Дисграфия и дизорфография у младших школьников
Подготовила:
учитель- логопед
Полякова Т.М.
МБОУСОШ№18
имени Э.Д.Потапова
г. Мичуринск
Дисграфия
- Это специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью некоторых психических функций и проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках на письме.
Виды дисграфии:
- Артикуляторно-акустическая дисграфия
- Акустическая дисграфия
- Дисграфия, обусловленная несформированностью навыков языкового анализа и синтеза
- Оптическая дисграфия
- Аграмматическая дисграфия
- Смешанная форма дисграфии
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Причины:
Проявления:
- Нарушенное звукопроизношение
- Замены и пропуски букв (аналогичны заменяемым и пропускаемым в устной речи)
Акустическая дисграфия
Причины:
Проявление:
- Недоразвитие фонетико – фонематического анализа.
- Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (свистящих -шипящих, звонких и глухих, соноров р- л).
- Недостаточность звуко – буквенного анализа.
- Неправильное обозначение мягкости.
Примеры:
"пи с мо", " л убит", "бо ль ит"
Преодоление :
- Устранение дефектов звукопроизношения.
- Совершенствование фонематической дифференциации звуков, усвоение их правильного буквенного обозначения на письме .
- Корректурные пробы.
Дисграфия, обусловленная несформированностью навыков языкового анализа и синтеза
Причины:
Проявления:
- Нарушение различных форм звукового анализа и синтеза: трудности деления предложения на слова, выполнения слогового или фонематического анализа и синтеза слов.
- Нарушение границ предложения.
- Неустойчивость произвольного внимания .
- Слитное написание предлогов с другими словами.
- Слитное написание слов.
- Раздельное написание частей слова.
- Перестановки, пропуски и добавление слогов.
санки - сн ки, кричат – ки чат
весна - ве се на, школа - ше кола, ноябрь - ноя ба рь, дружно - дру же но, Александр – Алексан да р
Примеры
Преодоление:
1 . Звуковой анализ и синтез:
«Назови все звуки в слове», «Назови первые звуки слов» и т.д.
2. Слоговой анализ и синтез:
«Словестные цепочки (соба ка – ка пуста – ста кан)», «Деление слов на слоги», «Составление слов из слогов» и т.д.
3. Анализ и синтез на уровне предложений:
« Составление предложений из слов»
Оптическая дисграфия
Причины:
- Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений.
- Недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза.
- Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательными образами буквы.
- Неумение поэлементно воспроизводить образец.
Проявления:
- «Зеркальное» написание букв.
- Замены и искажения графического и моторного образа буквы.
- Стереотипные добавления одной и той же буквы, элемента буквы, слога, слова.
Примеры:
Преодоление:
- Заучивание стихов о буквах
- Создание букв из различных материалов
- Угадывание букв, начертанных в воздухе или на частях тела
- Обсуждение схемы написания буквы
- Развитие произвольного внимания
Аграмматическая дисграфия
Причины:
Проявления:
- Недоразвитие грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.
- Неверное употребление числа имен существительных.
- Билингвизм (двуязычие)
- Ошибки согласования имен существительных с прилагательными в роде, падеже, числе.
- Трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
Примеры:
козлята – коз лё нки
много дерев ов
над столом – на столом
около него – около ним
дети беж ит
Преодоление:
- Отработка навыков правильного образования форм слов, согласования слов.
- Составление предложений из слов в начальной форме.
- Расширение словарного запаса.
Смешанная форма дисграфии
- Несформированность сразу нескольких операций письма.
- Ошибки множественны, разнообразны.
Примеры:
Дизорфография.
- Нарушение письма, проявляющееся в трудностях формирования орфографических и синтаксических навыков .
Дизорфография
Смешанная
Морфологическая
Синтаксическая
Пример
Этапы работы
I этап. Материализация орфографических и синтаксических действий.
III этап. Комментирование орфографических и синтаксических действий.
II этап. Закрепление орфографических и синтаксических знаний.
IV этап. Интериоризация полученных знаний.
1. Разбить задание на части.
2. Не переписывать задания множество раз.
3. Больше похвалы, меньше порицаний.
Обратите внимание:
- Ваш ребенок левша или переученный правша.
- Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
- В семье говорят на двух или более языках.
- Рано пошел в школу.
- Проблемы с памятью, вниманием
- Заменяет буквы при письме.
- Ребенок допускает ошибки, вызванные нарушенным произношением.
- Ребенок пропускает буквы, слоги, не дописывает слова, добавляет лишние буквы и слоги.