Диспут: « Правонарушение и наказание . Проступок, правонарушение, преступление»
Цели:
1.Дать учащимся представление о правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.
2.Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.
3.Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.
Оборудование: красные и зеленые карточки у каждого учащегося; «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», «Уголовный Кодекс Российской Федерации»; задание на листах для малых групп.
Воспитатель : Добрый день ребята! Как видите в руках у меня клубок ниток, давайте сыграем в игру. Я называю свое Имя и говорю что-то приятное своему соседу, а он передает конец нити своему соседу с хорошими пожеланиями. После того как нить обойдет всех ребят, задаются вопросы:
- С чем можно сравнить наш клубок (с жизнью)
- А если сейчас сможем найти конец нашей нити, что это может означать?
(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
- Что будет если запутать нашу нить? А применительно к нашей жизни?
В: Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”
Песня Владимирский централ ( Презентация)
Многие из вас слышали о тюрьме строгого режима Владимирский централ, которая находится во Владимире. Тюрьма, воспетая в песне Михаила Круга, привлекает к себе немало людей, приезжающих сюда на экскурсии.
Воспитатель- Как вы думаете, чему будет посвящен наш диспут?
Дети : Преступлению и наказанию
Воспитатель: о правонарушении, преступлении, наказании за них, научимся различать эти понятия.
Вы знаете, что значение этой темы велико, она актуальна в наше трудное и несправедливое время. Даже ребёнку необходимо знать, что такое хорошо, а что - плохо. А уж тем более всем нам, здесь находящимся! Мы должны обладать правовой культурой, знать законы, т.к. их нарушение приводит общество в дикое, варварское состояние.
(Дыхательная гимнастика)
Воспитатель: Что общего между проступком, правонарушением и преступлением?
Дети: Все они обозначают нарушение каких – либо правил или законов.
Воспитатель: Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и тоже? Да – нет? Почему?
Просмотр презентации ( Проступок, правонарушение, преступление)
Рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация №1: Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, бродит по территории, близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
Дети: Проступок, так как Дима приезжает ничего противозаконного не совершает.
Дети: Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
Дети: Устав школы.
Воспитатель: Вспомним его вместе.
Дети: Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к школьному имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
Воспитатель: Чем же будет считаться нарушение какого- либо пункта устава школы?
Дети: Проступком.
Воспитатель: Предусмотрено какое - либо наказание за проступок? Какое?
Дети: Предусмотрено. Ученик может получить выговор, директор может вызвать в школу родителей.
Воспитатель: Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить о чем идет речь: о проступке, правонарушении или о преступлении.
Ситуация №2: Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому- либо расскажут, им не поздоровиться. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
Дети: Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.
Воспитатель: Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство- преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Воспитатель показывает книгу «Уголовный кодекс Российской Федерации».
Воспитатель: В « Уголовном кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность .
Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация №3: Десятиклассники Саша, Оля и Игорь в выходной день собрались на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
Дети: Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественно месте на территории Дома Культуры.
Воспитатель: Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению и преступлению. Проступок – это …
Дети: Проступок – это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.
Воспитатель:. Проступок- это такое нарушение, которое не может рассматриваться как преступление или правонарушение(нарушение правил поведения, вызывающее поведение).Приведите свой пример проступка.
Дети: Ученик нарисовал ручкой в тетради соседа по парте, не поздоровался с директором школы или учителем.
Воспитатель: Сформулируем определение правонарушения.
Дети: Правонарушение- это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Воспитатель: Ребята, за административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 16 лет?
Дети: Родители.
Воспитатель: Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?
Дети: Штраф; подростка могут поставить на учет в полицию.
Воспитатель: Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в полицию, а могут ли за административное правонарушение посадит в тюрьму?
Дети: Нет. В тюрьму сажают за преступления.
Воспитатель: Дайте определение преступлению.
Дети: Преступление- это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Воспитатель: С какого возраста наступает уголовная ответственность?
Дети: С 14 лет.
Воспитатель: За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления?
Дети: Их могут отправить в колонию, либо в какое - нибудь учреждение закрытого типа.
Дети: Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно - трудовые колонии для несовершеннолетних преступленников).
Воспитатель: Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.
Игра: «Верно-неверно».
(Весёлая физминутка)
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно- неверно». У каждого из вас на столах лежат карточки. Вы берете их в руки. Я зачитываю ситуацию по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете розовую карточку, если нет - оранжевую, всем понятны правила?
Воспитатель: Ситуация №1 : Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пошли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь им гулять нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо.
Я считаю, что это проступок. ( Дети поднимают карточки)
: Объясните, почему это проступок?
Дети: Названные мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушения, ни преступление, следовательно , их действия можно расценить как проступок.
Воспитатель: Есть ли у девочек выбор?
Дети: Они должны или уйти или пробовать поговорить с ребятами.
Воспитатель: Что они могут сказать, например, что не будут им мешать, просто погуляют в парке и уйдут.
Дети: Тогда лучше уйти, не идти с ними на конфликт.
Воспитатель: Должны ли Лиза и Ирина рассказать кому – нибудь о случившимся? И если должны, то кому?
Дети: Да, родителям, старшим братьям, милиционеру.
Воспитатель: Ситуация №2 : Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, Другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому- нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней.
Я считаю, что это правонарушение. Вы согласны?
Дети поднимают карточки.
Воспитатель: Почему вы не согласны со мной? Что же это ,по-вашему?
Дети: Это преступление.
Воспитатель: Назовите, какое именно преступление?
Дети: Кража/грабеж.
Воспитатель: Так, что же это, кража или грабеж? В чем их различие?
Дети: Это грабеж- открытое хищение чужого имущества, а кража- это тайное хищение чужого имущества.
Воспитатель: Вы абсолютно правы. Должна ли Татьяна рассказывать кому-нибудь о случившимся? И если должна, то кому?
Дети: Конечно, должна рассказать родителям и заявить в полицию.
Воспитатель: Татьяна должна незамедлительно сообщить в полицию. По «горячим следам» найти преступников легче, чем спустя день – два. Был ли шанс у Татьяны избежать данной ситуации?
Дети: Да, ей не нужно было идти одной в позднее время.
Воспитатель: Татьяне нужно было кого-нибудь попросить, чтобы ее проводили домой с дискотеки, либо идти вместе с подружками, либо попросит, чтобы ее кто- нибудь из родственников встретил.
Ситуация №3 : Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются у нее в сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я все расскажу!», - сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», -ответили ей девочки.
Я считаю, что это проступок. Вы согласны?
Дети поднимают карточки.
Воспитатель: Я вижу, что большинство из вас со мной не согласны. Тогда, что же это, по вашему мнению?
Дети: Преступление.
Воспитатель: Какое именно?
Дети: Кража - тайное хищение чужого имущества.
Воспитатель: Должна ли Маша рассказать учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в полицию.
Как бы вы поступили в такой ситуации?
Дети: Рассказал бы отцу/ Рассказал бы учителю/ Сказала бы, чтобы они вернули украденные деньги.
Воспитатель: Ситуация №4 : Группа ребят из 11-го класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенках непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили.
По-моему это преступление. Согласны?
Дети поднимают карточки.
Воспитатель: Какое преступление совершила группа одиннадцатиклассников?
Дети: Они избили Алексея и Диму. Это – нанесение побоев.
Воспитатель: Верно. А когда они забирали деньги у малышей, это было преступлением.
Дети: Да, это был грабеж.
Воспитатель: Таким образом, ребята совершили два разных преступления. Как бы вы поступили на месте Алексея и Димы?
Дети: Тоже попытались бы заступиться за малышей/Рассказали бы об этом директору школы или учителю.
( физминутка для глаз)
: Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Незыблемость и авторитет закона - это непременное условие охраны общественного порядка, благополучия общества, гарантия того, что каждый гражданин может не опасаться покушения на свою жизнь, здоровье, имущество. Ни один гражданин в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить законы и тогда у вас в жизни не будет проблем.
Просмотр фрагмент фильма « Места встречи изменить нельзя»
Обсуждение фрагмента фильма.
Итог мероприятия.
Воспитатель: Всем понятно, в чем отличие между понятиями проступок, правонарушение и преступление.
Дети: Да/Нет.
Воспитатель: Что такое проступок?
Дети: Проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения, вызывающее поведение.
Воспитатель: Что такое правонарушение?
Дети: Правонарушение – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность.
Воспитатель: Дайте определение преступлению.
Дети: Преступление – это грубое нарушение закона. Все возможные преступления собраны в Уголовном кодексе Российской Федерации
Мне хочется верить, что вы будете в жизни совершать только хорошие поступки, и тогда ваша жизнь будет иметь смысл, вы будете нужны обществу, своей семье.
( Просмотр ролика « Хорошие поступки)