Дискуссия на уроках истории в старших классах
Рассматривая различные определения понятия «педагогическая технология», можно выделить общие существенные особенности любой технологии обучения. Прежде всего, отметим, что в производстве «технология» определяется не просто как оптимальный процесс последовательной организации деятельности для достижения целей производства, а как процесс, основанный на научных разработках в данной области. Так и в педагогике технологические подходы разрабатываются на основе научных исследований в области образовательных процессов, прежде всего в области педагогической психологии, дидактики, методики преподавания различных предметов, они основаны на описании и объяснении закономерностей развития личности в педагогических процессах. Например, при обучении истории такими теоретическими посылками могут служить закономерности процесса усвоения исторического материала учащимися с различным уровнем подготовки; типы интеллектуальных способностей и их влияние на процесс усвоения исторического материала и т.д. В условиях перехода к профильному обучению еще одним теоретическим источником, лежащим в основе разработки технологий, является «Концепция профильного обучения».
Другой существенной особенностью технологии является нацеленность на гарантированное достижение поставленных целей. При обучении истории это может быть гарантированность овладения тем или иным уровнем знаний определенным процентом учащихся; гарантированное повышение уровня сформированности аналитической деятельности или отдельных ее элементов у определенного процента учащихся и т.д. Обязательным требованием любой технологии обучения является гарантированное достижение каждым учащимся требований, сформулированных в Стандартах для выпускников средних учебных заведений.
Еще одна важная особенность технологической разработки процессов обучения – поэтапная подача описания, с поэтапными характеристиками результатов образования. То есть в технологии предполагается поэтапное движение ученика к общей цели, поэтапность выражается в сформулированных подцелях, достижение которых постепенно приводит к желаемому результату. Обучая истории формирование почти каждого сложного умения целесообразно разбить на этапы. Например, для формирования умения анализа письменного документа можно выделить несколько умений.
Еще одной характерной особенностью технологического подхода к обучению является обязательность и выраженная возможность осуществления обратной связи, диагностики и коррекции обучения получаемых результатов на всех этапах реализации технологии. Обучение истории предполагает постоянное осуществление диагностики на каждом этапе усвоения исторического материала, что, в свою очередь, предполагает выделение на каждом этапе ожидаемых результатов и показателей их достижения.
Попытка создания любой технологии обучения связана с желанием улучшить качество обучения, то есть обеспечить достижение высокого уровня обучения любым учителем. Поэтому одна из особенностей любой разрабатываемых технологий обучения – это воспроизводимость, но обязательно при соблюдении заданных условий.
Пожалуй, самыми существенными отличиями технологии от методики являются требования гарантированности достижения результата и воспроизводимости любым учителем с сохранением достигаемого результата. Все остальные требованиями, может быть, в более мягкой форме могут быть сформулированы для любой методики обучения.
В соответствии с этими требованиями выделяют критерии технологичности осуществляемого процесса обучения:
Диагностично-заданная цель, то есть корректно измеримые понятия, операции, деятельность, освоенные учащимися как ожидаемый результат обучения; способы его диагностики;
Представление учебного материала (содержания) в виде системы познавательных и практических задач с ориентирами и способами их решения;
Достаточно жесткая логика этапов усвоения учебного материала;
Адекватная предыдущим параметрам система способов взаимодействия на каждом этапе участников учебного процесса друг с другом и с информационной техникой;
Указание границ допустимого отступления от целесообразной (алгоритмической) и от свободной, творческой деятельности учителя;
Применение в учебном процессе новейших средств и способов представления информации1.
Добиться этого часто бывает сложно, особенно в тех случаях, когда речь идет не о знаниях, умениях и навыках, полученных в результате изучения какого-то определенного отрезка содержания, а о некоторых элементах развития, которого предполагается достичь в результате реализации технологии.
Для того чтобы сделать цели диагностируемыми, необходимо осуществить переход от цели обучения, выраженной в общих терминах, к той цели обучения, достижение которой можно проверить.
Один из вопросов, который обсуждается на страницах методических работ, связан с выбором технологий и методик обучения, адекватных задачам профильного обучения.
Многие учёные считают, что понятие «методика» шире понятия «технология», так как методика отвечает на вопросы: чему учить, как учить, зачем учить; технология же отвечает только на вопрос: «как учить». Методика включает и вопросы образовательной политики, в том числе и выбор технологии для достижения политических (в образовательном смысле) целей.
Интересное мнение по этому поводу приводит А. Кушнир: «Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если»: если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа…. Уже давно стало привычным, что методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не представленный результат». Понятие «педагогическая технология» употребляется в трёх смыслах: общепедагогическом (характеризует целостный образовательный процесс), частно-методическом (предметном), локальном (модульном). В последнем случае она представляет технологию отдельных частей учебно-познавательного процесса, например: формирование понятий, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля, технология самостоятельной работы.
Охарактеризуем некоторые технологии, которые могут быть применены при организации изучения истории на старшей ступени школы.
Так модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации. Модульная технология предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.
Основой данной технологии является учебный модуль как форма комплексного предъявления задания учащемуся для самостоятельного освоения. Специалисты по дидактике определяют модуль как «функциональный целевой узел: учебное содержание и технология овладения им».
Таким образом, модуль включает в себя целевой план действий («функциональность»), банк информации («учебное содержание») и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей («технология»).
Обучение по модульной технологии представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с заданной целью. Главная особенность модульной конструкции – наличие целевого плана действий. Постановка целей осуществляется как при формировании модуля учителем, так и при отработке модуля на уроке. Учитель строит модуль, определяя цели.
Технологическая часть модуля – это методика и соответствующие рекомендации по усвоению информационной части. Главное в модульном обучении – пошаговый контроль и самоконтроль с возможностью самооценки уровня освоения материала. Именно для этого и составляется технологическая карта урока. Вся информационная часть модуля разбивается на учебные элементы.
Количество учебных элементов в модуле зависит от характера материала и поставленных целей. Учебные элементы составляются и отбираются с учётом степени обучаемости учащихся, и, как правило, имеют несколько уровней сложности.
В технологической карте содержится также и технология освоения содержания. Учитель описывает методы учащегося: чтение, конспектирование, анализ, сравнение, составление плана и таблицы. Это одно из достоинств данной технологии, она учит работать с информацией, преобразовывать её, причём выполнять всё это самостоятельно.
Обязательный элемент – это вопросы и задания для усвоения материала. Контроль в модуле может быть входным, поэлементным и обобщающим. В ходе контроля определяется уровень освоения отдельных учебных элементов и учебного модуля в целом. Таким образом, структура учебного модуля – это набор содержательных и технологических элементов, полностью обеспечивающих достижение поставленных целей и задач. Учебные модули, безусловно, несколько формализуют учебный процесс, в чём-то усложняют подготовку учителя к занятию. С другой стороны, урок с учебными модулями требует меньше сил на его проведение. В таком уроке учитель исполняет роль консультанта, стимулирует активность учащихся, координирует их деятельность.
Динамичное развитие современного общества требует от человека способности быстро ориентироваться в окружающей действительности и осознанно адаптироваться в ней. Все большее значение приобретает способность воспринимать и оценивать расширяющийся поток социальной и иной информации, как о событиях сегодняшнего дня, так и о прошлом. Все это предъявляет соответствующие требования к подготовке подрастающего поколения.
В современной системе российского образования огромная роль отводится нетрадиционным формам обучения, которые направлены на усиление самостоятельной, творческо-поисковой деятельности, повышение активности учащихся на уроке.
Одной из таких нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами, может выступать дискуссия. Дискуссия призвана выявить все многообразие существующих точек зрения, а также провести подробный анализ каждой из них. Культура участия в дискуссиях, владение навыками доказательной полемики, доказательность аргументов, терпимость в отношении к чужому мнению, тем более ко противоположному, приобретают огромное значение в современном обществе.
В педагогическом смысле дискуссия – это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения, исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися. Дискуссия используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся.
В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой стороны. Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение и проверка.
Процесс общения в ходе дискуссии направлен на достижение следующих учебных целей:
1. Ознакомление с новым материалом через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний, углубленное усвоение, творческое переосмысление и контроль усвоения знаний;
2. Обучение взаимодействию в группе, совместной поисковой деятельности;
3. Освоение и развитие мыслительных умений (определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умение перерабатывать информацию для изложения).
В практике работы возможно использование различных видов дискуссии.
В своей работе мне хотелось бы рассмотреть один из видов это «дебаты» о нем мы и поговорим чуть подробнее далее.
Педагогическая технология «дебаты». В современной методической литературе под технологией «дебаты» подразумевается: «Соревнование между играющими, действия которых ограничены определёнными условиями (правилами) и направлены на достижение определённой цели (выигрыша, победы), т.е. «дебаты» – это игра2. Целенаправленный и упорядоченный (структурированный) обмен идеями, суждениями, мнениями, иными словами, дебаты – это форма дискуссии3.
Технология «дебаты», как отмечалось в экспертной оценке Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования России, «представляет собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества»4.
Технология «дебаты» базируется на основе следующих принципов: целостность, универсальность, вариативность, личностная ориентированность, самообразование и самообучение учащихся. В этой технологии учёба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как руководитель этого процесса. Технология «дебаты» предполагает:
Активное включение самого ученика в поисковую, учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
Организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;
Обеспечение диалогичности общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний.
Целевые функции и возможности дебатов очень широки и позволяют решать многие задачи, в числе которых можно указать следующие. Социализирующие – приобщение учащихся к нормам и ценностям гражданского общества, формирование умений вести полемику, отстаивать свои интересы, применять свои знания, способность работать в команде. Воспитательные – дебаты позволяют вырабатывать самостоятельные оценки, мировоззренческую позицию и поведенческие установки, способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы. Развивающие – дебаты развивают логику, критическое мышление, умение синтезировать знания, позволяют сформировать системное видение проблемы. Участие в дебатах помогают выработать стиль публичного выступления, развивают навыки устной речи.
Дебаты в учебном процессе выступают как форма целого урока и как элемент урока. Использование дебатов на различных этапах урока рекомендуется для реализации конкретных задач: актуализации знаний, организации самостоятельной работы учеников, обобщения, систематизации, закрепления учебного материала.
Содержание и правила дебатов.
Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведётся по определённым правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте. Основное назначение дебатов – обучение приёмам дискуссии, развитие интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков, поиск истины и достижение консенсуса.
В дебатах участвуют две команды из трёх человек – спикеров. Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая (отрицающая) – его опровергает. Первый спикер утверждающей команды представляет тезис, приводит аргументы, второй усиливает утверждающую линию в споре, развивает доказательства, третий формулирует финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей стороны. Три спикера отрицающей команды выдвигают все возможные обоснованные аргументы, доказывая, что позиция оппонентов неверна.
В некоторых видах дебатов участникам разрешается лишь произносить свои речи, в других же им даётся возможность участвовать в перекрёстных вопросах. Победа всецело зависит от мастерства команды: индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры приводит к успеху.
Подготовка и проведение дебатов предполагает организацию работы в группах. Работа в группе позволяет учащимся приобрести ряд важнейших качеств, таких, как взаимопомощь, умение вырабатывать совместное решение, поиск компромиссов, способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, толерантность к другим мнениям и позициям. Вместе с тем эффективность работы в группе, а также успех проведения дебатов во многом зависят от умения учителя организовывать групповую работу, грамотно формировать группы с учётом поставленных целей и задач.
Таймкипер – это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры. Судьи оценивают каждый раунд, по ходу игры заполняют судейский протокол, в котором отмечают сильные и слабые стороны выступлений спикеров, фиксируют все аргументы и контраргументы команд. По окончании дебатов судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов. При этом они могут комментировать своё решение, обосновывая его. Команда, набравшая наибольшее количество голосов, побеждает. Судья имеет огромное воздействие на проведение дебатов, так как от его компетентности и непредвзятости зависит успешность проведения игры. Судья должен относиться к выступлениям спикеров критично, помогая участникам дебатов увидеть сильные и слабые стороны своей аргументации. Желательно, чтобы в роли судей побывало как можно больше учащихся. Именно в этом качестве они учатся слушать и слышать друг друга, анализировать один и тот же материал с разных сторон.
Выделяют несколько вариантов дебатов на уроках истории:
а) Проблемные дебаты – это дебаты, предусматривающие знакомство участников с историографическими концепциями. Они, как правило, затрагивают ключевые, дискуссионные проблемы (например, роль варягов в образовании Древнерусского государства, влияние монголо-татарского ига на историческое развитие Руси).
б) Экспресс-дебаты по мини-проблемам – это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведена к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалам учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов может быть успешно использован либо как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности.
Пример экспресс-дебатов при изучении темы «Заинтересованность России в привлечении иностранного капитала».
в) Дебаты могут выступать как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой-либо проблеме, т.е. являться презентацией и осмыслением работы учащихся с учебной и научной литературой. Например, «Опричнина породила Смутное время», «России был необходим Брестский мир» и др.
г) В форме дебатов могут проводиться повторительно-обобщающие уроки. В качестве примера таких уроков-дебатов можно привести следующие темы: «Петровские реформы – прогрессивное явление в истории России», «Октябрьская революция не была неизбежной». Важным и необходимым шагом в деле применения дебатов на уроках истории является использование в процессе преподавания таких элементов дебатов, как конструирование системы аргументов и контраргументов. Необходимо найти и сформулировать аргументы «за» и «против» какого-либо тезиса.
1 Даутова О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Спб.: Каро, 2006. С. 30.
2Кларин Н. В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. С. 92, 126
3 Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроке истории. М.: Владос-пресс, 2001. С. 16
4 Научный отчёт по теме «Анализ и оценка программы «Дебаты» и проектной деятельности участников программы экспертов проекта, членов Федерального экспертного совета Министерства образования России 1999 г.»