Просмотр содержимого документа
«ДИСЛЕКСИЯ: трудности при овладении навыком чтения, их преодоление.»
«Трудности при овладении навыком чтения, их преодоление»
Учитель-логопед
Г.А.Лосева
Мегион, ХМАО
Дислексия
Частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Чтение
Сложный психофизиологический процесс , в котором участвуют различные анализаторы:
зрительный
речеслуховой
речедвигательный
Процесс чтения
- Зрительное восприятие букв;
- Различение и узнавание букв;
- Соотнесение букв с соответствующими звуками;
- Воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание;
- Соотнесение звуковой формы слова с его значением, понимание прочитанного.
Процесс чтения
- Техническая сторона – соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением;
- Смысловая сторона.
Понимание читаемого определяется характером восприятия.
ЭТАПЫ формирования навыка чтения
- Овладение звуко-буквенными обозначениями;
- Послоговое чтение;
- Становление синтетических приёмов чтения;
- Синтетическое чтение.
УСЛОВИЯ успешного овладения навыком чтения
1.Сформированность устной речи, фонетико-фонематической её стороны:
- Произношения;
- Дифференциации фонем;
- Фонематического анализа и синтеза.
2.Лексико-грамматического анализа и синтеза;
3.Лексико-грамматического строя речи;
4.Достаточное развитие пространственных представлений;
5.Зрительного анализа, синтеза.
ПРИЧИНЫ дислексии
1.Врождённая форма дислексии ( от родителей наследуется качественная незрелость мозговых структур в его отдельных зонах);
2.Наличие патологических факторов ( их воздействие в пренатальный, натальный и постнатальный период);
- Патология беременности и родов;
- Асфиксия;
- «Цепочка» детских инфекций;
- Травмы головы.
3. Органические поражения зон головного мозга;
4.Социальные факторы;
Функциональные причины
- Длительные соматические заболевания;
- Неправильная речь окружающих;
- Двуязычие;
- Недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых;
- Дефицит речевых контактов
Расстройства чтения наблюдается у детей:
- С минимальной мозговой дисфункцией (ММД);
- С задержкой психического развития (ЗПР);
- С тяжёлыми нарушениями устной речи и сложностями коммуникации (ТНР);
- С церебральными параличами;
- С нарушениями слуха;
- У детей с интеллектуальной недостаточностью.
Симптоматика дислексии
1.Замены и смешения звуков при чтении (звонких и глухих, Х-Ж, П-Н, З-В и др.);
2.Побуквенное чтение- нарушение слияния звуков в слоги и слова;
3.Искажения звуко-слоговой структуры слова :
- пропуски согласных при стечении;
- согласных и гласных при отсутствии стечения;
- добавлениях;
- перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
Симптоматика дислексии
4.Нарушения понимания прочитанного;
5.Аграмматизмы при чтении:
- нарушения падежных окончаний;
- согласования существительного и прилагательного;
- окончаний глаголов; и др.
ОПАСНОСТИ
Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка. Неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как
- неуверенность в себе;
- робость;
- тревожную мнительность;
- озлобленность;
- агрессивность;
- Склонность к негативным реакциям.
ЛИТЕРАТУРА
- Логопедия- под редакцией Л.С.Волковой,
Москва, «Просвещение», 1989г.
- Р.И.Лалаева – Нарушения чтения и пути коррекции у младших школьников,
С.-Петербург, «Союз», 1998г.