СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДИСЛЕКСИЯ: трудности при овладении навыком чтения, их преодоление.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Просмотр содержимого документа
«ДИСЛЕКСИЯ: трудности при овладении навыком чтения, их преодоление.»

«Трудности при овладении навыком чтения, их преодоление» Учитель-логопед Г.А.Лосева Мегион, ХМАО

«Трудности при овладении навыком чтения, их преодоление»

Учитель-логопед

Г.А.Лосева

Мегион, ХМАО

Дислексия Частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дислексия

Частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Чтение  Сложный психофизиологический процесс , в котором участвуют различные анализаторы: зрительный речеслуховой речедвигательный

Чтение

Сложный психофизиологический процесс , в котором участвуют различные анализаторы:

зрительный

речеслуховой

речедвигательный

Процесс чтения Зрительное восприятие букв; Различение и узнавание букв; Соотнесение букв с соответствующими звуками; Воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание; Соотнесение звуковой формы слова с его значением, понимание прочитанного.

Процесс чтения

  • Зрительное восприятие букв;
  • Различение и узнавание букв;
  • Соотнесение букв с соответствующими звуками;
  • Воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание;
  • Соотнесение звуковой формы слова с его значением, понимание прочитанного.
Процесс чтения Техническая сторона – соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением; Смысловая сторона. Понимание читаемого определяется характером восприятия.

Процесс чтения

  • Техническая сторона – соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением;
  • Смысловая сторона.

Понимание читаемого определяется характером восприятия.

ЭТАПЫ формирования навыка чтения Овладение звуко-буквенными обозначениями; Послоговое чтение; Становление синтетических приёмов чтения; Синтетическое чтение.

ЭТАПЫ формирования навыка чтения

  • Овладение звуко-буквенными обозначениями;
  • Послоговое чтение;
  • Становление синтетических приёмов чтения;
  • Синтетическое чтение.
УСЛОВИЯ успешного овладения навыком чтения 1.Сформированность устной речи, фонетико-фонематической её стороны: Произношения; Дифференциации фонем; Фонематического анализа и синтеза. 2.Лексико-грамматического анализа и синтеза; 3.Лексико-грамматического строя речи; 4.Достаточное развитие пространственных представлений; 5.Зрительного анализа, синтеза.

УСЛОВИЯ успешного овладения навыком чтения

1.Сформированность устной речи, фонетико-фонематической её стороны:

  • Произношения;
  • Дифференциации фонем;
  • Фонематического анализа и синтеза.

2.Лексико-грамматического анализа и синтеза;

3.Лексико-грамматического строя речи;

4.Достаточное развитие пространственных представлений;

5.Зрительного анализа, синтеза.

ПРИЧИНЫ дислексии   1.Врождённая форма дислексии ( от родителей наследуется качественная незрелость мозговых структур в его отдельных зонах); 2.Наличие патологических факторов ( их воздействие в пренатальный, натальный и постнатальный период); Патология беременности и родов; Асфиксия; «Цепочка» детских инфекций; Травмы головы. 3. Органические поражения зон головного мозга; 4.Социальные факторы;

ПРИЧИНЫ дислексии

1.Врождённая форма дислексии ( от родителей наследуется качественная незрелость мозговых структур в его отдельных зонах);

2.Наличие патологических факторов ( их воздействие в пренатальный, натальный и постнатальный период);

  • Патология беременности и родов;
  • Асфиксия;
  • «Цепочка» детских инфекций;
  • Травмы головы.

3. Органические поражения зон головного мозга;

4.Социальные факторы;

Функциональные причины Длительные соматические заболевания; Неправильная речь окружающих; Двуязычие; Недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых; Дефицит речевых контактов

Функциональные причины

  • Длительные соматические заболевания;
  • Неправильная речь окружающих;
  • Двуязычие;
  • Недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых;
  • Дефицит речевых контактов
Расстройства чтения наблюдается у детей: С минимальной мозговой дисфункцией (ММД); С задержкой психического развития (ЗПР); С тяжёлыми нарушениями устной речи и сложностями коммуникации (ТНР); С церебральными параличами; С нарушениями слуха; У детей с интеллектуальной недостаточностью.

Расстройства чтения наблюдается у детей:

  • С минимальной мозговой дисфункцией (ММД);
  • С задержкой психического развития (ЗПР);
  • С тяжёлыми нарушениями устной речи и сложностями коммуникации (ТНР);
  • С церебральными параличами;
  • С нарушениями слуха;
  • У детей с интеллектуальной недостаточностью.
Симптоматика дислексии 1.Замены и смешения звуков при чтении (звонких и глухих, Х-Ж, П-Н, З-В и др.); 2.Побуквенное чтение- нарушение слияния звуков в слоги и слова; 3.Искажения звуко-слоговой структуры слова : пропуски согласных при стечении;  согласных и гласных при отсутствии стечения; добавлениях; перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.

Симптоматика дислексии

1.Замены и смешения звуков при чтении (звонких и глухих, Х-Ж, П-Н, З-В и др.);

2.Побуквенное чтение- нарушение слияния звуков в слоги и слова;

3.Искажения звуко-слоговой структуры слова :

  • пропуски согласных при стечении;
  • согласных и гласных при отсутствии стечения;
  • добавлениях;
  • перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
Симптоматика дислексии 4.Нарушения понимания прочитанного; 5.Аграмматизмы при чтении: нарушения падежных окончаний; согласования существительного и прилагательного; окончаний глаголов; и др.

Симптоматика дислексии

4.Нарушения понимания прочитанного;

5.Аграмматизмы при чтении:

  • нарушения падежных окончаний;
  • согласования существительного и прилагательного;
  • окончаний глаголов; и др.
ОПАСНОСТИ Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка. Неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе; робость; тревожную мнительность; озлобленность; агрессивность; Склонность к негативным реакциям.

ОПАСНОСТИ

Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка. Неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как

  • неуверенность в себе;
  • робость;
  • тревожную мнительность;
  • озлобленность;
  • агрессивность;
  • Склонность к негативным реакциям.
ЛИТЕРАТУРА Логопедия- под редакцией Л.С.Волковой,  Москва, «Просвещение», 1989г. Р.И.Лалаева – Нарушения чтения и пути коррекции у младших школьников,  С.-Петербург, «Союз», 1998г.

ЛИТЕРАТУРА

  • Логопедия- под редакцией Л.С.Волковой,

Москва, «Просвещение», 1989г.

  • Р.И.Лалаева – Нарушения чтения и пути коррекции у младших школьников,

С.-Петербург, «Союз», 1998г.