Родительское собрание 3 класс «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблемы.»

 Родительское собрание     3 класс

«Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблемы.»

Цель: формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости детей.

Задачи: обсудить проблему плохой успеваемости; ознакомить родителей с причинами плохой успеваемости; помочь в поиске способов повышения успеваемости учащихся.

Ход собрания

I. Подготовительный этап

Проконсультироваться с психологом о причинах неуспеваемости детей Провести анкетирование детей с целью изучения мотивации к учению, сформированности познавательных интересов, взаимоотношений в классе и в школе.

Приготовить классный журнал для ознакомления родителей, тетради, альбомы для рисования, поделки, изготовленные на уроках труда.

Изучить межличностные отношения методом социометрии. С помощью социометрического метода можно определить степень сплоченности группы, привлекательность одного человека для другого, выяснить позицию каждого ученика, узнать о существовании подгрупп внутри группы.

II. Знакомство с темой собрания

(Перед собранием родителей посадить в круг, лицом друг к другу.) Классный руководитель. Уважаемые родители! Сегодня мы с вами попробуем обсудить проблему успеваемости учащихся. Все мы хотим видеть своих детей образованными, самостоятельными в поиске знаний. Но как мы расстраиваемся, когда дети приносят плохие отметки вопреки нашим ожиданиям. Возникает вопрос: почему мой ребенок учится слабо?

(Далее идет выполнение следующего задания: родители по очереди берут мягкую игрушку и задают вопрос, который бы они хотели задать или часто задают своему ребенку по поводу учебы. Например: почему ты до сих пор не сделал уроки? После этого мож¬но сесть за парты.)

III. Этап педагогического всеобуча

Классный руководитель. Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:

• те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;

• те, кто и не могут, и не хотят;

• те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.

Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка.

Почему же учиться трудно? Вот первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.

1.У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.

2.Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.

3.Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.

4.Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.

5.Ригидность психики, т. е. замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.

6.Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.

7.Специфические расстройства. Например, дислексия - такому ребенку труднее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия - расстройства счета. Дисграфия - трудности при овладении письмом.

8.Нарушения зрения, слуха.

9.Преобладание у ребенка одного канала получения информации, например двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии.

10. Общая  ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.

(Далее следует работа в группах. Обсуждение вопроса «Почему дети могут, но не хотят учиться?». Учитель распределяет роли в группе. Один из родителей записывает мнения, второй вслух читает эти записи, а третий следит за временем.)

Как ни странно это прозвучит для людей старше тридцати, но сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простым причинам:

1.Они совершенно не знают, для чего это нужно.

2.Наши дети не такие, какими были мы. Это банальная истина, но в быту она часто забывается. Наши дети больше отличаются от нас, чем мы отличались от своих родителей. Они живут в другой стране, при другом общественном строе. Аргументы, которые как- то затрагивали нас, до них часто попросту не доходят. 15-20 лет назад туманное понятие какого-то «долга» (не то перед страной, не то перед будущими поколениями, не то вообще непонятно перед кем) было тем не менее вполне действенной реальностью. Отец говорил сыну: «Подумаешь, учиться он не хочет. Должен и все! Вот я, думаешь, хочу каждый день в полшестого вставать и на завод идти?! Однако иду. Потому что должен. И ты должен - учиться». И за этим парадоксальным в общем-то утверждением и для отца, и для сына стояла какая-то реальность. Сын, наблюдая жизнь отца и окружающих его людей, смутно понимал, о чем идет речь и, по крайней мере, не отбрасывал объяснения отца, что называется, «с порога».

3.Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, - пустой звук. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это не в школе. И тем не менее эти люди прекрасно (зачастую гораздо лучше, чем ратующие за образование родители) «устроены» в жизни. К тому же дети, особенно младше 14 лет, в большинстве своем не очень способны к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через 5-6 лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки - непосильный труд для их разума.

4.Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные и даже одаренные дети, - это отсутствие интереса к учебе. Им попросту неинтересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный выход в этом случае (если ребенок действительно одарен) - подыскать школу или программу, вполне адекватную возможностям ребенка. Вернется интерес к учебе - вернется и успеваемость.

5.Иногда успеваемость детей страдает из-за конфликтов  в школе. Ребенок претендует на роль лидера, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Ребенок попал между двумя

группировками», не может определить свою позицию, конфликтует с обеими сторонами и, естественно, все время оказывается в проигрыше. В класс, где отношения уже сложились, пришел новый, не слишком общительный ученик. Друзей у него нет, во время перемен он один стоит у стенки, не решаясь принять участие в шумных играх одноклассников, не отвечает на неуклюжие «подначки», попытки вовлечь его в общение. Постепенно такой ребенок становится козлом отпущения и, как следствие этого, не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.

6.Эти и многие другие ситуации объединяет одно - неумение ребенка наладить адекватные взаимоотношения со сверстниками. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит оно от того, что ребенок живет в постоянном напряжении и постепенно невротизируется. В этом случае необходимо проанализировать причины конфликтов ученика с одноклассниками и обратиться к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией. Как и в других случаях, здесь необходимо отыскать ресурс, на который можно опереться (например, ребенок прекрасно общается со сверстниками на даче), и оказать ребенку всемерную поддержку в семье. Нарушенные взаимоотношения в школе - это всегда преимущественно беда, а не вина сына или дочки. Поэтому родителям нужно главным образом думать о том, как ему помочь, а не о том, в чем можно обвинить его самого.

7.Иногда причиной учебы ниже возможностей или даже неуспеваемости является несформированность познавательных интересов ребенка. Такие дети, как правило, растут в неполных или социально неблагополучных семьях, с самых ранних лет предоставлены сами себе. Способности такого ребенка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка, лежит в пределах двора или квартала, где он общается с такими же, как он, «детьми улицы», разумеется, ничем не обогащаясь от них и ничем не обогащая их, кроме навыков практического выживания. Иногда такие дети производят очень приятное впечатление своей самостоятельностью и смышленостью, но будущее их, как правило, рисуется отнюдь не в радужных красках. Несмотря на вполне удовлетворительные способности в начальной школе они, как правило, числятся в «отстающих».

В учебе отстают и способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметь в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мире, не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют! Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Ребенок как бы заявляет: «Они могут запретить мне смотреть телевизор и не давать карманных денег, но от плохих оценок все равно никуда не денутся».

IV. Обсуждение проблемы

(Родители делятся своим опытом. Мнения родителей выслуши-ваются, принимаются.)

Классный руководитель. Вполне очевидно, что нежелание заниматься - проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления на детей. Если оно усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям школьника сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребенок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.

Прежде чем упрекать сына или дочку в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать им необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) - интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.

V. Подведение итогов собрания

Классный руководитель. Так что же делать? Единственный выход - каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней, наполненной, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане «взять и съесть», а в плане «понять». И это понимание (и в конечном счете - управление) может доставлять не меньшее, а зачастую и большее удовлетворение, чем прямое обладание. Объяснять нужно на доступных ребенку примерах. Сейчас немногие дети хотят стать космонавтами, но многие мечтают о бизнесе. Большинство из них абсолютно не представляют себе, что это такое. Объясните им. Сумейте доказать, что бизнес - это в первую очередь правильное понимание ситуации и поступков людей, а во вторую- управление всем этим в интересах дела. Сообщите им о том, что существует специальная наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени, когда они вырастут, никакой бизнес без применения этой науки будет попросту невозможен, как невозможно полететь в космос, не используя достижений математики и физики.

Решение  собрания

1.Обсудить причины неуспеваемости ребенка с членами семьи.

2.Стараться доказывать собственным примером, что знания делают человека интересней, богаче.

Классный руководитель: Камалова Е. В.

Студент - практикант IV курса ИНПО (ЗФО) Бойченко Е. В.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание 3 класс «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблемы.»»

Родительское собрание 3 класс

«Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблемы.»

Цель: формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости детей.

Задачи: обсудить проблему плохой успеваемости; ознакомить родителей с причинами плохой успеваемости; помочь в поиске способов повышения успеваемости учащихся.

Ход собрания

I. Подготовительный этап

Проконсультироваться с психологом о причинах неуспеваемости детей Провести анкетирование детей с целью изучения мотивации к учению, сформированности познавательных интересов, взаимоотношений в классе и в школе.

Приготовить классный журнал для ознакомления родителей, тетради, альбомы для рисования, поделки, изготовленные на уроках труда.

Изучить межличностные отношения методом социометрии. С помощью социометрического метода можно определить степень сплоченности группы, привлекательность одного человека для другого, выяснить позицию каждого ученика, узнать о существовании подгрупп внутри группы.

II. Знакомство с темой собрания

(Перед собранием родителей посадить в круг, лицом друг к другу.) Классный руководитель. Уважаемые родители! Сегодня мы с вами попробуем обсудить проблему успеваемости учащихся. Все мы хотим видеть своих детей образованными, самостоятельными в поиске знаний. Но как мы расстраиваемся, когда дети приносят плохие отметки вопреки нашим ожиданиям. Возникает вопрос: почему мой ребенок учится слабо?

(Далее идет выполнение следующего задания: родители по очереди берут мягкую игрушку и задают вопрос, который бы они хотели задать или часто задают своему ребенку по поводу учебы. Например: почему ты до сих пор не сделал уроки? После этого мож¬но сесть за парты.)

III. Этап педагогического всеобуча

Классный руководитель. Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:

• те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;

• те, кто и не могут, и не хотят;

• те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.

Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка.

Почему же учиться трудно? Вот первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.

1.У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.

2.Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.

3.Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.

4.Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.

5.Ригидность психики, т. е. замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.

6.Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.

7.Специфические расстройства. Например, дислексия - такому ребенку труднее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия - расстройства счета. Дисграфия - трудности при овладении письмом.

8.Нарушения зрения, слуха.

9.Преобладание у ребенка одного канала получения информации, например двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии.

10. Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.

(Далее следует работа в группах. Обсуждение вопроса «Почему дети могут, но не хотят учиться?». Учитель распределяет роли в группе. Один из родителей записывает мнения, второй вслух читает эти записи, а третий следит за временем.)

Как ни странно это прозвучит для людей старше тридцати, но сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простым причинам:

1.Они совершенно не знают, для чего это нужно.

2.Наши дети не такие, какими были мы. Это банальная истина, но в быту она часто забывается. Наши дети больше отличаются от нас, чем мы отличались от своих родителей. Они живут в другой стране, при другом общественном строе. Аргументы, которые как- то затрагивали нас, до них часто попросту не доходят. 15-20 лет назад туманное понятие какого-то «долга» (не то перед страной, не то перед будущими поколениями, не то вообще непонятно перед кем) было тем не менее вполне действенной реальностью. Отец говорил сыну: «Подумаешь, учиться он не хочет. Должен и все! Вот я, думаешь, хочу каждый день в полшестого вставать и на завод идти?! Однако иду. Потому что должен. И ты должен - учиться». И за этим парадоксальным в общем-то утверждением и для отца, и для сына стояла какая-то реальность. Сын, наблюдая жизнь отца и окружающих его людей, смутно понимал, о чем идет речь и, по крайней мере, не отбрасывал объяснения отца, что называется, «с порога».

3.Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, - пустой звук. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это не в школе. И тем не менее эти люди прекрасно (зачастую гораздо лучше, чем ратующие за образование родители) «устроены» в жизни. К тому же дети, особенно младше 14 лет, в большинстве своем не очень способны к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через 5-6 лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки - непосильный труд для их разума.

4.Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные и даже одаренные дети, - это отсутствие интереса к учебе. Им попросту неинтересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный выход в этом случае (если ребенок действительно одарен) - подыскать школу или программу, вполне адекватную возможностям ребенка. Вернется интерес к учебе - вернется и успеваемость.

5.Иногда успеваемость детей страдает из-за конфликтов в школе. Ребенок претендует на роль лидера, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Ребенок попал между двумя

группировками», не может определить свою позицию, конфликтует с обеими сторонами и, естественно, все время оказывается в проигрыше. В класс, где отношения уже сложились, пришел новый, не слишком общительный ученик. Друзей у него нет, во время перемен он один стоит у стенки, не решаясь принять участие в шумных играх одноклассников, не отвечает на неуклюжие «подначки», попытки вовлечь его в общение. Постепенно такой ребенок становится козлом отпущения и, как следствие этого, не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.

6.Эти и многие другие ситуации объединяет одно - неумение ребенка наладить адекватные взаимоотношения со сверстниками. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит оно от того, что ребенок живет в постоянном напряжении и постепенно невротизируется. В этом случае необходимо проанализировать причины конфликтов ученика с одноклассниками и обратиться к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией. Как и в других случаях, здесь необходимо отыскать ресурс, на который можно опереться (например, ребенок прекрасно общается со сверстниками на даче), и оказать ребенку всемерную поддержку в семье. Нарушенные взаимоотношения в школе - это всегда преимущественно беда, а не вина сына или дочки. Поэтому родителям нужно главным образом думать о том, как ему помочь, а не о том, в чем можно обвинить его самого.

7.Иногда причиной учебы ниже возможностей или даже неуспеваемости является несформированность познавательных интересов ребенка. Такие дети, как правило, растут в неполных или социально неблагополучных семьях, с самых ранних лет предоставлены сами себе. Способности такого ребенка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка, лежит в пределах двора или квартала, где он общается с такими же, как он, «детьми улицы», разумеется, ничем не обогащаясь от них и ничем не обогащая их, кроме навыков практического выживания. Иногда такие дети производят очень приятное впечатление своей самостоятельностью и смышленостью, но будущее их, как правило, рисуется отнюдь не в радужных красках. Несмотря на вполне удовлетворительные способности в начальной школе они, как правило, числятся в «отстающих».

В учебе отстают и способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметь в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мире, не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют! Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Ребенок как бы заявляет: «Они могут запретить мне смотреть телевизор и не давать карманных денег, но от плохих оценок все равно никуда не денутся».

IV. Обсуждение проблемы

(Родители делятся своим опытом. Мнения родителей выслуши-ваются, принимаются.)

Классный руководитель. Вполне очевидно, что нежелание заниматься - проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления на детей. Если оно усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям школьника сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребенок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.

Прежде чем упрекать сына или дочку в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать им необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) - интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.

V. Подведение итогов собрания

Классный руководитель. Так что же делать? Единственный выход - каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней, наполненной, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане «взять и съесть», а в плане «понять». И это понимание (и в конечном счете - управление) может доставлять не меньшее, а зачастую и большее удовлетворение, чем прямое обладание. Объяснять нужно на доступных ребенку примерах. Сейчас немногие дети хотят стать космонавтами, но многие мечтают о бизнесе. Большинство из них абсолютно не представляют себе, что это такое. Объясните им. Сумейте доказать, что бизнес - это в первую очередь правильное понимание ситуации и поступков людей, а во вторую- управление всем этим в интересах дела. Сообщите им о том, что существует специальная наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени, когда они вырастут, никакой бизнес без применения этой науки будет попросту невозможен, как невозможно полететь в космос, не используя достижений математики и физики.

Решение собрания

1.Обсудить причины неуспеваемости ребенка с членами семьи.

2.Стараться доказывать собственным примером, что знания делают человека интересней, богаче.

Классный руководитель: Камалова Е. В.

Студент - практикант IV курса ИНПО (ЗФО) Бойченко Е. В.






Скачать

© 2017 1321 32

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас