КОНСПЕКТ ДИСКУССИИ НА ТЕМУ
«ПРОБЛЕМА СЕПАРАЦИИ ОТ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ»
Выполнила:
педагог-психолог
Маврина Мария
Ярославль, 2018
Тема дискуссии: «Проблема сепарации от родительской семьи»
Обоснование темы: данная тема актуальна для учащихся 11 классов, так как в этот временной период учащийся начинает серьезно задуматься о своем будущем, о том, какой профессии в последствии посветить себя. Далеко не всегда родители принимают выбор своего ребенка, пытаются навязать свое мнение. Часто родителям и самим детям очень сложно признать необходимость отделения ребенка от родительской семьи. Трудности во взаимоотношениях взрослых детей и их родителей – далеко не редкость. Одной из самых распространенных проблем в данном вопросе является тема так называемой сепарации. В психологической литературе под сепарацией подразумевается в частности отделение взрослого ребенка от родительской семьи, его становление как отдельной самостоятельной и независимой личности. В некоторых семьях процесс сепарации проходит весьма успешно, но бывают случаи, когда семье не в полном объеме выполняет свои функции, при этом сепарация взрослого ребенка либо вообще не наступает, либо проходит с напряжением, при котором могут нарушаться внутрисемейные взаимоотношения.
Цели:
1. Образовательная – познакомить целевую аудиторию с необходимой информацией по данной теме;
2. Развивающая – развить дискуссионную, коммуникативную культуру;
3. Воспитательная – стремиться воспитать ответственность за свои поступки и поведение.
Время проведения: 30-40 минут
Целевая группа: учащиеся 11 классов
Место проведения: школа, внешкольные организации
Ход дискуссии
1. Вступление
Приветствие, знакомство с аудиторией, обоснование темы, рассказать об идее занятия.
Добрый день, уважаемые учащиеся! Меня зовут Маврина Мария Дмитриевна. Предлагаем Вам обсудить очень важную и сложную проблему сепарации от родительской семьи. Под сепарацией подразумевается отделение взрослого ребенка от родительской семьи, его становление как самостоятельной и независимой личности.
Сегодня мы с Вами вместе постараемся найти ответ на вопрос: «В каком возрасте стоит отделяться от родительской семьи? Необходимо ли вообще отделение? С какими трудностями вы можете при этом столкнуться?»
2. Фронтальная работа
Учащиеся высказывают свое мнение о том, необходимо ли ребенку отделяться от родительской семьи и с какими трудностями при сепарации от родителей может столкнуться ребенок. При этом варианты учащихся фиксируются на доске.
Например, учащиеся могут выделить следующие плюсы и минусы.
Плюсы:
• Самостоятельность, ответственность за свою жизнь;
• Наличие личной территории;
• Получение опыта бытовой жизни;
• Определенная личностная свобода.
Минусы:
• Денежные траты;
• Необходимость работать;
• Полная бытовая самостоятельность;
• Страх одиночества.
3. Фронтальная работа (мини-лекция)
«Ребята, нами были выдвинуты основные предположения для чего необходима сепарация от родительской семьи, а так же то, с какими трудностями возможно придется столкнуться ребенку. Давайте обратимся к мнению авторов о том, что же такое сепарация, и рассмотрим как же она происходит?» (Приложение 1)
4. Работа в группах
«Ребята, а теперь предлагаем вам разделиться на две группы. Каждая из групп будет высказывать аргументы за раннюю сепарации от родительской семьи или против. На внутригрупповое обсуждение вам отводится 5 минут, а затем представители каждой группы попробует доказать оппонентам, почему их отстаиваемая точка зрения наиболее приемлема в данный возрастной период. Так же, ребята, мы попросим двоих из класса взять на себя роль экспертов, которые не будут участвовать в общем обсуждении. Задача экспертов будет состоять в том, что они должны проследить точность и логичность аргументаций оппонентов и дать им свою обратную связь».
5. Дискуссионное обсуждение
Представители групп выступают, каждый из них высказывает аргументы за и против ранней сепарации от родительской семьи, которые были отмечены группой в ходе обсуждения. Представители групп должны выслушать друг друга, высказать имеющие возражения, привести контраргумент. На дискуссионное обсуждение отводится 15-25 минут, по истечении которых представители групп возвращаются на свои места, после чего предоставляется слово экспертам, которые должны оценить логичность и обоснованность аргументов оппонентов, назвать сильные и слабые стороны их выступлений. После этого происходит общее обсуждение. Психолог подводит участников дискуссии к вопросу о том, возможно ли однозначно ответить на поставленный вопрос?
6. Подведение итогов (5-8 минут)
Обобщение теоретического материала, полученных знаний в ходе дискуссии. Получение обратной связи: что нового узнала целевая группа; что ей было интересно. Сообщить некоторое послание группе.
Ребята, сегодня мы затронули очень важную тему, которая касается всех нас, ведь в процессевзросления, становления в обществе каждый может столкнуться с проблемой сепарации от родительской семьи. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня поможет вам в будущем лучше ладить со своими родителями, решать проблемные ситуации конструктивно и оперативно. Спасибо за внимание.
Литература:
1. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ.высш.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 640с.
2. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328с.
3. Чернышев А.С.. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.,1998.
Приложение 1
В норме сепарация выглядит следующим образом:
1. От рождения ребенок перестает быть “подключенным” к системам матери – кровеносной, например.
Он самостоятельно осуществляет:
- газообмен со средой,
- поглощение питательных веществ,
- вывод того, что ему уже не требуется.
2. От 1 года (хождение) и старше ребенок пробует увеличивать расстояние между собой и матерью
- отойти и вернуться,
- игры в “ай, ку-ку!”,
- исследование мира.
3. От 2 лет и старше (в 2-3 года) происходит самая “кровавая” драма сепарации
- есть “я” и есть “мама”, независимый и не зависящий от меня объект (существо),
- исследуется мир, но необходимо возвращение к матери, от которой ребенок зависит.
Главный вывод по завершении периода сепарации:
- я не исчезаю от того, что мамы (временно) нету рядом,
и одновременно: – я, оказывается, нуждаюсь в маме, в возвращении к ней (после игры, например).
4. Следующая драма сепарации наступает, условно говоря, в 12-13 лет (в подростковый период):
- выясняется, что у меня могут быть свои ценности, свои интересы,
- подвергаются перепросмотру родительские ценности и установки.
Главный вывод: я могу иметь свои интересы, свои убеждения, свою компанию, и выбирать их.
Мои установки, мои идеи не всегда должны совпадать с родительскими. Меня с моими новыми, собственными догмами, интересами, ценностями – выдерживают близкие люди.
5. Конечный пункт сепарации
Это фаза “вылета из родительского гнезда” (для ребенка) и столкновения с “синдромом пустого гнезда” (для родителей).
Происходит условно в 20 лет (кто-то уезжает учиться и в 16, другие дотягивают до 30 и старше).
6. Полностью завершенная сепарация с родителями
Таковой можно считать момент, когда ребенокнаконец и сам становится родителем – и может оценить тот вклад, который сделали в него родители, те сложности, с которыми они столкнулись.