СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дипломный проект

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дипломный проект по професси "Проводник на железнодоржном транспорте"

Просмотр содержимого документа
«Дипломный проект»

СОДЕРЖАНИЕ



Введение 4

вагона 61-4463 5

1.1 Виды систем сигнализации, назначение и расположение

оборудования в вагоне 61-4463 5

1.2 Назначение и виды сигнализации контроля нагрева букс 7

1.3 Действия проводника при срабатывании СКНБ 10

2. Техника безопасности при осмотре подвагонного оборудования 11

Приложения 12

Литература 15


































ВВЕДЕНИЕ



Исключительно важные задачи поставлены перед железнодорожным транспортом. Необходимо увеличить объем пассажирооборота, повысить пропускную и провозную способность железных дорог, перерабатывающую способность пассажирских станций, добиваться четкой работы всех подразделений транспорта, сокращать время оборота вагонов, ускорять движение поездов, повышать их вес. Многое делается для улучшения перевозок пассажиров; расширяют услуги; улучшается сервис в поездах и на вокзале;

Железная дорога предоставляется большее количество пассажирских вагонов оснащенным сложным электрооборудованием. Поэтому проводники обязаны знать устройство вагонов, правило эксплуатации их оборудования, а так же технику безопасности. Вместе с повышением комфортности вагонов повышается ответственность за безопасность вагонов движения, что требует особой внимательности при выполнении проводниками служебных обязанностей.

Проводники пассажирских вагонов должны знать: устройство и принцип действия основных узлов пассажирских вагонов, правила эксплуатации электрического оборудования, а так же правильно обслуживать системы отопления, освещения, вентиляции, водоснабжения; вести наблюдения в пути следования поезда за состоянием ходовых частей, тормозов, ударно тяговых устройств подвагонного и внутреннего электрооборудования и принимать меры к своевременному устранению неисправностей; постоянно контролировать исправность средств пожаротушения, строго соблюдать инструкцию о мерах предупреждения и способов тушения пожаров в пассажирских поездах.



























1. ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯСИСТЕМ СИГНАЛИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА

1.1 Виды систем сигнализации, назначение и расположение оборудования в вагоне

На пассажирских вагонах применяется сигнализация:

-работы приборов и систем (кипятильников, компрессора установки кондиционирования воздуха, преобразователя люминесцентного освещения, наличия на вагоне высокого напряжения, комбинированного отопления) соответствующим загоранием сигнальных ламп или светодиодов на передней панели распределительного шкафа или свечением светочувствительных диодов;

-контроля нагрева букс колесных пар;

-наружная и внутренняя вызывная сигнализация;

-наличия замыкания плюсовых и минусовых проводов на корпус вагона;

наполнения баков водой;

-занятости туалетов;

-ограждения поезда хвостовыми сигнальными фонарями на торцевых стенах кузова вагона;

пожарная сигнализация;

Наружная и внутренняя вызывная сигнализация. Наружная вызывная сигнализация предназначена для вызова проводника снаружи вагона. Она состоит из 2 кнопок, установленных у переходных (торцевых) тамбурных дверей, 2х сигнальных ламп и звонка в служебном купе. При вызове загорается соответствующая сигнальная лампа и раздается звонок. Для снятия светового сигнала необходимо нажать кнопку на нумераторе или на щите, а звуковой сигнал снимается при отпускании кнопки вызова.

Внутренняя вызывная сигнализация – для вызова проводника в купе состоит из нумератора с сигнальными лампами, звонка, кнопки снятия сигнала и вызывных кнопок, установленных в каждом купе.

Наличия замыкания плюсовых и минусовых проводов на корпус вагона. Предназначена для выявления нарушения изоляции в проводах минусовых и плюсовых цепей. При выявлении нарушения изоляции в цепи одна из лампочек будет гореть ярче другой или совсем потухнут. Данный тип сигнализации позволяет проводнику постоянно контролировать состояние изоляции, выявлять случаи утечки тока на корпус и замыкания проводов, предупреждая короткие замыкания.

Наполнения баков водой. Служит для того, чтобы при заправке не допускать переполнения баков системы водоснабжения вагона. Основные элементы сигнализации: датчики, установленных в водоналивных трубах и в крышке баков, реле и сигнальные лампы в защитных коробках под вагоном у головок водоналивных труб. Как только вода в баке поднимается до max уровня, электрическая цепь замыкается, реле получает питание и включает лампу, которая оповестит о необходимости прекращения подачи воды. После окончания налива вода из наливной трубы уходит, электрическая цепь разрывается, реле отключается и сигнальная лампа гаснет.

Занятости туалетов. Цепи сигнализации включают в себя микровыключатель, Вмонтированный в штребель дверного замка туалетов, сигнальные лампы, размещенные над дверями в большом коридоре с тормозного и нетормозного концов вагона, электропроводку. Сигнализация включается автоматически. При закрывании замка туалета ригель замка через специальный рычаг давит на кнопку микровыключателя, который срабатывая, замыкает цепь сигнальной лампы. Загорается лампа, снабженная пиктограммой туалета.

Ограждения поезда хвостовыми сигнальными фонарями на торцевых стенах кузова вагона. Сигнализация ограждения поезда расположена на торцевых стенах каждого вагона и состоит из 3х сигнальных фонарей 2х сверху и одного справа внизу. Фонари на последнем вагоне включается выключателями на распределительном щите. Исправность, сигнальных фонарей перед отправлением в рейс проверяют на всех без исключения вагонах, т.к любой вагон может оказаться в хвосте поезда.

Пожарная сигнализация. Служит для раннего автоматического оповещения признаков пожара. Сигнализация имеет блок управления, который размещается в служебном купе вагона, датчики (извещатели) реагирующие на повышение t и дым



1.2 Назначение и виды сигнализации контроля нагрева букс


СКНБ служит для повышения безопасности движения поезда. Она позволяет постоянно контролировать нагрев букс и предупреждать аварии в результате перегрева и разрушения роликовых подшипников. В случае перегрева подшипника, какой либо из букс подается непрерывный звуковой и световой сигналы.

Устройство контроля нагрева букс состоит из командной и исполнительной систем. Первая из них объединяет термодатчики, расположенные на буксах тележек, и реле, установленное на щите в купе проводника; вторая - звуковую и световую сигнализации, размещаемые на том же щите. Проверка действия устройства производится при необходимости путем искусственного разрыва электрической цепи кнопкой или выключателем на щите.

Когда устройство контроля нагрева исправно, то при разрыве цепи на щите в вагоне загорается лампа и звонит звонок, а по возвращении выключателя или кнопки в исходное положение они отключаются.

Если этого не происходит, значит на вагоне имеется неисправный термодатчик или обрыв цепи. Для поиска неисправности необходимо осмотреть и проверить на ощупь состояние шланговых проводов, идущих от вагона к рамам тележек и от рам к буксам. Если при этом дефект не обнаружится, надо разъединить оба штепсельных разъема и закоротить их. Когда после этого лампа и звонок отключатся, тогда неисправность следует искать на одной из тележек таким же способом.

Неисправный термодатчик определяется путем закорачивания цепи по участкам после вскрытия клеммной коробки. Для его замены надо в клеммной коробке отсоединить идущий к нему провод, а затем вывернуть датчик.

Повышенный нагрев букс с роликовыми подшипниками у вагонов, не оборудованных устройством контроля, выявляется на ощупь сразу после остановки поезда в сравнении с нагревом остальных букс состава.

Основными причинами, вызывающими нагрев букс являются:

- черезмерное количество смазки в буксе, при котором температура повышается вследствие затруднившегося вращения роликов. В этом случае верхняя часть буксы нагревается равномерно и через лабиринтное уплотнение выжимается смазка. Такой нагрев может прекратиться, когда вагон пробежит 200 - 300 км пути;

-трение лабиринтного кольца о лабиринтную часть буксы. В этом случае колесная пара бракуется. Признаком обнаружения трения лабиринтного кольца является более сильный нагрев задней части корпуса буксы по отношению к передней, что легко заметить при осмотре состава сразу после остановки поезда, когда букса не успела остыть;

- отсутствие или затвердение смазки;

- неправильная сборка деталей буксы;

- попадание в смазку при монтаже песка или металлических включений;

-перекос рамы тележки;

- неправильная установка шплинтов.

СКНБ включает в себя 8 термодатчиков (приложение 2) с изолированными контактами, которые установлены на буксах обоих тележек вагона и соединены между собой последовательно, реле, электрический звонок и сигнальную лампу с красным светофильтром. Электрическая система контроля нагрева роликовых букс само контролируемая и постоянно находится под напряжением.

Датчик (приложение 3) состоит из латунного корпуса, эбонитовой втулки, завальцованного в корпус латунного донышка, легкоплавкого сплава ( t плавления 83-92 градусов C) двухжильного провода.

При нагреве корпуса буксы термодатчика сплав расплавляется и размыкает его контакты. При размыкании цепи термодатчика замыкается цепь звонка и сигнальной лампы. В служебном купе раздается звонок и загорается красная лампа. Для приведения в рабочее состояние сигнализации перед отправлением в рейс главный переключатель освещения и ее выключатель должны быть включены.

В настоящее время на вагонах внедряется система контроля букс СКНБП. Термодатчики данной системы работают на основе термочувствительного элемента – позистора.

В случае перегрева буксы СКНБП дает непрерывный звуковой сигналы, а в случае повреждения самой системы контроля ( обрыв цепи термодатчиков, короткое замыкание цепи термодатчиков – прерывистый звуковой и световой сигналы

Проверка СКНБП производится тумблером или кнопкой. При постановке тумблера в положение или нажатии кнопки звонок и лампа должны давать прерывистый сигнал. Отсутствие сигнала или непрерывный сигнал свидетельствует о неисправности системы.

При сигнале проводник обязан остановить поезд стоп-краном. При сигнале проводник должен вызвать ПЭМ для устранения неисправности. При этом сигнале останавливать поезд нет необходимости. При следовании вагона с неисправностью СКНБП проводники должны на ощупь проверять нагрев букс при остановках на станциях.



1.3 Действия проводника при срабатывании СКНБ



Если во время движения поезда срабатывает СКНБ, проводник должен принять меры для немедленной остановки поезда стоп-краном, выставить ограждение и сообщить НП и ПЭМ.

Показать красный сигнал в сторону машиниста. Выйти из вагона, соблюдая меры предосторожности. Проверить «на ощупь» тыльной стороной ладони каждую буксу с двух сторон вагона (переходить на другую сторону только через тамбур). При обнаружении перегрева, стоять возле аварийной буксы до прибытия ЛНП или ПЭМ. Если перегрев не выявлен, вернуться в вагон, дать сигнал машинисту «отправиться поезду» (желтым развернутым флагом – днем, фонарем с белым огнем - ночью).

Если t букс не выше 70 градусов С ( руку можно удержать на корпусе буксы), вагон следует далее с отключенным неисправным термодатчиком.

Контроль t букс осуществляется на ощупь во время стоянок. На ближащем ПТО неисправный термодатчик заменяют.







2. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСМОТРЕ ПОДВАГОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ


В зимнее время тамбуры и переходные площадки вагонов необходимо своевременно очищать от снега и наледи. При осмотре, очистке подвагонного оборудования и ходовых частей вагона необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

приступать к работе только после ограждения состава (красным сигналом) и получения разрешения руководителя работ на начало производства работ;

приступать к работе при продолжительности стоянки поезда не менее 10 минут. Подлезать под вагон запрещается;

не отходить от вагона дальше середины междупутья, во избежание наезда подвижного состава, проходящего по соседнему пути;

применять пики или ломики с удлиненной ручкой для удаления в зимнее время года льда и снега, мешающих нормальной работе ходовых частей и подвагонного оборудования. Пику, ломик держать на безопасном расстоянии от себя и не направлять их в свою сторону. Использовать для этой цели топорик не допускается. Проводить работу следует, находясь на междупутье, в теплозащитной форменной или специальной одежде, защитных очках и рукавицах;

использовать веник и деревянную палочку при очистке вентиляционных каналов (дефлекторов) аккумуляторной батареи ото льда и снега. Применять металлические предметы не допускается.

На станциях смены электровоза или при подключении высоковольтной магистрали к составу проводник головного вагона должен н При осмотре, очистке подвагонного оборудования и ходовых частей вагона необходимо соблюдать за порядком соединения.






















ПРИЛОЖЕНИЕ 1























ПРИЛОЖЕНИЕ 2



























































ПРИЛОЖЕНИЕ 3

























































ЛИТЕРАТУРА



  1. Егоров В.П Устройство и эксплуатация пассажирских вагонов ( для проводников ): Учебное пособие. 2-е изд. И доп.- М:УМЦ МПС России, 2008

  2. Болотин З.М, Травина Н.Л, Соломатин В.В ( Проводник пассажирских вагонов ): Издательский центр , 2004.

  3. Инструкция по охране труда для проводника пассажирского вагона. Утверждена Распоряжением ОАО "РЖД" от 24 мая 2007 г. № 959р