Дата: 24.04.2020.
Учебная группа: АТПП-19-1/9 (2 подгруппа)
Дисциплина: ОДП01 «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Преподаватель: Скрипка Анна Викторовна
Задание:
Изучить материал, просмотрев видео-уроки по указанным ссылкам.
Оформить письменно тезисы к теоретическому блоку лекции по просмотренным материалам.
Выполнить письменно упражнения практического блока.
Для оценивания работу прислать с указанием своей фамилии, группы и номера лекции преподавателю личным сообщением по адресу ВКонтакте https://vk.com/id164772587
Срок выполнения работы: 26.04.2020!
Не забывайте указывать:
Двадцать четвёртое апреля
Дистанционная работа
Занятие № 14
Лекция № 25
Вид занятия: лекция
Тема: «Бессоюзное сложное предложение, его грамматические признаки и структура. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая и точка с запятой, двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения».
Цели: формирование знаний студентов о бессоюзном сложном предложении,
употреблении знаков препинания в них.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить обучающихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения; познакомить с видами БСП.
2. Развивающие: развитие умения излагать свои мысли; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
3. Воспитательные:
формировать личностную позицию обучающихся; воспитывать эстетический вкус; расширить знания о поэтическом творчестве российских поэтов; вызвать у обучающихся интерес к теме занятия; помочь им осознать суть нравственных понятий, с которых начинается формирование каждого человека; воспитание сознательной дисциплины.
План:
Бессоюзное сложное предложение (БСП), его грамматические признаки и структура.
Знаки препинания в БСП: запятая и точка с запятой, двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический разбор БСП.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Оформите тезисный конспект (выписать примеры БСП), просмотрев внимательно видео-уроки по указанным ссылкам:
1. https://vk.com/video265389185_456239157
2. https://ok.ru/video/48386214464
3. https://vk.com/video165247863_456239191
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
Выполните письменно упражнения.
Упражнение 1.
Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая грамматические основы. Составьте схемы предложений. Обратите внимание на знаки препинания, которые ставятся между частями бессоюзного сложного предложения.
1) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза бл_стели упрямо. (М. Горький) 2) Избы и дворы опустели: все ушли на огороды к_пать к_ртофель. (К. Паустовский) 3) Стояла она долго — устали ноги и глаза. (М. Горький) 4) Расп_хнули окна — запах сосен вступил в в_ранду. (В. Кочетов) 5) Целый день на небе солнышко с_яет, целый день мне душу злая грусть т_рзает. (А. Кольцов) 6) Вот мои условия: вы ныне же публично откаж_тесь от своей кл_веты и буд_те просить у меня изв_нения. (М. Лермонтов)
Упражнение 2.
Перепишите предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы. Объясните постановку знаков препинания.
1) Я воспитан природой суровой, мне довольно заметить у ног одуванчика шарик пуховый, подорожника твердый клинок (Заболоцкий). 2) Снуют пунцовые стрекозы, летят шмели во все концы, колхозницы смеются с возу, проходят с косами косцы (Пастернак). 3) Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений (Заболоцкий). 4) После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием облитую дождем молодую, еще нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьев на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя (Куприн). 5) Меркнут знаки зодиака над постройками села, спит животное Собака, дремлет рыба Камбала (Заболоцкий). 6) Лук царевич опустил; смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет (Пушкин).
Вопросы для самопроверки
Что такое сложные бессоюзные предложения?
Из чего они состоят?
Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
При помощи каких знаков в них соединяются простые?
Список используемой литературы
Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 13-е издание. – М.: Просвещение, 2010.
Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2004.
Власенков, А.И. Рыбченкова, Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2011.
https://vk.com/video265389185_456239157
https://ok.ru/video/48386214464
https://vk.com/video165247863_456239191
https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/304-bessoyuznoeslognoepredlogenieupragneniyaitest.html
https://infourok.ru/didakticheskiy_material_po_teme_bessoyuznoe_slozhnoe_predlozhenie-141227.htm