Учебный предмет | литература |
Учитель | Канаева Любовь Леонидовна |
Класс | 8 |
Тема урока | Д Дискуссия «Что есть доброта?» на уроке литературы в 8 классе (по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени») |
Учебник | «Литература» 8 класс в 2-х частях. Авт.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2019 |
Тип урока | Урок-дискуссия |
Цель урока | Способствовать формированию у учащихся умения научно аргументировать свою точку зрения, уместно использовать выразительные средства языка. |
Задачи | совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать творческие способности; учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы; развивать умения учащихся работать с учебником, раздаточным материалом; развивать коммуникативные компетенции. |
Технологии, методы, приёмы | Проблемно-диалогический, личностно-ориентированный, работа в группе, развитие творческих способностей. |
Основные понятия, термины | Дискуссия, проблема, антитеза, нравственность, кластер |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный матепиал |
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Кроссворд по произведениям А.И. Куприна
Какая тема объединяет рассказы «Белый пудель», «Ю-ю», «Изумруд», «Слон»?
Как звали одного из героев из рассказа «Белый пудель»?
Как звали слона из одноименного рассказа А.И. Куприна?
Кто такая Ю-ю?
Какая фамилия у семьи из рассказа «Чудесный доктор»?
Какая фамилия у «чудесного доктора»?
Какая фамилия у главного героя рассказа «Куст сирени»?
Как звали жену главного героя рассказа «Куст сирени»?
ОТВЕТЫ на кроссворд
Животные
Сережа
Томми
Кошка
Мерцаловы
Пирогов
Алмазов
Вера
II. Знакомство учащихся с понятием «дискуссия» и правилами ведения дискуссии
Теоретический материал: Смысл слова дискуссия (лат. discussio) — исследование, разбор, заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений. |
Правила поведения в дискуссии Я критикую идеи, а не людей Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов |
Учитель: Сегодня мы проводим урок-дискуссию, используя такой вид, как «Снежный ком». Основной вопрос нашей дискуссии «Доброта - это проявление силы человека или его слабости?». Обратимся к тексту А. И.Куприна «Куст сирени».
Условия подобной дискуссии Вопрос 1 1. Каждый из участников пишет на карточках ответ на 1 вопрос (5 существительных) Участники объединяются в пары. В результате обсуждения пара отбирает три карточки из написанных. На третьем этапе участники объединяются в четверки и также путем дискуссии в микрогруппе оставляют чуть больше половины карточек от общей суммы (например, из 6 оставить 4 карточки). (Количество групп зависит от наполняемости класса) Представитель от группы защищает общие наработки, демонстрируя карточки аудитории. После этого карточки, зафиксированные скотчем на доске, комментируются каждой группой, а затем проводится классификация и систематизация предложений. Выделяются сходные варианты, убираются. На доске остаются неповторяющиеся ответы. (Работа обобщается сразу же после каждого ответа) Вопрос 2 (та же работа) Вопрос 3 (та же работа) Вопрос 4 (та же работа) Вопрос 5 (та же работа) |
III. Дискуссия «Снежный ком» - поиск ответов на нравственные вопросы.
Учитель: вашему вниманию предлагаются следующие вопросы.
Вопрос 1:
- Что требуется телу человека, то есть без чего человек физически не выживет? (Примерные ответы учеников: тепло, свет, пища, вода, одежда)
Вопрос 2:
- Что нужно душе человека? (Примерные ответы учеников: любовь, забота, уважение людей, доброта, целеустремленность, доверие других)
Вопрос 3:
Отметьте, пожалуйста, положительные и отрицательные характеристики такого чувства, как любовь (по три существительных).
(Примерные ответы учеников:
(-) – ревность, чувство собственничества, разочарование;
(+) – забота, доверие, ласка)
Вопрос 4:
- Что вы больше всего цените в людях? Назовите по одному качеству от каждой группы. (Примерные ответы учеников: доброта, умение сочувствовать, искренность, справедливость, пунктуальность)
Вопрос 5:
- Назовите основные составляющие слова ДОБРОТА (Примерные ответы учеников: душевность, милосердие, щедрость души)
IV. Обобщение ответов, расположенных на доске (карточки групп)
V. Работа с толкованием слова «добро» и составление кластера
Задание 1: Ознакомьтесь, как раскрывают его некоторые авторы, что общего что общего в этих определениях, в чем отличие этого понятия? Подчеркните 2 основных слова.
Каждая четверка (группа) выбирает одно высказывание и объясняет, почему выбрали именно это толкование
Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский ученый: Добро – прежде всего – счастье всех людей. |
Филолог Ожегов Сергей Иванович: Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. |
Соловьев Владимир Сергеевич, философ: Добро – это то, что приближает к идеалу Совершенное добро - любовь … к Богу, к людям … к материальной природе. |
Бердяев Николай Александрович, философ: Добро – совершать благие намерения, без какой либо корыстной цели и выгоды для себя. Добро – бескорыстная помощь людям |
Википедия: Добро – намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. |
Задание 2: выберите из всех предложенных высказываний существительные, которые объясняют слово ДОБРО как ЧУВСТВО и слово ДОБРО как ДЕЛА. Запишите их в два столбика. Какое из высказываний объединяет и чувства, и дела. Допиши свои существительные. Сделайте вывод, что несет добро людям (Вот то, что может получиться)
КЛАСТЕР
ДОБРО – ЭТО СЧАСТЬЕ ВСЕХ ЛЮДЕЙ |
Ч УВСТВО | Д ЕЛА |
любовь к Богу, людям, к окружающей природе | д обрые поступки, помощь людям, з абота о других |
мир в душе человека | гармония в мире |
VI. Поиск ответа на проблемный вопрос
Учитель: Основной вопрос нашей дискуссии «Доброта - это проявление силы человека или его слабости?». Обратимся к тексту А. И.Куприна «Куст сирени»
1) Аналитическая беседа
- Можно ли назвать Николая Евграфовича Алмазова добрым человеком?
Обратитесь к тексту (стр. 99 – «злобно хрустнув сложенными вместе пальцами…»; ср. 100 – «злобно ткнул ногой портфель с чертежами»; с. 101 – «с озлоблением швырнул их на пол»)
- Прочитав, как описывает А.И.Куприн своего героя, можем ли мы сказать, что Николай Евграфович злой?
- А его жену можно назвать доброй?
- Ради чего живёт Верочка?
- Какое доброе дело совершает Верочка?
- Приносит ли её доброе дело кому-нибудь боль или разочарование, может быть, какое-то недоумение?
- Доброе дело, сделанное Верочкой, построено на лжи. Можно ли совершать добрые поступки, обманывая других?
- Как вы понимаете слова Аристотеля «Чтобы делать добро, надо им обладать»?
- Почему меняется Алмазов? Только ли потому, что конфликт с профессором был исчерпан или причина в чём-то другом? (доброта жены, её любовь помогает ему в жизни.)
- Легко ли быть добрым?
2) Подведение итогов
Учитель: Скажите: доброта и добро – это одно и то же? (Конечно, доброта — это добро, недаром же эти два слова отличаются только двумя буквами. Человеку, желающему делать добро, обязательно должна быть присуща доброта. А доброта — это бескорыстное самоотверженное стремление помочь другому, это забота об интересах других. Однако помогая одному, мы можем навредить другому, как и происходит в рассказе Куприна.
Добро — это гармония мира. Добра не может быть слишком много, добро никогда не оборачивается злом (то есть разрушением гармонии мира)
ДОБРОТА
добрые поступки
бескорыстная помощь другим
может навредить другим, став ЗЛОМ
ДОБРО
нравственная категория, ни от кого не зависящая
ДОБРО никогда не оборачивается ЗЛОМ
- Можно отнести к нравственной категории добра поступок, который совершила Верочка?
VII. Подведение итога урока.
Приём «Микрофон» (каждый отвечает на основной вопрос урока, аргументируя свою позицию)
«Доброта - это проявление силы человека или его слабости?»
VIII. Домашнее задание
Прочитайте рассказ А.И.Куприна “Allez!”. Подумайте над вопросом «Могла ли Нора поступить по-другому?»
IX. Рефлексия «Цветик – семицветик» (на партах цветики - семицветики, на лепестках которых добрые слова )
Завершается работа в группе добрыми напутствиями друг другу. Возьмите в руки цветок.
Отрывая лепесток, произнесите свои пожелания: