СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанция «Проблем. net» Презентация социально значимых проектов.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель дистанции: развитие умения разрабатывать и реализовывать проектные решения актуальных социально-экономических и технологических проблем.

Просмотр содержимого документа
«Дистанция «Проблем. net» Презентация социально значимых проектов.»

Дистанция «Проблем. net»

Презентация социально значимых проектов

Порядок проведения дистанции «Проблем.net»

Цель дистанции: развитие умения разрабатывать и реализовывать проектные решения актуальных социально-экономических и технологических проблем.


Центральное задание:

Решение социально-значимых проблем

/по соцзаказу/

/по самостоятельно выделенным проблемам/


Ключевые ценности дистанции:

• Трудолюбие

• Добровольность

• Толерантность

• Социальная востребованность


Представление проекта.


Проект - (от лат. рrojectus) — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд.

Проект направлен на преобразование окружающей действительности, устранение или снижение какой-либо социальной, научной, учебной проблемы.

Основные типы проектов:

  • Учебные проекты:

- информационные

- творческие

- игровые

- практико-ориентированные (прикладные)

  • Исследовательские

  • Социальные


Без чего проект - не проект?

  1. Наличие значимой проблемы.

  2. Четкая цель, отвечающая SMART–критериям:

  • конкретный (specific);

  • измеримый (measurable);

  • достижимый (attainable);

  • значимый (relevant);

  • соотносимый с конкретным сроком (time-bounded).

  1. Деятельность, направленная на достижение цели.

  2. Планирование.

  3. Эффективное взаимодействие.

  4. Использование исследовательских процедур:

  • определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач проекта;

  • выдвижение гипотез;

  • определение методов исследования;

  • оформление результатов;

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • выводы, выдвижение новых проблем.

  1. Личностное развитие, формирование проектных умений

Этапы работы над проектом

  1. Постановка проблемы, формулировка темы (интересная - полезная – социально значимая).

Постановка проблемы.

Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Покажите причины этого негативного явления и его последствия. Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.

Что мне делать?

Опишите, предпринимались ли уже попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались.

Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта.

Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.

Цель и задачи проекта.

Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится команда в ходе реализации проекта. Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.

Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.

Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели. Задачи, которые предполагается решить для достижения поставленных целей.

Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

Признаки хороших задач:

• Являются логическим следствием проблемы;

• Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);

• Сформулированы четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;

• Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.

Метод «Дерево целей»

Проект — это целенаправленная деятельность. Вопрос «зачем?» является одним из главных вопросов при разработке проекта. Цель должна быть сформулирована максимально точно, чтобы ее выполнение можно было проверить.

Для достижения цели обычно требуется выполнить множество локальных целей (подцелей). Одной главной цели могут соответствовать несколько наборов локальных целей.

Структуру целей проекта принято называть деревом целей. Дерево целей — это схема, показывающая, как главная цель разбивается на подцели. В каждом блоке дерева записывается название локальной цели.

Дерево целей — это информационная модель проекта в виде схемы, отражающей представление главной цели в виде подцелей.


  1. Планирование.

Методы реализации проекта.

Метод – это инструмент, с помощью которого достигается цель проекта.

Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.

Как я это буду делать?

В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта. Команда должна ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы. Самое главное – чтобы у эксперта не возникло никаких вопросов.

При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:

• Соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта;

• Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;

• Соответствие деятельности заявленным результатам;

• Реалистичность мероприятий, учитывая временные рамки и бюджет;

• Инновационность / возможный риск;

• Определены ли различные функции и как они распределяются среди сотрудников и исполнителей проекта;

• Являются ли взаимосвязанными виды деятельности по проекту.


Метод Лассуэлла

Гарольд Дуайт Лассуэлл (1902-1978) - одна из центральных фигур в американской политологии. Он был первым исследователем, занявшимся разработкой проблем политической психологии. Г.Д. Лассуэллу принадлежит авторство многих идей в истории политической психологии, сохраняющих свою научную значимость для современных исследований.

В 1948 г. Г. Лассуэлл предложил свою модель коммуникации, которая раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы:

Who? Кто? Для кого? С кем?

What? Что?

Why? Для чего?

Where? Где?

When? Когда?

How? Как?

«Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражающей

структуру коммуникационного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.


Фишбоун

Одним из методических приемов, который можно использовать, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;

  • развивать критическое мышление;

  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

Составление схемы Фишбоун.

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки— на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать проблему, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей.


Зеркало прогрессивных преобразований

1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.

2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).

1 и 2 шаги представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».

3 шаг: Проблема переформулируется в цель.

4 шаг: Причины становятся задачами.

5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по их достижению. Для каждого шага определяются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.

6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятий.

7 шаг: Для каждого блока задач с мероприятиями определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.

Ниже представлена схема, которой можно воспользоваться для структурирования проекта:


«Зеркало прогрессивных преобразований»

1. Постановка проблемы:_____________________________________

Причины:

(формулировка начинается с «не…», «нет…»)

Ситуация «минус»

________________________________________________________


Ситуация «плюс»

2. Цель проекта: __________________________________________


3. Задачи:

4. Мероприятия: Отв.



5. Результат/продукт:_____________________________________________

6. Критерии результативности: ____________________________________

7. Анализ ресурсов: ______________________________________________











  1. Реализация запланированного, выполнение проекта.

Критерии оформления и выполнения проекта

Я выполняю свою работу

• Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность,

практическая направленность и социальная значимость работы.

• Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.

• Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, предлагаемых решений.

• Аргументированность предлагаемых решений, выводов.

• Качество конечного продукта: оформление, соответствие стандартным требованиям, структура, качество схем, рисунков.



Методы генерации идей и поиска решения проблем

Метод “Brainwriting pool”

1.На доске формулируется решаемая задача

2.Каждый участник генерирует как можно больше собственных идей на листе и кладет лист в центр стола (формируется пул).

3.Оттуда участник берет произвольно чей-то другой лист и развивает написанные там предложения.

Метод «Дизайн-мышления»

Дизайн – это решение проблемы. Дизайнер – это тот, кто эту проблему решает. Чтобы решить проблему, найти эффективное решение, нужно сначала провести исследование и точно определить проблему, затем сфокусироваться на конкретных «болевых точках», сгенерировать идеи, выбрать лучшие, создать прототип и протестировать его.

Метод «Дизайн-мышления» описывает как происходят эти стадии, на что нужно обратить внимание и какие используются инструменты на каждый из них.

Метод состоит из 6 этапов:

  1. Эмпатия – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства и желания, идеи, поступки.

От эмпатии до фокусировки – переходный этап, когда нужно обработать все услышанное и увиденное, чтобы понять общую картину и выделить самое главное.

  1. Фокусировка – играет критическую роль, т.к. позволяет получить явное выражение проблемы, которую нужно решить, исходя из собранной информации о жизни людей. Смысл фокусировки – сформулировать вопрос. Берем проблему и переформулируем в конкретный вопрос.

От фокусировки к генерации идей – на этом переходном этапе удобно создать список тем «Как мы можем помочь…?», которые вытекают из определения проблемы.

3.Генерация идей – это режим, в котором нужно сосредоточиться на разработке идей и решений.

Чтобы набрать как можно больше идей, нужно:

  • Исключить критику;

  • Создать позитивную атмосферу;

  • Собрать разноуровневых игроков;

  • Использовать принцип «да и …» (принимать и развивать все идеи).

  1. Выбор идеи:

  • Сформулировать критерии отбора;

  • Проголосовать;

  • Создать прототип.

  1. Прототипирование - создание макетов, которые помогут найти верное решение.

От прототипа к тесту. Что будете тестировать и как – два вопроса, на которые нужно ответить перед созданием прототипа.

  1. Тестирование – получение обратной связи о созданных прототипах. Оно помогает понять пользователя и углубиться в проблему, над которой вы работаете.

  2. Презентация

    Я рассматриваю свою работу: нравится ли мне она?


Критерии защиты проекта

 Качество презентации: композиция, полнота представления

работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность, убежденность.

 Объем и глубина знаний по теме, эрудиция.

 Культура речи, манера выступления, использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории.

 Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

Требования к презентации проекта

1. Презентация проекта оформляется в документе PowerPoint.

2. В презентации необходимо отразить следующие аспекты:

Аспекты

Содержание аспекта

Для кого?

Определить целевую группу проекта

Почему?

Определить сильные и слабые стороны

Выявить проблему

Для чего?

Поставить цель

Обозначить результат

Задачи

Задачи должны отличаться:

Конкретностью. Каких именно результатов вы хотите достичь?

Оценимостью. Чем конкретнее проект, тем легче его оценивать.

Временной соотнесенностью. Задачи можно разделить на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Но, в любом случае каждой задаче отводится определенное время на

реализацию.

Реалистичностью. Предпочтительнее ставить умеренные, конкретные, достижимые задачи, в которых результат предсказуем и существует возможность сделать больше, чем планировалось.

«Узнаваемостью в мероприятиях». Задачи отличаются от мероприятий. Они лишь представляют то, что мы пытаемся достичь, реализовать в своем проекте.

Этапы

Указать этапы и сроки их реализации

Как?

Прописать основные мероприятия проекта в соответствии с этапами.

Мероприятия – это способ реализации задач. Задачи должны прямо или косвенно обнаруживаться при проведении мероприятий

Ресурсы

Определить варианты финансирования проекта

Описать используемые средства, методы и технология

Партнеры

Определить партнеров, их роли и взаимодействие в проекте

Авторы и исполнители проекта

ФИ авторов и исполнителей с указанием планируемого вклада в проект

Возможные ограничения и риски

Указать, какие могут возникнуть ограничения и риски

Где?

Место реализации проекта

Проект будет успешным, если …

Результаты должны отличаться:

Конкретностью:

Как много людей будет вовлечено в проект или будет иметь к нему отношение?

Сколько мероприятий вы намерены организовать?

Какие специфические темы вы намерены затронуть?

Что приобретут люди, участвуя в вашем проекте?

Что изменится в результате реализации проекта?

Что появится нового?

Оценимостью:

Сформулировать так, чтобы реализацию можно было оценить.

Соответствовать задачам проекта:

Критерии успешности проекта должны быть указаны в соответствии с задачами проекта.



5. Анализ выполнения проекта

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.

Основные характеристики результатов:

• Соответствие результатов цели, задачам проекта;

• Измеряемость (количественные и качественные показатели);

• Реалистичность;

• Выполнимость / достижимость.



Экспертный лист для оценки проектов



1. Название проекта______________________________________

2. Авторы проекта (ФИО, класс) _____________________

3. Система оценки

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах.

1. Наиболее полно соответствует данному критерию - 3

балла.

2. Достаточно полно соответствует данному критерию – 2 балла.

3. Частично соответствует данному критерию –1 балл.

4. Не соответствует данному критерию – 0 баллов.



Экспертиза текста проекта

Критерии оценки разработанного проекта баллы
  1. Конкретность в определении целевой группы


  1. Обоснование значимости и актуальности выдвинутой проблемы


3. Оригинальность решения проблемы


4. Соответствие цели планируемому результату


  1. Поставленные задачи:

- конкретные

- оцениваемые

- реалистичные

- «узнаются» в мероприятиях


  1. Соответствие мероприятий задуманному проекту


  1. Привлечение к реализации проекта социальных партнеров


  1. Наличие описания роли каждого участника проекта


  1. Конкретность и оцениваемость результатов проекта


10. Полнота и содержательность представленного проекта


Общая сумма баллов




Экспертиза защиты проекта

Критерии оценки защиты проекта

баллы

  1. Умение раскрыть сущность проекта и его планируемые результаты


  1. Форма представления проекта


  1. Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность


Общая сумма баллов




Главные достоинства проекта:________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слабые стороны проекта: ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Основной вывод эксперта:___________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Этап – отчет о реализации проекта

Особенности прохождения дистанции «Проблем. net».

За 2 недели до марафона на сайте образовательного учреждения размещаются электронные версии проектов.

Объявляется он-лайн голосование.

На прохождение дистанции отводится специальный день.

Встречаются 8 команд.

Время защиты проекта - 7 минут.

Время на вопросы - 7 минут.

Форма защиты проекта определяется командой. Число участников, представляющих проект, не ограничивается.



Номинации:

• За лучший проект

• За лучшее практическую идею

• За лучшую презентацию проекта

• За лучший вопрос

• За лучшую команду

• Приз зрительских симпатий по итогам on-line голосования



Экспертная оценка проекта


































Приложение 1.

Порядок проведения дистанции «Проблем.net»

  1. Для кого?

Учащиеся 6-9 классов. Участие командное.

  1. Ключевые ценности дистанции:

  • Трудолюбие

  • Добровольность

  • Толерантность

  • Социальная востребованность

Принципы

  • Принятие и соблюдение правил

  • Принятие другого мнения

  • Соответствие содержания возрастным особенностям участников

  • Социальная востребованность

  1. Место проведения:

актовый зал МБОУ «Гимназия №12»

  1. Время проведения:

Подготовительный этап – апрель 2015 года

Представление проекта – май 2015 года

Реализация проекта – июнь-сентябрь 2015 года

Оформление результатов, подготовка защиты проекта – октябрь 2015 года

Прохождение дистанции «Проблем. нет» – ноябрь 2015 года

  1. Задание:

Решение социально-значимых проблем

/по соцзаказу/

/по самостоятельно выделенным проблемам/

  1. Особенности прохождения дистанции

За 2 недели до марафона на сайте образовательного учреждения размещаются электронные версии проектов.

Объявляется он-лайн голосование.

На прохождение дистанции отводится специальный день.

Встречаются 8 команд.

Время защиты проекта - 7 минут.

Время на вопросы - 7 минут.

Форма защиты проекта определяется командой. Число участников, представляющих проект, не ограничивается.

В основе – таблица вопросов Ласуэлла.

Представлены социально значимые проекты

6 «А»

Тема: «В мире игр»

Проблема: Первоклассники шумно ведут себя на переменах, бегают по школе.

Цель: Помощь первоклассникам научиться организовывать свой досуг на переменах при помощи игр.

Для кого? Для учащихся первых классов.

Конечные результаты:

- команда ребят играла с первоклассниками на переменах после первого и второго уроков;

- создана копилка интересных игр;

- первоклассники сами начали играть в игры.

6 «Б»

Тема: «Открытый канализационный люк на ул. Щегловская»

Проблема: Открытый люк очень опасен для людей, проживающих и просто проходящих около него.

Цель: Закрыть канализационный люк на ул. Щегловской.

Для кого? Для жителей ул. Щегловской, в основном для детей играющих на этой улице.

Конечные результаты:

- было рассмотрено письмо в администрации города;

- был закрыт люк на ул.Щегловская.

6 «В»

Тема: Цветущая клумба.

Проблема: Отсутствие красивой клумбы на школьном дворе.

Цель: Вырастить красивую клумбу и сохранить ее.

Для кого? Для учеников, учителей, работников гимназии, родителей и всех, кто проходит по школьному двору.

Конечные результаты: вырастили красивую клумбу, сохранили ее.

7 «А»

Тема: Дворовая площадка.

Проблема: Летом много неорганизованных детей.

Цель: Организовать летний досуг детям, проживающим на ул. Степана Разина.

Для кого? Для девочек и мальчиков, а также их родителей, проживающих на ул. Ст. Разина.

Конечные результаты:

- создание сайта «Новости дворовой площадки»;

- организован трудовой отряд для уборки площадки;

- организован отряд ребят с улицы Ст. Разина.

7 «Б»

Тема: Танцуйте вместе с нами.

Проблема: В классе недостаточно сплоченный коллектив.

Цель: Сплочение коллектива через проведение флешмобов.

Для кого? Для девочек 7 «Б» класса.

Конечные результаты:

- все девочки в классе стали дружными и активными;

- некоторые девочки из класса перестали быть стеснительными.

8 «А»

Тема: Книжный патруль.

Проблема: С каждым годом увеличивается количество испорченных учебников.

Цель: Сохранение фонда учебников.

Для кого? Для 265 учащихся гимназии, имеющих «испорченные» учебники.

Конечные результаты:

- работает «Книжный патруль»;

- учащиеся учатся качественно осуществлять ремонт учебников;

- учащиеся посредством проведения различных мероприятий смогли повысить количество учеников бережно относящихся к учебникам;

- осуществляется мониторинг сохранности книг учащимися.

8 «Б»

Тема: Мы - дружные пассажиры.

Проблема: Многие дети из нашей школы добираются на школьном автобусе, ожидая его, не знают, чем заняться и в это время подвергаются опасности.

Цель: обучение детей правилам безопасности во время ожидания школьного автобуса и поездки в нем.

Для кого? Для учащихся начальных классов cо второй смены, которые ожидают школьный автобус.

Конечные результаты:

- улучшилось поведение на автобусной остановке и в автобусе.

9 «Б»

Тема: Читать – это модно.

Проблема: У учащихся нет навыков выполнения самостоятельной работы и выполнения домашнего задания. У учащихся низкая техника чтения.

Цель: Помощь в подготовке домашнего задания группе учащихся 3 «А» класса и улучшение техники чтения.

Для кого? Для 3 учащихся 3 «А» класса: 2 ученика, у которых родители заняты на работе, 1 ученик – иноязычные родители.

Конечные результаты:

-повысилась техника чтения;

- ребята стали чаще посещать школьную библиотеку.





  1. Номинации:

  • За лучший проект

  • За лучшее практическую идею

  • За лучшую презентацию проекта

  • За лучший вопрос

  • За лучшую команду

  • Приз зрительских симпатий по итогам on-line голосования

Экспертная оценка проекта