы……………………………………………………………………...24
Вывод по главе 2 …………………………………………………………28
Заключение ……………………………………………………………….30
Список литературы ………………………………………………………33
Приложения ………………………………………………………………35
Введение.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире...», Д. А. Медведев .
При этом «школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».
Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру.
Удовлетворить потребность современного общества в человеке, который ценит труд и способен собственным трудом занять достойное место в жизни, завести «свое дело», можно только дав ему соответствующее образование.
Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях современного постиндустриального общества. Для полноценной реализации данной цели необходимо осуществление технологической подготовки учащихся в процессе всей общеобразовательной подготовки.
Целью современного технологического образования является развитие каждого учащегося как человека, умеющего принимать обоснованные решения, открытого к изменениям, умеющего разрабатывать и изготавливать объекты и системы.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, является главной составляющей окружающей человека действительности и опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Предметная область «Технология» при наличии материального, методического и кадрового обеспечения является основной практико-ориентированной образовательной областью в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, осуществляется межпредметное взаимодействие этих дисциплин и технологии, а также формируются навыки и умения практической проектной и исследовательской работы, столь необходимые работникам всех современных профессий созидательного труда.
Конкурентоспособность образовательных систем, которая является условием эффективного развития национальной экономики и производства, обороноспособности и национальной безопасности государства, реализуется в мировой практике в двух направлениях: 1) повышение научной (академической) подготовки школьников, в первую очередь по естественным наукам и математике; 2) повышение уровня научно-технической грамотности
(культуры) выпускников школы, позволяющего им, не только эффективно использовать современные технологии на потребительском, персональном уровнях, но и обеспечивать успешное овладение современными техническими системами и технологическими процессами на профессиональном уровне, уровне проектирования и управления техникой и технологиями. Второе направление – это, в широком смысле, технологическое (политехническое) образование молодежи, одним из компонентов которого в общем образовании является предметная область «Технология».
Педагогические условия развития творческих способностей и психологические аспекты творческой деятельности личности раскрыто в трудах А. Антонова, И. Волощук, Г. Гуревича, Л. Денисенко, Д. Комского, А. Матюшкина, М. Скаткин и др. В большинстве из них установлено, что обновленное содержание и методика технологической подготовки должны строиться на основе проектно-технологического подхода, основанного на гибкой организации процесса обучения учащихся, где приоритет принадлежит средствам активного обучения и современным педагогическим технологиям, а это, в свою очередь, требует разработки соответствующей методики. Поэтому только с помощью использования традиционных методов обучения с сочетанием педагогических технологий происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, а также формирование мировоззрения, развитие способностей, реализация обучающей, воспитательной и развивающей функции обучения.
Таким образом, актуальность проблемы формирования всесторонне развитой личности, совершенствования учебно-воспитательного процесса учащихся основной школы с помощью эффективного усвоения ими знаний, умений и навыков при изучении предмета технологии обусловили выбор темы исследования.
Итак, целью исследования является изучение истории предметной области «Технология» в России.
Объектом исследования является общеобразовательный процесс в основной школе при изучения предмета «Технология».
Предметом исследования являются реализация предметной области «Технология» в основной школе.
Согласно объекта и предмета исследования для достижения цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
Проанализировать развитие технологического и профессионального обучения в России.
Обобщить необходимость технологической подготовки в основной школе.
Изучить нормативные документы по предметной области «Технология».
Проанализировать формы и методы обучения предметной области
«Технология».
Определить психолого – педагогические особенности учащихся основной школы.
Теоретическую основу исследования составляют: достижения педагогики, психологии, методики трудового обучения, других наук, раскрывающих основные принципы отбора содержания образования для различных типов школ (М. Бурда, С. Гончаренко), концептуальные основы деятельности учебных заведений нового типа (В. Мадзигон, В. Паламарчук), педагогические аспекты совершенствования содержания трудовой политехнической подготовки школьников (А. Демин, В. Мадзигон, В. Поляков, Д. Тхоржевский), индивидуализации и дифференциации (А. Кирсанов, Е. Рабунскому, В. Монахов, Г. Терещук , И. Унт), психолого-педагогические основы трудовой подготовки учащихся (Г. Костюк, И. Бех, Т. Кудрявцев), теории содержания технических дисциплин (М. Жиделев, В. Леднев, В. Сидоренко, М. Скаткин).
Для решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы:
- Теоретические методы: анализ, сопоставление, обобщение данных исследования на основе изучения философской, психологической, педагогической и методической литературы, учебных программ, учебников по трудовому обучению, моделирование;
- Эмпирические методы: изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта учителей технологий.
Глава 1. Исторический аспект предметной области «Технология» в
России.
1.1.Развитие технологического и профессионального обучения в России.
В третьей четверти XIX в. в ряде государств Европы и других частей мира были приняты законы о введении в общеобразовательных школах ручного труда. Это дает основание говорить о возникновении так называемой «трудовой школы», как антипода «школы учебы», как говорили противники последней «схоластической школы». Как отмечают исследователи, этот факт свидетельствует о вторжении потребностей производства в сферу обучения и воспитания. В этот период значительно выросла борьба за сферы излияния. Буржуазии нужно было активное, деятельное молодое поколение, которое могло бы отстаивать ее интересы при перераспределении мирового рынка, и она возлагала большие надежды на трудовую школу. Некоторые буржуазные деятели говорили в связи с этим откровенно, что тот победит во всемирном рынке, кто ранее введет ручной труд в школе. Мелкие товаропроизводители также надеялись, то трудовая школа поможет им отстоять свою независимость в конкурентной борьбе, что введение ручного труда позволит укреплять «домашнюю промышленность» и обеспечит им дополнительные источники прибыли [16, с. 86].
Итак, главным мотивом введения трудовой школы было стремление подготовить подрастающее поколение к труду, обеспечив ему возможность приобрести профессию. Именно этим руководствовался, исходя из лучших намерений один из основателей трудовой школы, финский священник Уно Цигпеус.
Однако уже в то время передовые педагоги выступали против использования ручного труда как средства профессионализации, отстаивали ее общеобразовательный характер, ее значение для всестороннего развития детей. Так, известный шведский педагог Отто Саломон в положениях, па которых основывалась его система трудового обучения, подчеркивал значение ручного труда для эстетического воспитания учащихся, отмечая, что оно должно способствовать развитию чувства форм и чувства прекрасного.
Датский педагог Аксель Миккельсен, который разработал свою систему трудового обучения, пытался в процессе ручного труда применить нормальные рабочие позы, которые соответствуют физиологическим требованиям, сконструировал инструменты, исходя из физических возможностей детей, то есть рассматривал ручной труд как средство физического развития учащихся.
Распространению ручного труда как общеобразовательного предмета в школах царской России способствовали известные педагоги К.Ю. Цируль, И.К. Карелль, Н.В. Касаткин. Они творчески воспринимали опыт других стран, обогащали его своим собственным и на этой основе разрабатывали оригинальные учебные программы и методические пособия. По свидетельству исследователей, деятели ручного труда России в некоторых важных методических вопросах опережали своих западных коллег.
В частности, в России был принят ряд постановлений, касающихся дальнейшего улучшения работы по профессиональной ориентации и технологическому воспитанию учащихся в общеобразовательных школах нашей страны.
Совет Министров Российской ФСР принял в марте 1976 постановление «О состоянии и подходах по дальнейшему улучшению трудового обучения и профессиональной ориентации общеобразовательных школ республики». Постановлением предусмотрено значительное укрепление материальной базы школ. В течение пяти лет сельским школам предполагалось передать более тысячи автомобилей, около двух тысяч тракторов, построить более трех тысяч кабинетов механизации сельского хозяйства и школьных мастерских, значительно увеличить количество межшкольных учебно-производственных комбинатов [2, с. 85].
Дальнейшей попыткой в развитии технологического обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ стала правительственное постановление «О дальнейшем усовершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду».
Однако совершенствования требовала не только технологическая подготовка учащихся, но и школьные программы в целом. Именно поэтому в 1984 г.. была проведена реформа общеобразовательной и профессиональной школы, где важное значение имело улучшение подготовки учащихся к производительному труду. Так, была вновь предпринята попытка осуществить общую профессиональную реформу. Введен обязательный общественно полезный производительный труд во внеурочное время, введена новая дисциплина «Основы производства. Выбор профессии».
Чтобы осознать целесообразность таких мер, надо учесть, что только часть молодежи, которая получает среднее образование, поглощается вузами, а остальные должны овладевать рабочими профессиями и приступать к практической деятельности в различных отраслях народного хозяйства. Вполне понятно, что при таких условиях школьной молодежи надо помочь вступить в самостоятельную жизнь. Именно это и предполагалось реформой. Однако очень быстро выяснилось, что, как и 1958, в нашей стране еще нет условий для осуществления общего профессионального образования и обязательного производительного труда во внеурочное время. Поэтому вернулись к известному решению 1964, что профессиональное обучение в общеобразовательной школе целесообразно осуществлять по желанию учеников только там, где для этого есть необходимые условия. Именно это предусмотрено действующими учебными планами.
Итак, внесение в реформы школы некоторых поправок по трудовой подготовке вполне оправдано современным состоянием общественного хозяйства [6, с. 74].
Краткий обзор истории развития трудового обучения как предмета общеобразовательной школы показывает, что среди работников народного образования продолжаются дискуссии, которые берут свое начало во второй половине XIX века. Поскольку во времена советской власти плюрализм мыслей не допускал, то побеждала поочередно какая одна точка зрения. Это привело к тому, что в советской школе трижды вводилось обязательное профессиональное обучение. Причем реформой 1984 предполагалось даже "слияние" профессиональной и общеобразовательной школы. В этом отражалась радикальная точка зрения, что общее образование «выходка буржуазии» [11, с.73].
Что касается предмета «Трудовое обучение», то он выступал на различных периодах развития советской школы в разных ипостасях: как «равный среди равных», как системно образующий элемент общего образования или изымался из учебного плана.
1.2. Необходимость технологической подготовки в основной школе.
Гармоничное развитие личности учащегося подразумевает воспитание молодого человека, способного эффективно трудиться на современном производстве, умеющего видеть как закономерности, так и перспективы общественного развития. Современный этап развития человечества тесно связан с технологической революцией, охватившей все виды деятельности. Область применения технологии резко расширяется, технологический подход проникает во все сферы общественной жизни, оказывая огромное влияние и на образование.
Технологическая подготовка занимает значимое место в общем и профессиональном образовании любого человека. Стремительно меняющиеся запросы социума требуют переосмысления понятия технологической подготовки в образовательном учреждении, роли последней в общем образовании. Проблемы технологической подготовки учащихся рассматривались как отечественной, так и зарубежной педагогикой с момента возникновения потребности в квалифицированных рабочих кадрах, обусловленных социально-экономическими и политическими потребностями развития России еще при Петре I. На разных этапах развития педагогической науки и школы отмечалась необходимость технологической подготовки в рамках политехнического образования. Технологическая подготовка ставит перед собой цель ознакомления учащихся в теории и на практике с основными научными принципами современного производства, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, профессионального самоопределения в условиях рынка труда.
Обучение школьников на уроках технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Изучение материала, независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается по следующим сквозным образовательным линиям: технологическая культура; получение, обработка, хранение и использование информации; культура и эстетика труда; основы черчения, графики, дизайна; знакомство с миром профессий, построение планов профессионального образования и трудоустройства; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники; декоративно-прикладное творчество, проектная деятельность. Учитывая образовательные потребности социума, личности учащегося и его семьи, достижений педагогики и психологии, учебный материал для включения в программу отбирается с учетом следующих положений:
распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения индивидуальных, групповых или общественных потребностей;
возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов. Основной принцип реализации программы технологической подготовки - обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию.
Использование активных методов обучения на уроках технологии, способствует формированию ключевых компетенций личности ученика, необходимых для успешной самореализации.
При изучении основ наук учащиеся должны ознакомиться в теории и на практике с основными научными принципами современного производства, особенностями общественных отношений. Важнейшими элементами современной научно-технической революции являются переход к кибернетическим системам управления, автоматизации производственных процессов. Автоматизация в корне меняет функции человека, его роль в технологических процессах, в производстве. Освобождаясь от выполнения многих двигательных операций, деятельность человека переходит на более высокий уровень, где приоритетное направление приобретают интеллектуальные, творческие способности личности.
Современные тенденции в развитии науки, техники, производства оказывают влияние на построение системы школьного образования, показывая учащимся связь между преподаваемыми в школе предметами и их применением в современном развивающемся обществе. Содержание курса технологии в средней школе способствует раскрытию многих технологических вопросов, необходимых для решения задач общего и политехнического образования. Современный рабочий должен сам уметь определять алгоритм действий, который связан с анализом сложных технических систем и требующий развивающегося творческого мышления и постоянного самообразования, что обусловлено постоянно меняющимися и все более совершенствующимися средствами труда.
Приоритетной задачей на современном этапе в работе образовательного учреждения является создание комфортной среды для развития каждого школьника с учетом его индивидуальных особенностей, способного глубоко анализировать явления; имеющего навыки самостоятельной работы и стремление получать новые знания. Развитие личностных качеств ученика, его мышления и творческих способностей рассматриваются как важнейшие предпосылки для творческого продуктивного труда в период самостоятельной работы.
Таким образом, на современном этапе развития общества технологическая подготовка школьников становится шире по своим целям, содержанию и выполняемым функциям в отличие от политехнической подготовки. Технологическую подготовку необходимо рассматривать как базовую составляющую в системе непрерывного образования человека, являющуюся таким же самостоятельным элементом общего образования, как гуманитарная и естественнонаучная подготовки.
Предметные результаты изучения предметной области «Технология»
на уровне основного образования должны отражать:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Вывод по главе 1.
В первой главе мы изучили исторический аспект предметной области «Технология» в России, определили взаимосвязь технологического обучения и развития общества. Проанализировали историю развития технологического и профессионального обучения в России. Рассмотрели необходимость технологической подготовки в основной школе.
Содержание технологического обучения выдвигает конкретные требования к образованию, квалификации, способностей индивида, определяет потребность в развитии и самореализации личности и влияет на удовлетворенность трудом, на текучесть кадров, уровень производительности труда.
В основной школе обучающиеся углубляют полученные в начальной школе технологические знания, совершенствуют сформированные умения и приобретают новые, относящиеся к более сложным технологиям созидательной деятельности людей, знакомятся с методами прикладных исследований (постановкой задачи, сбором и обработкой информации, выдвижением и анализом путей решений, проведением эксперимента и анализом результатов и т.д.).
Глава 2. Современные условия реализации технологической области «Технология» в условия ФГОС.
2.1. Нормативные документы по предметной области «Технология».
Предметная область «Технология» как один из обязательных для изучения школьниками компонентов общего образования реализуется на основе следующих нормативных документов:
1)Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе (разработана и утверждена в 1998 году).
2)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. No373, в ред. от 31 декабря 2015 г.).
3)Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. No1897, в ред. от 31 декабря 2015 г).
4)Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. No413, в ред. от 31 декабря 2015).
5) СанПиП 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года No189 с изменениями на 24 ноября 2015 года).
6)Приказы и инструктивно-методические письма Министерства образования и науки Российской Федерации, определяющие особенности реализации технологической подготовки школьников на конкретном ровне образования, в особых условиях организации образовательного процесса, а также требования к материально-техническому оснащению предметной области, кадровому составу педагогов.
Разработанная в 1998 году и действующая до момента утверждения концепции предметной области «Технология» - Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе, была направлена на формирование у учащихся умений:
• сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с учетом их последствий для природы, общества и самого человека;
• мыслить системно, комплексно;
• самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности;
• непрерывно овладевать новыми знаниями, применять их в качестве методов и средств, преобразовательной деятельности.
Основной целью технологического образования (в соответствии с культурологической логикой Концепции) является формирование технологической культуры, которая предполагает овладение системой методов и средств, преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Эта базовая идея и лежит в основе развития содержания технологического образования на всех уровнях общего образования, как в России, так и за рубежом. Фактически, разные аспекты технологической культуры и технологической грамотности выпускников школы являются мировым трендом в осовремененном технологическом образовании [13, с. 52].
Оснащение кабинетов предметной области «Технология» для обучающихся основного общего образования происходит по направлениям домоводство (кройка и шитье), домоводство (кулинария), слесарное дело, столярное дело, а также дополнительное вариативное оборудование, включая
модуль материальных технологий (станки с ЧПУ, конструктор модульных станков, фрезерно-гравировальный станок и другие машины и инструменты) [1, с. 18].
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности [3, с. 23-28].
Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики, транспорта , сферы услуг;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
6) формирование умений обработки различных материалов;
7) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
8) формирование представлений о рыночной экономике, потребительском спросе, предпринимательстве в разных сферах экономики.
2.2. Предметная область «Технология». Формы и методы обучения.
Для организации практического обучения в предметной области «Технология» используется проектно-технологическая система практического обучения (предложенная Ю.Л. Хотунцевым, В.Д. Симоненко), которая представляет собой дидактические способы формирования практических (трудовых, конструкторских, технологических и пр.) умений, навыков, компетенций в процессе овладения обучающимися различными видами деятельности.
Можно выделить основные характеристики проектно-технологической системы практического обучения:
1) сочетание в процессе овладения обучающимися практическими (технологическими, конструкторскими, организационными) умениями и навыками исполнительской, творческой и исследовательской видов деятельности;
2) изучение разных видов человеческой деятельности как технологий;
3) выполнение проектов как элементов содержания технологического образования и как средства оценки сформированности у обучающихся практических умений и навыков;
4) учет всевозможных факторов и последствий в процессе изготовления изделия (экономических, экологических, эргономических, проектировочных и пр.);
5) развитие личностных качеств обучающихся посредством предметно- практической и проектно-технологической деятельности.
В основе любой проектно-технологической деятельности лежит исследование в форме анализа информации, проведение экспериментов и опытов, поисковых работ, в процессе которого у обучающегося формируется представление о проблеме изучаемой темы, раздела. В процессе изучения теоретического материала и решения на его основе конструкторских, технологических, управленческих, предпринимательских задач формируются практические умения и навыки, эффективные приемы решения этих задач, осваиваются элементы проектной деятельности. На основе освоенных знаний и умений организуется проектная деятельность обучающихся, в процессе которой они осваивают логику и этапы выполнения проектами, решают отдельные проектные задачи, инициируют и реализуют индивидуальные и групповые (командные) проекты, оформляют и представляют их публично, участвуют со своими проектами в конкурсной и олимпиадной деятельности.
Основными видами учебной деятельности обучающихся в предметной области «Технология» являются те, которые относятся к предметно-практической и проектно-технологической видам деятельности. Сегодня каждый человек как субъект труда и профессиональной деятельности должен владеть такими видами деятельности, как проектирование, конструирование, моделирование, исследование, экспериментирование, управления, которые можно рассматривать и как технологии, а также технологией обработки данных (информации). Именно эти виды деятельности составляют основу для овладения обучающимися предметными результатами, личностного и социального развития в рамках предметной области «Технология».
В процессе выполнения данных видов деятельности и освоения соответствующих социальных технологий (проектирования, конструирования, исследования, управления и др.) обучающиеся решают конкретные учебно-практические задачи.
Примером решения конструкторских задач учащихся на уроках технологии служат:
– соблюдение требований при изготовлении изделия (работа по шаблону, чертежу, технологической карте);
– внесение изменений в конструкцию изделия;
– построение модели изделия (на основе базовой модели конструкции и индивидуальных характеристик объекта труда);
– конструирование изделия из отдельных частей (элементов) на основе собственных идей или заданных характеристик;
– разработка пооперационной технологии выполнения изделия (технологической карты);
– проектирование изделия самостоятельно (индивидуальный или групповой проект учащихся).
Примером решения технологических задач обучающимися являются:
– выбор материалов, заготовок для изготовления изделий;
– выбор способов конструкционной и художественной обработки материалов;
– выбор инструментов и приспособлений для обработки изделий;
– выбор последовательности выполнения действий (операций, приемов и пр.);
– составление технологической карты изготовления изделия;
– контроль качества параметров изделия (размеров, отклонений, шероховатости поверхности и пр.);
– самоконтроль последовательности выполнения технологических операций;
– выбор форм оценки результатов технологической (проектной) деятельности и пр.
Ориентация предметной области «Технология» на создание конкретного материального продукта (изделия, конструкции, объекта труда) позволяет делать практически на каждом уроке акцент в сторону формирования того или иного универсального учебного действия в логике технологической цепочки деятельности, например:
– планирования последующих действий;
– соотнесения совершенных действий с заранее запланированными;
– осуществления самоконтроля;
– выбора эффективных (оптимальных) способов действий;
– корректирования своих действий для достижения необходимого качества;
– использования технологической карты (чертежа, схемы) для решения практических задач;
– осуществления самооценки выполненной работы, изделия;
– рефлексии собственной деятельности (учебной, технологической).
2.3. Психолого-педагогические особенности учащихся основной школы.
Рассмотрим психолого-педагогические характеристики учащихся основной школы. Данный вопрос очень важно учитывать при обучении. Педагог должен иметь представление об основных особенностях обучающегося, об его мотивации, о психологическом климате в классе. Психологическую формулу успешного обучения любого школьника можно охарактеризовать М + 4П + С, где М — мотивация, 1П — прием (либо поиск) информации, 2П — понять информацию, ЗП — помнить, 4П — применять информацию, С — систематичность занятий. Мотивация — побудительные силы, движущие ученика к цели обучения. В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность, именно так считает Л. И. Божович [18].
Американский психолог А. Гезел описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей в подростковом и юношеском возрасте. Переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года, особенно важны первые 5 лет (от 11 до 16).
10 лет — ребенок. В этом возрасте ребенок уравновешен, доверчив, спокоен с родителями, почти не заботится о своей внешности, с легкостью воспринимает жизнь.
11 лет — ребенок. Он импульсивен, часто меняется настроение. Начинаются ссоры с родителями и сверстниками.
12 лет – ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивное, растет самостоятельность в семье, усиливается влияние сверстников, волнуется о своей внешности, начинает расти интерес к противоположному полу.
13 лет — подросток. Обращенность внутрь себя (интравертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.
14 лет — подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверен в себе, проявляет интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями.
15 лет — подросток. «Приобретаются» индивидуальные различия; дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.
16 лет — подросток. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.
Конечно, это все не точно, а лишь примерная классификация данных возрастных групп.
Особенности развития учащегося в этом возрасте (10-16 лет) проявляются в следующих симптомах, характеризующих систему социальных отношений подростка:
— периодически возникают трудности во взаимоотношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка теперь происходит вне школы;
— детские компании (поиск друга, поиски того, кто может тебя понять).
У подростка меняется система ценностей: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы.
В данном школьном возрасте (от 10-11 до 14-16 лет) основную роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка. Присущая детям от 10-11 до 14-15 лет деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная, трудовая. При выполнении этих видов общественно полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становится личностно-значимым. Подросток учится общаться в каком-либо коллективе, соблюдает принятые там нормы, оценивает себя и свои возможности. Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека — «чувство взрослости». Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.
Главная ценность данной возрастной группы — это система отношений со сверстниками, с взрослыми. Многие в данном возрасте имеют своего «героя», и стараются подражать ему. Подросток стремится найти себя, свое место в мире, поставить себя в достойном положении перед сверстниками, семьей, друзьями.
Причинами недовольства учителей являются: падение интереса к учебе подростков. На первый план выступают сверстники, подростки негативно относятся к правилам, к запретам.
Учащиеся, особенно мальчики, хотят видеть свою индивидуальность. Благодаря этому можно повысить мотивацию к обучению, необходимо
правильно направить учащихся.
Подросток начинает оценивать себя и свои способности, формируется самооценка. Существует несколько типов самоотношения подростка:
1. «Самооценка» ребенка зависит от оценки матери.
2. Смешанная самооценка, в которой проявляются противоречивые компоненты: первый — это образ своего «Я», второй — оценка подростка его родителями.
3. Подросток учитывает точку зрения родителей, но дает себе другую оценку.
4. Подросток борется против мнения родителей, но при этом оценивает себя в тех же рамках системы оценивания.
5. Подросток из мнения родителей выделяет негативные факторы, но при этом подчеркивает, что таким он и хочет быть.
6. Подросток не обращает внимания на негативную оценку родителей, его самооценка намного выше нормы [2].
Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет):
активное половое созревание;
эмоции подростка неустойчивы;
самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности;
главная деятельность — общение со сверстниками;
формирование самооценки, характера;
возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения;
формируются собственные взгляды, подросток начинает проявлять протест против правил и запретов;
развитие логического мышления;
появление сексуальных влечений и интересов;
формирование самосознания своего «Я», эгоидентичности;
избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей.
Вывод по главе 2.
Во второй главе мы рассмотрели нормативные документы по предметной области «Технология».
Проанализировали формы и методы обучения предметной области
«Технология».
Определить психолого – педагогические особенности учащихся основной школы.
Содержание образования в предметной области «Технология» имеет четко выраженную практическую направленность и реализуется на основе практических форм и методов организации занятий, которые должны составлять не менее 70 % всего учебного времени. Из этого времени на репродуктивную деятельность по освоению практических умений целесообразно выделять 75 % времени, на проектную деятельность – 25 %. Основными методами обучения являются познавательно-трудовые упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, метод проектов. Важную роль в подготовке и развитии обучающихся играет творческая проектная деятельность.
Необходимый уровень технологической подготовки учащихся в предметной области «Технология» может быть обеспечен при выделении в Базисном примерном учебном плане школы для этих занятий с 1-го по 11-й класс не менее двух часов в неделю, а с учетом необходимости обучения школьников «Черчению и графике» на предметную область «Технология» в 8-м и 9-м классах отводится три часа в неделю. Для повышения эффективности технологической подготовки обучающихся в системе общего образования, расширения и углубления ее содержания необходимо использовать дополнительное время за счет регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана.
В соответствии с целями и задачами, решение которых призвана обеспечить предметная область «Технология», обучение школьников «Технологии» осуществляется в специализированных кабинетах, мастерских, лабораториях, создаваемых в школах или ресурсных центрах. Обучение технологиям сельскохозяйственного труда может осуществляться на базе учебных участков, школьных теплиц, ферм, лесничеств.
Учебно-материальная база в соответствии с программами обучения оснащается необходимым технологическим оборудованием, обеспечивается материалами и средствами обучения.
При наличии возможностей может быть использована учебная база организаций средних специальных и высших учебных заведений, производственных предприятий. Это способствует обеспечению содержательной и организационной преемственности технологической подготовки профессионального образования.
Преподавание предметов, составляющих предметную область «Технология», должен осуществлять учитель, который имеет соответствующее педагогическое образование, обладает необходимыми знаниями и практическими умениями и навыками в сфере изучаемых учащимися технологий.
Заключение.
На основе анализа педагогической, методической и специальной литературы проанализированы исторические аспекты предметной области «Технология».
Достигнута цель итоговой аттестационной работы, мы изучили историю предметной области «Технология» в России. Для достижения данной цели, были решены следующие задачи. В первой главе мы изучили исторический аспект предметной области «Технология» в России, определили взаимосвязь технологической подготовки и развития общества. Проанализировали необходимость технологической подготовки в основной школе. Во второй главе мы рассмотрели нормативные документы по предметной области «Технология», определили психолого – педагогические особенности учащихся основной школы. Изучили формы и методы обучения предметной области «Технология».
В современном понимании предметная область «Технология» рассматривается как:
- общеобразовательный предмет (изучаемый всеми школьниками, начиная с 1 по 11 класс, и обеспечивающий общеобразовательное понимание
обучающимися техники и технологии, знакомство с миром профессий и труда, овладение метапредметными результатами образования на примере предметно-практической деятельности).
Предметная область «Технология» в содержании образования выступает в качестве основного интеграционного механизма, позволяющего в процессе предметно-практической и проектно-технологической деятельности синтезировать естественно - научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает прагматическую (прикладную) направленность общего образования.
Таким образом, концептуальным основанием предметной области «Технология» можно считать обеспечение необходимого для устойчивого развития общества, национальной экономики и производства уровня развития технологической культуры личности, которая проявляется:
• в способности понимать, применять, контролировать, совершенствовать и оценивать технологии в процессе преобразовательной деятельности;
• в овладении универсальными технологиями деятельности, такими как проектирование, исследование, управление;
• в умении разрешать противоречия и выявлять проблемы в своей практической деятельности с помощью адекватно выбранных и грамотно применяемых технологий;
• в стремлении к нестандартному способу действия и создания нового продукта, нового способа действия;
• в желании и умении трудиться, совершенствоваться, овладевая новыми знаниями, умениями, компетенциями в процессе практической деятельности;
• в мобильности, способности адаптироваться к меняющимся условиям в ситуации неопределенности, обучаться и самообучаться в течение всей жизни.
Основной целью предметной области «Технология» является формирование у обучающихся технологической культуры, необходимой каждому выпускнику для социально-трудовой адаптации на рынке труда,
получения профессионального образования и осуществления персональной деятельности (использовании современных технологий и техники в личной сфере, потребительских целях).
Задачи реализации предметной области «Технология» раскрывают процесс и результат формирования технологической культуры у обучающихся на разных уровнях общего образования.
1. Подготовка личности к трудовой, преобразовательной деятельности,
в том числе на мотивационном уровне – формирование потребности и уважительного отношения к труду, социально ориентированной деятельности.
2.Овладение обучающимися метапредметными результатами образования в процессе осуществления предметно-практической и проектно-
технологической деятельности (целеполагание, планирование, выбор средств деятельности, контроль качества, оценка результатов труда и пр.).
3.Овладение универсальными технологиями деятельности (социальными технологиями), такими как проектирование, исследование, управление.
4.Формирование технико-технологических знаний, общетехнологических и специальных умений и навыков, необходимых для организации работы, поиска, анализа и использования научно-технической
информации и технологической документации, выполнения и соблюдения технологических процессов, проектирования и создания объектов труда (продуктов), оценки качества продуктов и проектов и пр.
Приоритетной задачей на современном этапе в работе образовательного учреждения является создание комфортной среды для развития каждого школьника с учетом его индивидуальных особенностей, способного глубоко анализировать явления; имеющего навыки самостоятельной работы и стремление получать новые знания. Развитие личностных качеств ученика, его мышления и творческих способностей рассматриваются как важнейшие предпосылки для творческого продуктивного труда в период самостоятельной работы.
Список литературы
Белеков Г. И. Практикум по охране труда / Белеков Г. И. - М.: Агропромиздат, 1988, с.18.
Васильчич М. В. Основы охраны труда / Васильчич М. В., Тесленко Н. Я. - М., 1997, с.19-20, 85.
Килпатрик В. Х. Метод проектов: Применение целевой установки в педагогическом процессы / Килпатрик В. Х. - Л.: Броклауз - Эфрон, 1986., с.23-28.
Коберник А. Н. Проектная деятельность - основа развития творческой активности учащихся на уроках трудового обучения / Коберник А. М. // Молодежь и рынок. - 2004. - № 2. - с. 88.
Лозовая В. И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников / Лозовая В. И. // Харьк. гос. пед. ун-т им. Г. С. Сковороды. - Второй вид. доп. - Харьков: «ОВД», 2000. - 164 с.
Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / Лернер И. Я. - М .: Педагогика, 1981, с.74.
Методика трудового обучения: проектно-технологический подход: учебно-методическое пособие; под общ. ред. О.М.Коберника. - Умань СПД Желтый, 2008, с.92.
Марченко А. Г. Формирование критического мышления школьников / Марченко А. Г. - М.: Изд. группа «Основа». «Триада +», 2007. - 160 с. (Б-ка журн. «Управление школой»; Вып. 10 (58)), с.65.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008, с. 65.
Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов: Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008, с.24.
Пехота Е. Н. Технологический подход в образовании с позиций педагогики ненасилия и развития / пехота Е. Н. // Вестник Южно государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. - Вып. 4. - Одесса, 1999. - с. 73.
Проблемы подготовки будущих учителей технологии в педагогических вузах / Р. С. Гуревич, М. Ю. Кадемия, Л. С. Шевченко. - Винница: Винницкий государственный педагогический университет. – 2011, 436 с.
Проектная деятельность в школе; сост. М. Голубенко. - М.: Шк.свит - 128 с.
Рубинштейн С. Л. Основа общей психологи [Текст]/ С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер ком. 1998. – 688 с.
Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе (методическое пособие) / Романовская М. Б. - Х.: Веста: Издательство «Ранок», 2007, с.13.
Устемиров К. В. Методика обучения общетехническим и специальным дисциплинам / Устемиров К. В., Васильев И. Б., Девятьярова Т. А. - Алматы: РАД и АЛ, 2006. - 304 с.
Якубовский С. Развитие творческих способностей учащихся с помощью разноуровневых карточек-заданий / Якубовский С. // Трудовая подготовка в учебных заведениях. - 2001. - №4.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с.
Приложения