Дислалия – это патология, которая связана с неправильным воспроизведением звуков, при наличии нормального слуха и иннервации артикуляционного аппарата. Основную группу риска составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Причины болезни будут отличаться в зависимости от её разновидности, однако основополагающими факторами выступают аномалии строения языка, губ, зубов или челюстей, а также влияние социальных факторов.
Существует большое количество предрасполагающих факторов, которые могут привести к возникновению подобного заболевания, отчего их принято разделять на несколько категорий.
Первая группа основывается на органических дефектах, которые приводят к появлению механической формы недуга. Из этого следует, что причины механической дислалии заключатся в:
неправильном строении составляющих периферического артикуляционного аппарата — к ним стоит отнести язык и губы, зубы и челюсти;
короткой уздечке языка, реже верхней губы;
массивном или, наоборот, чрезмерно маленьком и узком языке;
толстых и малоподвижных губах;
укорочении подъязычной связки;
неправильном прикусе;
аномалиях строения зубного ряда;
узком, низком или плоском верхнем небе.
Подобные нарушения могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. Во втором случае основополагающую роль играют болезни и травмы зубочелюстной системы.
Существуют два вида дислалии: механическая и функциональная.Основным отличием механической дислалии от функциональной является то, что во втором случае строение составляющих артикуляционного аппарата не нарушено. Это означает, что полностью отсутствует органическая основа, которая может привести к неправильному звукопроизношению.
Наиболее вероятные причины функциональной дислалии обуславливаются:
неграмотным речевым воспитанием ребёнка – сюда стоит отнести подражание детскому говору и постоянное «сюсюканье»;
воспитанием ребёнка в семье, в которой разговаривают на нескольких иностранных языках – при этом происходит частый переход от одного произношения к другому, а также нередко отмечается заимствование некоторых слогов или слов;
неразвитостью восприятия звуков на слух;
педагогической запущенностью;
игнорированием того, что ребёнок неправильно произносит некоторые слоги или слова;
малой подвижностью речевого аппарата, что приводит к неумению правильно произносить те или иные звуки;
отклонениями умственного развития;
ослабленным иммунитетом ребёнка – клиницистами отмечено, что именно часто болеющие дети страдают от подобного нарушения.
Стоит отметить, что подобная форма нарушения речи считается одной из самых распространённых в логопедии, поскольку встречается:
примерно у каждого третьего ребёнка дошкольного возраста, т. е. пяти-шести лет;
в 20% случаев у школьников младших классов;
в 1% из всех случаев у детей старше восьми лет.

В зависимости от причин возникновения патология имеет несколько форм:
механическая дислалия – имеет под собой органическую основу;
функциональная дислалия – обуславливается влиянием социальных факторов или наличием обратимых нейродинамических нарушений в коре головного мозга.
Каждая из вышеуказанных форм имеет собственную классификацию. Таким образом, механическая форма подобного нарушения речи делится на:
сенсорную дислалию – формируется на фоне нейродинамических сдвигов с локализацией в центральных отделах речеслухового аппарата. В таких случаях ребёнок не может различить похожие звуки;
моторную дислалию – обуславливается аналогичными изменениями в речедвигательном анализаторе. Это означает, что малыш неправильно двигает губами или языком.
Кроме этого, выделяют следующие формы дислалии функционального характера:
артикуляторно-фонематическую – выражается в замене звуков на наиболее похожие;
артикуляторно-фонетическую – отличается тем, что ребёнок не может правильно на слух определить все составляющие слова;
акустико-фонематическую – характеризуется искажённым произношением звуков.
Фонетические нарушения произношения звуков, которые относятся к разным группам, при дислалии зачастую обозначаются терминами, образованными от букв, характерных для греческого алфавита. Таким образом, они выражаются в:
ротацизме;
ламбдацизме;
сигматизме;
йотацизме;
гаммацизме;
каппацизме;
хитизме.
К такой классификации также стоит отнести нарушения со стороны озвончения и оглушения, а также смягчения и твёрдости. При наличии такого нарушения речи в подавляющем большинстве случаев наблюдается присутствие сложных комбинированных дефектов.
Логопеды выделяют физиологическую дислалию – она объясняется возрастными ответвлениями фонематического восприятия. Подобная разновидность нарушения самостоятельно исчезает примерно в пятилетнем возрасте.
Характерными клиническими проявлениями недуга считаются:
пропуск некоторых звуков – при этом клиницисты подразумевают полное отсутствие той или иной позиции, которая может находиться в любой части слова;
замена букв в слове на похожие – возникает такое стойкое замещение на фоне невозможности различить фонемы;
искажение звучания слова – это наиболее характерно для функциональной формы дислалии.

Виды нарушений звука при дислалии
Несмотря на наличие таких нарушений, косноязычие ребёнка не отражается на:
лексике и грамматике, которая прогрессирует с возрастом;
слоговой структуре слова;
словарном запасе – он достаточно богат и зачастую соответствует возрастной категории пациента;
правильном употреблении падежей;
дифференциации множественного числа от единственного;
формировании связной речи – она находится на высоком уровне.
Методика логопедического воздействия при дислалии Этапы логопедического воздействия при дислалии

Подготовительный этап
Доверительные отношения с ребенком.
Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
Формирование артикуляторной базы.
Этап формирования первичных произносительных навыков
Этап формирования коммуникативных умений и навыков
Способы постановки звука
Имитативный (по подражанию).
Механический (с механической помощью: зонд, шпатель, палочка, соска).
Смешанный.
Методы формирования правильного произношения 
Показ
Артикуляционные упражнения
Опора на сохранные звуки
Механическое воздействие
Слуховой, зрительный, тактильный и пр. контроль