СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дисграфия и дизорфография у младших школьников

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дисграфия - это специфическое нарушение процесса письма. Обусловленное несформированностью некоторых психическихфункций и проявляющихся в стойких повторяющихся ошибках на письме.

Просмотр содержимого документа
«Дисграфия и дизорфография у младших школьников»

Дисграфия и дизорфография у младших школьников  Подготовила:  учитель- логопед  Полякова Т.М.  МБОУСОШ№18  имени Э.Д.Потапова  г. Мичуринск

Дисграфия и дизорфография у младших школьников

Подготовила:

учитель- логопед

Полякова Т.М.

МБОУСОШ№18

имени Э.Д.Потапова

г. Мичуринск

Дисграфия Это специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью некоторых психических функций и проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках на письме.

Дисграфия

  • Это специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью некоторых психических функций и проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках на письме.
Виды дисграфии: Артикуляторно-акустическая дисграфия Акустическая дисграфия Дисграфия, обусловленная несформированностью навыков языкового анализа и синтеза Оптическая дисграфия Аграмматическая дисграфия Смешанная форма дисграфии

Виды дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия
  • Акустическая дисграфия
  • Дисграфия, обусловленная несформированностью навыков языкового анализа и синтеза
  • Оптическая дисграфия
  • Аграмматическая дисграфия
  • Смешанная форма дисграфии
Артикуляторно-акустическая дисграфия Причины: Проявления: Нарушенное звукопроизношение Замены и пропуски букв (аналогичны заменяемым и пропускаемым в устной речи)

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причины:

Проявления:

  • Нарушенное звукопроизношение
  • Замены и пропуски букв (аналогичны заменяемым и пропускаемым в устной речи)
Акустическая дисграфия Причины: Проявление: - Недоразвитие фонетико – фонематического анализа.  - Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (свистящих -шипящих, звонких и глухих, соноров р- л). - Недостаточность звуко – буквенного анализа.  - Неправильное обозначение мягкости.

Акустическая дисграфия

Причины:

Проявление:

- Недоразвитие фонетико – фонематического анализа.

- Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (свистящих -шипящих, звонких и глухих, соноров р- л).

- Недостаточность звуко – буквенного анализа.

- Неправильное обозначение мягкости.

Примеры:

Примеры:

"пи с мо", " л убит", "бо ль ит"

Преодоление :  Устранение дефектов звукопроизношения.  Совершенствование фонематической дифференциации звуков, усвоение их правильного буквенного обозначения на письме .  Корректурные пробы.

Преодоление :

  • Устранение дефектов звукопроизношения.
  • Совершенствование фонематической дифференциации звуков, усвоение их правильного буквенного обозначения на письме .
  • Корректурные пробы.
Дисграфия, обусловленная несформированностью навыков языкового анализа и синтеза Причины:  Проявления:  - Нарушение различных форм звукового анализа и синтеза: трудности деления предложения на слова, выполнения слогового или фонематического анализа и синтеза слов. - Нарушение границ предложения.  - Неустойчивость произвольного внимания . - Слитное написание предлогов с другими словами.   - Слитное написание слов. - Раздельное написание частей слова. - Перестановки, пропуски и добавление слогов.

Дисграфия, обусловленная несформированностью навыков языкового анализа и синтеза

Причины:

Проявления:

- Нарушение различных форм звукового анализа и синтеза: трудности деления предложения на слова, выполнения слогового или фонематического анализа и синтеза слов.

- Нарушение границ предложения.

- Неустойчивость произвольного внимания .

- Слитное написание предлогов с другими словами.

  - Слитное написание слов.

- Раздельное написание частей слова.

- Перестановки, пропуски и добавление слогов.

санки - сн ки, кричат – ки чат  весна - ве се на, школа - ше кола, ноябрь - ноя ба рь, дружно - дру же но, Александр – Алексан да р Примеры

санки - сн ки, кричат – ки чат

весна - ве се на, школа - ше кола, ноябрь - ноя ба рь, дружно - дру же но, Александр – Алексан да р

Примеры

Преодоление: 1 . Звуковой  анализ и синтез:  «Назови все звуки в слове», «Назови первые звуки слов» и т.д. 2. Слоговой  анализ и синтез: «Словестные цепочки (соба ка – ка пуста – ста кан)», «Деление слов на слоги», «Составление слов из слогов» и т.д. 3. Анализ и синтез на уровне  предложений: «  Составление предложений из слов»

Преодоление:

1 . Звуковой анализ и синтез:

«Назови все звуки в слове», «Назови первые звуки слов» и т.д.

2. Слоговой анализ и синтез:

«Словестные цепочки (соба ка ка пуста ста кан)», «Деление слов на слоги», «Составление слов из слогов» и т.д.

3. Анализ и синтез на уровне предложений:

« Составление предложений из слов»

Оптическая дисграфия Причины: - Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений. - Недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза. - Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательными образами буквы. - Неумение поэлементно воспроизводить образец.  Проявления: - «Зеркальное» написание букв. - Замены и искажения графического и моторного образа буквы. - Стереотипные добавления одной и той же буквы, элемента буквы, слога, слова.

Оптическая дисграфия

Причины:

- Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений.

- Недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза.

- Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательными образами буквы.

- Неумение поэлементно воспроизводить образец.

Проявления:

- «Зеркальное» написание букв.

- Замены и искажения графического и моторного образа буквы.

- Стереотипные добавления одной и той же буквы, элемента буквы, слога, слова.

Примеры:

Примеры:

Преодоление: Заучивание стихов о буквах Создание букв из различных материалов Угадывание букв, начертанных в воздухе или на частях тела Обсуждение схемы написания буквы Развитие произвольного внимания

Преодоление:

  • Заучивание стихов о буквах
  • Создание букв из различных материалов
  • Угадывание букв, начертанных в воздухе или на частях тела
  • Обсуждение схемы написания буквы
  • Развитие произвольного внимания
Аграмматическая дисграфия Причины:  Проявления:  - Недоразвитие грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.  - Неверное употребление числа имен существительных.    - Билингвизм (двуязычие)  - Ошибки согласования имен существительных с прилагательными в роде, падеже, числе.   - Трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.

Аграмматическая дисграфия

Причины:

Проявления:

- Недоразвитие грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.

- Неверное употребление числа имен существительных.

- Билингвизм (двуязычие)

- Ошибки согласования имен существительных с прилагательными в роде, падеже, числе.

- Трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.

Примеры:  козлята – коз лё нки  много дерев ов  над столом – на  столом  около него – около  ним   дети беж ит

Примеры:

козлята – коз лё нки

много дерев ов

над столом – на столом

около него – около ним

дети беж ит

Преодоление:  - Отработка навыков правильного образования форм слов, согласования слов.  - Составление предложений из слов в начальной форме.  - Расширение словарного запаса.

Преодоление:

- Отработка навыков правильного образования форм слов, согласования слов.

- Составление предложений из слов в начальной форме.

- Расширение словарного запаса.

Смешанная форма дисграфии - Несформированность сразу нескольких операций письма.  - Ошибки множественны, разнообразны.

Смешанная форма дисграфии

- Несформированность сразу нескольких операций письма.

- Ошибки множественны, разнообразны.

Примеры:

Примеры:

Дизорфография. Нарушение письма, проявляющееся в трудностях формирования орфографических и синтаксических навыков .

Дизорфография.

  • Нарушение письма, проявляющееся в трудностях формирования орфографических и синтаксических навыков .
Дизорфография Смешанная Морфологическая Синтаксическая

Дизорфография

Смешанная

Морфологическая

Синтаксическая

Пример

Пример

Этапы работы I этап. Материализация орфографических и синтаксических действий. III этап. Комментирование орфографических и синтаксических действий. II этап. Закрепление орфографических и синтаксических знаний. IV этап. Интериоризация полученных знаний.

Этапы работы

I этап. Материализация орфографических и синтаксических действий.

III этап. Комментирование орфографических и синтаксических действий.

II этап. Закрепление орфографических и синтаксических знаний.

IV этап. Интериоризация полученных знаний.

 1. Разбить задание на части. 2. Не переписывать задания множество раз. 3. Больше похвалы, меньше порицаний.

1. Разбить задание на части.

2. Не переписывать задания множество раз.

3. Больше похвалы, меньше порицаний.

Обратите внимание: Ваш ребенок левша или переученный правша. Ваш ребенок посещал логопедическую группу. В семье говорят на двух или более языках. Рано пошел в школу. Проблемы с памятью, вниманием Заменяет буквы при письме. Ребенок допускает ошибки, вызванные нарушенным произношением. Ребенок пропускает буквы, слоги, не дописывает слова, добавляет лишние буквы и слоги.

Обратите внимание:

  • Ваш ребенок левша или переученный правша.
  • Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
  • В семье говорят на двух или более языках.
  • Рано пошел в школу.
  • Проблемы с памятью, вниманием
  • Заменяет буквы при письме.
  • Ребенок допускает ошибки, вызванные нарушенным произношением.
  • Ребенок пропускает буквы, слоги, не дописывает слова, добавляет лишние буквы и слоги.