Дорошенко Марина Павловна 22.05.2020г.
Развитие речи в старшей разновозрастной группе «Лучики»
Тема: «Басни Крылова»
Программное содержание :
Познакомить детей с литературным термином " басня ", с её жанровыми особенностями ;
Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»;
Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде;
Развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом;
Воспитывать нравственные качества – трудолюбие, жалость к нуждающимся ,стремление осознавать, признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.
Материалы и оборудование :
- портрет И.А.Крылова;
- раскраски , цветные карандаши;
- небольшой мяч.
Ход занятия :
Родитель: сегодня мы с тобой поговорим о баснях.
Басня - это короткая поучительная история, где высмеиваются не совсем хорошие черты характера и поступки. Героями басен часто бывают животные; басня помогает людям на примере животных увидеть в себе плохие поступки. Басни бывают в стихах и в прозе (в виде рассказов).
Известный русский баснописец - Иван Андреевич Крылов
Сегодня мы поговорим об одной из известнейших басен И. Крылова
Родитель: Я загадаю тебе загадки, а ты мне назовешь главных героев этой басни :
На ромашку у ворот
Приземлился вертолёт,
Серебристые глаза,
Кто же это? … (Стрекоза)
Он - трудяга, не бездельник,
Строит целый муравейник.
Догадайся же скорей:
"Кто строитель?" - (Муравей)
Родитель: Ну что, ты догадался ,как называется басня ?
Правильно - " Стрекоза и Муравей "
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!"
"Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?" -
Говорит ей Муравей.
"До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило".
"А, так ты..." - "Я без души
"Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!"
Беседа по басне:
- Кто главные герои басни?
-С какой просьбой пришла Стрекоза к Муравью?
-Почему Муравей отказал ей в помощи?
-Чем занималась Стрекоза все лето? А что делал летом Муравей?
-Почему Стрекоза осталась к зиме без жилья?
-Справедливо ли Муравей поступил со Стрекозой?
-Чему нас учит басня?
Мораль-это основная мысль басни, которую хотел передать нам автор ( бывает обычно в конце басни, но может быть и в начале )
А теперь давайте с тобой поиграем в игру
" Назови ласково "
- я буду кидать мяч, а ты будешь отвечать.
Стрекоза – стрекозка;
Зима – зимушка;
Лист – листочек;
Стол – столик;
Дом – домик;
Муравей – муравьишка ;
День – денек;
Час – часок;
Голова – головушка;
Родитель: Сейчас я зачитаю тебе пословицы, а ты выбери те, которые подходят к нашей басне:
-Готовь сани летом, а телегу зимой;
-Семь раз отмерь - один раз отрежь;
- Хочешь есть калачи- не сиди на печи;
-Делу - время, а потехе - час;
-Кашу маслом не испортишь;
-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Родитель: Теперь расскажи мне своими словами – Муравей - он какой? (ответ ребенка)
А Стрекоза какая? - беззаботная, беспечная, ленивая, легкомысленная, непрактичная.
Что хотел сказать нам этой басней Крылов?
Нужно не только уметь гулять и резвится, но и уметь трудится. А если ты не трудишься - готовься к холоду и голоду. Нельзя жить одним днём и совсем не думать о том ,что будет завтра.
Родитель: Как ты думаешь, такие ситуации встречаются в жизни? На какого героя этой басни ты бы хотел быть похож?
Давайте с вами немного потрудимся и нарисуем иллюстрации к нашей басне, но вначале немного разомнемся
Физминутка.
Я большая стрекоза,
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела.
(Ребенок выполняет движения по тексту)
Ребенок подходит к столу, где лежат распечатанные заранее раскраски по басне " Стрекоза и Муравей " и цветные карандаши.
Заключительная часть:
- Что нового узнали?
-Что было самым интересным? Скучным?
-Вам понравились рисунки, которые мы нарисовали? Давайте сделаем из них книжку.
- Сегодня в нашей групповой библиотеке появится новая гостья – книга с баснями Крылова . И мы с вами познакомимся с разными героями басен, порассуждаем , прав ли был тот или иной герой.
Рисование в старшей разновозрастной группе «Лучики»
Тема: «Фруктовый сад»
Программное содержание: развитие детской художественно творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования. Учить проявлять фантазию в рисунке. Расширять интерес к технике нетрадиционного рисования .Уточнить представления детей о фруктах. Развивать изобразительное творчество.
Оборудование: образец работы выполненной за ранее, рисунки деревьев (яблоня, груша, вишня, модели фруктов, ватные палочки.
Родитель читает ребенку загадки:
1) Стоит чудо – дерево,
На дереве мячики:
Летом – зелёные,
Осенью румяные.
(Яблоня)
2) Что за чудо, что за диво!
Дерево стоит, а на нём,
Лампочек отряд уродился.
(Грушевое дерево)
3) Маленькое деревце:
Весной - девица,
Накинет фату –
В белом цвету,
А придёт лето –
Красными бусами
Будет одета.
Кто же это?
(Вишня)
Родитель: Молодец ,все загадки отгадал правильно.
Родитель: Как называется место, где растёт много фруктовых деревьев? (Фруктовый сад)
Сегодня мы с тобой будем рисовать фруктовый сад.
Пальчиковая гимнастика:
Плоды мы утром соберём (сжимать и разжимать пальцы)
И всех соседей позовём.
Три яблока из сада (открывать поочерёдно 3 пальца)
Ёжик притащил. (соединяют округлые ладони)
И самое румяное (раскрывают ладони и протягивают их вперёд)
Он белке подарил.
Продуктивная деятельность:
(родитель объясняет последовательность выполнения работы ребенку)
- Положи перед собой лист, горизонтально. Приступим к рисованию нашего фруктового сада.
- Сначала я рисую ствол фруктового дерева. Ствол коричневого цвета, красим в одном направлении сверху вниз не выходя за контур. Вот так. Это будет яблоня.
- За тем, рисуем крону дерева зелёной краской.
- Дальше, мы окунаем ватную палочку в красную краску и равномерно, по всей кроне дерева делаем тычки ватной палочкой. Это и будут наши яблочки.
- Отлично.
- Дальше мы будем рисовать грушевое дерево. Ствол нарисуйте, так - же как и для яблони. Нарисуйте крону дева. А теперь, снова берём ватную палочку, будем рисовать груши. Груши рисуются не тычками, как яблоки, а мы прикладываем ватную палочку боком, чтобы получились как - будто капельки.
- Молодец!
- Но наш рисунок ещё не похож на фруктовый сад, что нам нужно дорисовать?
(Траву, цветы, заборчик, солнышко, небо, насекомых)
- Дорисуй детали своего сада самостоятельно.