СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дислалия . Причины и корреция дислалии.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дислалия – это патология, которая связана с неправильным воспроизведением звуков, при наличии нормального слуха и иннервации артикуляционного аппарата.

Просмотр содержимого документа
«Дислалия . Причины и корреция дислалии.»

Дислалия – это патология, которая связана с неправильным воспроизведением звуков, при наличии нормального слуха и иннервации артикуляционного аппарата. Основную группу риска составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Причины болезни будут отличаться в зависимости от её разновидности, однако основополагающими факторами выступают аномалии строения языка, губ, зубов или челюстей, а также влияние социальных факторов.

Существует большое количество предрасполагающих факторов, которые могут привести к возникновению подобного заболевания, отчего их принято разделять на несколько категорий.

Первая группа основывается на органических дефектах, которые приводят к появлению механической формы недуга. Из этого следует, что причины механической дислалии заключатся в:

  • неправильном строении составляющих периферического артикуляционного аппарата —  к ним стоит отнести язык и губы, зубы и челюсти;

  • короткой уздечке языка, реже верхней губы;

  • массивном или, наоборот, чрезмерно маленьком и узком языке;

  • толстых и малоподвижных губах;

  • укорочении подъязычной связки;

  • неправильном прикусе;

  • аномалиях строения зубного ряда;

  • узком, низком или плоском верхнем небе.

Подобные нарушения могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. Во втором случае основополагающую роль играют болезни и травмы зубочелюстной системы.

Существуют два вида дислалии: механическая и функциональная.Основным отличием механической дислалии от функциональной является то, что во втором случае строение составляющих артикуляционного аппарата не нарушено. Это означает, что полностью отсутствует органическая основа, которая может привести к неправильному звукопроизношению.

Наиболее вероятные причины функциональной дислалии обуславливаются:

  • неграмотным речевым воспитанием ребёнка – сюда стоит отнести подражание детскому говору и постоянное «сюсюканье»;

  • воспитанием ребёнка в семье, в которой разговаривают на нескольких иностранных языках – при этом происходит частый переход от одного произношения к другому, а также нередко отмечается заимствование некоторых слогов или слов;

  • неразвитостью восприятия звуков на слух;

  • педагогической запущенностью;

  • игнорированием того, что ребёнок неправильно произносит некоторые слоги или слова;

  • малой подвижностью речевого аппарата, что приводит к неумению правильно произносить те или иные звуки;

  • отклонениями умственного развития;

  • ослабленным иммунитетом ребёнка – клиницистами отмечено, что именно часто болеющие дети страдают от подобного нарушения.

Стоит отметить, что подобная форма нарушения речи считается одной из самых распространённых в логопедии, поскольку встречается:

  • примерно у каждого третьего ребёнка дошкольного возраста, т. е. пяти-шести лет;

  • в 20% случаев у школьников младших классов;

  • в 1% из всех случаев у детей старше восьми лет.

В зависимости от причин возникновения патология имеет несколько форм:

  • механическая дислалия – имеет под собой органическую основу;

  • функциональная дислалия – обуславливается влиянием социальных факторов или наличием обратимых нейродинамических нарушений в коре головного мозга.

Каждая из вышеуказанных форм имеет собственную классификацию. Таким образом, механическая форма подобного нарушения речи делится на:

  • сенсорную дислалию – формируется на фоне нейродинамических сдвигов с локализацией в центральных отделах речеслухового аппарата. В таких случаях ребёнок не может различить похожие звуки;

  • моторную дислалию – обуславливается аналогичными изменениями в речедвигательном анализаторе. Это означает, что малыш неправильно двигает губами или языком.

Кроме этого, выделяют следующие формы дислалии функционального характера:

  • артикуляторно-фонематическую – выражается в замене звуков на наиболее похожие;

  • артикуляторно-фонетическую – отличается тем, что ребёнок не может правильно на слух определить все составляющие слова;

  • акустико-фонематическую – характеризуется искажённым произношением звуков.

Фонетические нарушения произношения звуков, которые относятся к разным группам, при дислалии зачастую обозначаются терминами, образованными от букв, характерных для греческого алфавита. Таким образом, они выражаются в:

  • ротацизме;

  • ламбдацизме;

  • сигматизме;

  • йотацизме;

  • гаммацизме;

  • каппацизме;

  • хитизме.

К такой классификации также стоит отнести нарушения со стороны озвончения и оглушения, а также смягчения и твёрдости. При наличии такого нарушения речи в подавляющем большинстве случаев наблюдается присутствие сложных комбинированных дефектов.

Логопеды выделяют физиологическую дислалию – она объясняется возрастными ответвлениями фонематического восприятия. Подобная разновидность нарушения самостоятельно исчезает примерно в пятилетнем возрасте.

Характерными клиническими проявлениями недуга считаются:

  • пропуск некоторых звуков – при этом клиницисты подразумевают полное отсутствие той или иной позиции, которая может находиться в любой части слова;

  • замена букв в слове на похожие – возникает такое стойкое замещение на фоне невозможности различить фонемы;

  • искажение звучания слова – это наиболее характерно для функциональной формы дислалии.

Виды нарушений звука при дислалии

Несмотря на наличие таких нарушений, косноязычие ребёнка не отражается на:

  • лексике и грамматике, которая прогрессирует с возрастом;

  • слоговой структуре слова;

  • словарном запасе – он достаточно богат и зачастую соответствует возрастной категории пациента;

  • правильном употреблении падежей;

  • дифференциации множественного числа от единственного;

  • формировании связной речи – она находится на высоком уровне.

Методика логопедического воздействия при дислалии Этапы логопедического воздействия при дислалии

Подготовительный этап

  • Доверительные отношения с ребенком.

  • Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

  • Формирование артикуляторной базы.

Этап формирования первичных произносительных навыков

  • Постановка звука.

  • Автоматизация звука (изолированно, в слогах, в словах, во фразах).

  • Дифференциация звука.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

  • Употребление звука во всех ситуациях общения.

  • Контроль за речью

Способы постановки звука
  • Имитативный (по подражанию).

  • Механический (с механической помощью: зонд, шпатель, палочка, соска).

  • Смешанный.

Методы формирования правильного произношения

  • Показ

  • Артикуляционные упражнения

  • Опора на сохранные звуки

  • Механическое воздействие

  • Слуховой, зрительный, тактильный и пр. контроль








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!