СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дисграфия учеников младших классов . Что такое дисграфия?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Некоторые родители учеников младших классов бывают удивлены, когда у их нормально развивающегося ребёнка выявляется дисграфия. Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребёнка дисграфия? Как можно помочь ребёнку?

Просмотр содержимого документа
«Дисграфия учеников младших классов . Что такое дисграфия?»

Что такое дисграфия?

Некоторые родители учеников младших классов бывают удивлены, когда у их нормально развивающегося ребёнка выявляется дисграфия.
Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребёнка дисграфия? Как можно помочь ребёнку? В этой статье я постараюсь ответить на эти вопросы.
Дисграфия — это трудности в овладении навыком письма, которые проявляются в стойких, повторяющихся ошибках при письме. Причём эти ошибки не связаны с изучением правил орфографии.


Итак, что они собой представляют, эти злополучные дисграфические ошибки?
1.Замена букв при письме по оптическому сходству: б-д, п-т, м-л, Е-З, а-о, д-у.

2. Ошибки, причиной которых является нарушение произношения. Если ребёнок не произносит или произносит неправильно какие-то звуки, а также если он заменяет одни звуки другими в устной речи, то это может отражаться и на письме. В тетради такой ребёнок будет писать то же самое, что он говорит: шуба -- «суба», лампа – «вампа», кролик – «колик».

3. Если у ребёнка нарушен фонематический слух, то он заменяет буквы, которые обозначают сходные по звучанию звуки:
• гласные: о-у, ё-ю;
• твёрдые и мягкие согласные, например, лёд -- «льод», ключ – «клуч»;
• парные звонкие и глухие согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с;
• свистящие и шипящие: с-ш, з-ж, ц-ч, ч-щ;
• и ещё встречаются замены: р-л, л-в, ль-й и др.
При этом виде дисграфии особые трудности у детей вызывает письмо под диктовку.

4. Также к дисграфическим ошибкам относятся ошибки на пропуск гласных и согласных букв и слогов, их перестановку в словах.

5. Ещё один признак дисграфии – это слитное написание слов (по лесу –«полесу», Ваня пел – «ваняпел»), или раздельное написание частей слова (пришёл – «при шёл», закладка – «заклад ка»).

6. К дисграфическим ошибкам также относятся ошибки, связанные с нарушением границ предложения: дети могут не ставить знак препинания в конце предложения и начинать писать предложение с маленькой буквы.

Хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что если ошибки единичны, то к дисграфии они отношения не имеют. При дисграфии одни и те же ошибки часто повторяются.

Часто у детей с дисграфией почерк неразборчивый, неровный, им даже трудно удерживать строку. При письме ребёнок испытывает трудности и пишет медленно. В классе ребёнок-дисграфик испытывает дискомфорт, так как переживает из-за многочисленных ошибок, из-за того, что работает медленно и не успевает, из-за недовольства со стороны учителя.


К счастью, дисграфию можно преодолеть. Конечно, это процесс длительный, могут потребоваться месяцы и годы регулярных занятий.
Устранить дисграфию невозможно в одиночку: родители, учитель и логопед должны объединиться в борьбе с этой проблемой.





10 игровых приёмов для преодоления дисграфии

Что делать, если у ребёнка выявлена дисграфия? В первую очередь, не пускать всё на самотёк. Сама по себе дисграфия не исчезнет. Кроме того, будет препятствовать успешному обучению ребёнка в школе.
Если вы хотите помочь своему ребёнку, то обратите внимание на следующие моменты:
•    для достижения результата необходимы время, терпение и система;
•    родители, логопед и учитель должны сотрудничать;
•    нужно выполнять все рекомендации специалиста, который работает с вашим ребёнком;
•    очень важно помнить, что ребёнок не виноват в своих проблемах. Он не лентяй, он нуждается в помощи.
Далее я хотела бы описать некоторые игровые приёмы, которые вы сможете использовать в занятиях с вашими детьми.


1. «Что за слово?»
Предлагаем ребёнку определить задуманное слово. Для этого нужно выделить в каждом слове (на слух или по картинке) первый звук. Из первых звуков каждого слова нужно составить другое слово: лес, игла, санки, арбуз – лиса.
2. «Измени слово»
Предлагаем ребёнку добавить в начале слова звук, чтобы получилось новое слово. Например, оса - коса, рак – мрак, арка - парка, Аня-Ваня, лень-олень.
3. «Угадай-ка»
«Пишем» на спине или на ладошке ребёнка пальцем любую букву. Просим отгадать, какая это была буква.
4. «Собери меня»
Предлагаем ребёнку выложить буквы из спичек или счётных палочек. При этом говорим: «Составь букву Г, сосчитай, сколько палочек ты взял».
Затем можно немного усложнить задание. Попросить, чтобы ребёнок из буквы Г сделал букву П, из П – букву Н, из Н – букву И и т.д.
5. «Попробуй, отгадай»
Ребёнок выходит в другую комнату. Взрослые должны придумать слова с определённым звуком. Когда ребёнок возвращается, он слушает слова и пытается определить, какой звук есть во всех словах.
6. «Будь внимательным»
Диктуем ребёнку различные слоги, причём некоторые слоги можно продиктовать несколько раз (ба, ра, но, ба, ги, ша, ры, бан, ок, но, ба и т.д.). Затем даём задания:
- найти одинаковые слоги;
- найти слово, которое есть среди слогов.
7. «Корректор»
Для этого потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предлагаем ребёнку зачеркивать в тексте нужные буквы (в течение 5 минут). Начинаем с вычёркивания одной буквы. Позже переходим к работе с двумя буквами: одну зачёркиваем, другую – обводим. Работаем с теми буквами, которые неправильно пишет или путает ваш ребёнок.


8. «Слово рассыпалось»
Ставим перед ребёнком задачу: собрать «рассыпавшееся» слово. Сначала собираем слово из слогов, например, мо, са, лёт - самолёт. Затем можно собирать из звуков: л, о, с, н - слон, п, а, м, л, а -лампа.

9. «Внимательные глазки»
Пишем для ребёнка на листке запись типа: уукунууиугуууау (книга). Предлагаем прочитать спрятанное слово, мысленно убрав повторяющуюся букву. Если ребёнку трудно, то можно вычеркнуть букву, которая повторяется.
10. «Склеенное предложение»
Предлагаем ребёнку следующую запись: Медведьспитвберлоге. Нужно разделить запись на слова вертикальными чёрточками или разрезать ножницами.
Такие игровые упражнения уменьшают количество дисграфических ошибок, а также способствуют усвоению учебного материала.




Скачать

© 2019 259 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!