СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диспут"Клеточные технологии на службе человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 познакомить уч-ся с основными направлениями клеточной технологии,обучить навыкам ведения дискуссии

Просмотр содержимого документа
«Диспут"Клеточные технологии на службе человека"»

Диспут на тему

«КЛЕТОЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СЛУЖБЕ У ЧЕЛОВЕКА».


ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с основными направлениями клеточной технологии, обучить навыкам получения достоверных данных из средств массовых информации, ведения дискуссии, умению отстаивать свою точку зрения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: за две недели до занятия класс делится на две команды, избираются спикеры команд. Учащиеся знакомятся с информацией по данной теме и подбирают материал либо в поддержку клеточных технологий, либо выявляют их недостатки.

ХОД занятия:

Организационный момент.

Вступительное слово учителя (знакомство с темой и задачами ).

Работа с терминами.

Проведение диспута.

Подведение итогов.


УЧИТЕЛЬ: В природе мы часто сталкиваемся с такими примерами: разделённый на две половины дождевой червь не погибает, а достраивает своё тело до размеров целого червя, у головастика через два часа после нанесения повреждения рана заживает без следа, а у ящерицы за три месяца отрастает новый хвост, если она потеряет прежний. Как называется этот процесс?

УЧАЩИЕСЯ: Регенерация.

УЧИТЕЛЬ: А протекают ли подобные процессы в организме человека? Приведите пример.

УЧАЩИЕСЯ: (отвечают, приводят примеры. Зарастают раны на коже, восстанавливаются клетки печени.)

УЧИТЕЛЬ:

У каждого из нас -свой рецепт счастья. Но каким бы он ни был, главный ингредиент -здоровье. Ключ е нему, говорят врачи, дается с самого начала всем без исключения. Это стволовые клетки -основа, из которой получаются все остальные 240 типов клеток нашего организма.

Стволовые клетки человека представляют собой клетки, которые ещё не трансформировались в специализированные клетки, выполняющие определенную функцию, поэтому стволовые клетки могут быть превращены в клетки самых различных типов, обновляя и восстанавливая тем самым ткани человека в течение его жизни. Стволовые клетки в органах человеческого тела делятся и превращаются в специализированные клетки, регенерируя таким образом ткани. Что же касается сферы применения стволовых клеток, то уже сегодня они используются для регенерации кровеносных сосудов и нейронов

Цель нашего урока сегодня: познакомиться с основными направлениями клеточной технологии. Клеточные технологии, или, как их чаще называют, технологии, использующие стволовые клетки, привлекают огромное внимание во всем мире. Наш урок пройдёт в форме диспута. Но прежде поработаем с терминологией.

(учащиеся получают раздаточный материал с основными терминами по теме, разбирают их с учителем).








УЧИТЕЛЬ: По своему происхождению стволовые клетки можно разделить на несколько типов: 1. эмбриональные стволовые клетки (источник - бластоциста - зародыш, сформированный к пятому дню оплодотворения). 2. фетальные получают из абортивного материала на 9-12 неделе беременности. 3. клетки пуповинной крови – источник -плацентарно-пуповинная кровь, собранная после рождения ребенка. 4. стволовые клетки взрослого человека – источник - костный мозг, где выделены два вида стволовых клеток: гематопоэтические стволовые клетки, из которых формируются абсолютно все клетки крови и мезенхимальные стволовые клетки, которые регенерируют практически все органы и ткани.

УЧИТЕЛЬ: Познакомившись с терминологией по изучаемой теме, приступим непосредственно к диспуту. У нас две команды: «утверждение» и «отрицание». Одна команда считает, что клеточные технологии необходимы для будущего человека, а вторая команда считает, что в них нет особой необходимости.

Диспут будет проходить в несколько раундов:

1.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД (СПИКЕРЫ КОМАНД ПРЕДСТАВЛЯЮТ КАЖДОГО УЧАСТНИКА КОМАНДЫ).

2.ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНДЫ УТВЕРЖДЕНИЯ (5 минут).

3.РАУНД ВОПРОСОВ КОМАНДЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ОТ КОМАНДЫ ОТРИЦАНИЯ.

4.ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНДЫ ОТРИЦАНИЯ (5 минут).

5.РАУД ВОПРОСОВ КОМАНДЕ ОТРИЦАНИЯ ОТ КОМАНДЫ УТВЕРЖДЕНИЯ.

6.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНД.

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

В каждой команде есть спикеры, которые будут представлять команду и предоставлять слово членам команды. Основная цель: убедить в своей правоте незаинтересованных слушателей (гостей урока). Побеждает та команда, чьи аргументы были более убедительными.

СПИКЕРЫ: представляют команду.

КОМАНДА УТВЕРЖДЕНИЯ.

1. Знакомит со списком заболеваний, которые можно лечить при помощи стволовых клеток.

2. Информирует, в каких областях применяются клеточные технологии.

РАУНД ВОПРОСОВ: команда отрицания задаёт вопросы, с целью уточнения позиции команды утверждения.

КОМАНДА ОТРИЦАНИЯ:

1. Знакомит с недостатками применения клеточных технологий (клетки способны спонтанно перерождаться в раковые клетки; применение таких клеток чревато осложнениями, такими, как заражение пациента вирусами, в том числе гепатитом и даже СПИДом; проведение же диагностики материала на вирусы, увеличивает себестоимость метода, что в конечном итоге приводит к увеличению стоимости самого лечения; в пуповинной крови количество стволовых клеток очень невелико и действенное их применение возможно только однократно для самого ребёнка до 10 лет).

2. Раскрывает серьезные юридические и этические проблемы,

РАУНД ВОПРОСОВ: команда утверждения задаёт вопросы, с целью уточнения позиции команды отрицания.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КОМАНД: ещё одна попытка доказать свою правоту (в нескольких предложениях).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: гости урока выделяют команду – победительницу.

УЧИТЕЛЬ: исходя из аргументов, представленных командами можно сделать вывод, что применение клеточных технологий необходимо. С этим согласилась даже команда отрицания. Но как они отмечают, при их использовании необходимо учитывать все проблему, которые могут возникнуть и, конечно, их решать.

Спасибо за работу, мы сегодня с вами не только познакомились с основными клеточными технологиями и областями их применения, но ещё научились из огромного материала, представленного в средствах массовой информации выбирать наиболее достоверную, основанную на научных фактах и подтверждениях.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!