МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ МАТЕРИАЛА
по разделу 2 «Физическое воспитание детей раннего возраста» учебной программы по учебной дисциплине «Методика физического воспитания и развития детей» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-01 01 01 «дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием. Предназначены для учащихся II курса специальности 2-010101 Дошкольное образование. Задания представлены двумя блоками: теоретическим и практическим.
Задания представлены блоками:
1– Й БЛОК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ (раздел 2. «Физическое воспитание детей раннего возраста)
Цель изучения темы 2.1. «Задачи и организация физического воспитания в группах детей раннего возраста».
Учащиеся должны:
-Знать особенности здоровья, физического и двигательного развития детей раннего возраста, задачи и средства физического воспитания детей в группах раннего возраста, систему физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Цель изучения темы 2.2. «Развитие движений детей раннего возраста». Учащиеся должны:
- Уметь анализировать содержание образовательной области «Физическая культура» в учебной программе дошкольного образования в группах раннего возраста.
- Уметь разрабатывать план-конспект занятия по образовательной области «Физическая культура» для детей раннего возраста
- Разрабатывать методические рекомендации, подбирать методы и приемы для организации самостоятельной двигательной деятельности детей в группах раннего возраста.
Задание №1.
1.Законспектировать в лекционную тетрадь и самостоятельно изучить задачи и организацию физического воспитания в группах раннего возраста (1, стр. 49-67)
Задание №2. Изучить материал по теме и ответить на вопросы:
Назвать задачи физического воспитания в группах раннего возраста.
Охарактеризовать систему оздоровительно-физкультурной работы с детьми раннего возраста.
Указать организованные физкультурные мероприятия, которые проводятся в группах раннего возраста.
Что такое «азбука движений»? Назовите и раскройте ступеньки овладения «азбукой движений». Приведите примеры различных игровых заданий с игрушками и физкультурными пособиями, которые заставляют ребенка 2-3 лет двигаться
Раскрыть приемы обучения движениям малышей: обыгрывание новой игрушки, поддержание интереса к знакомым игрушкам и предметам, создание новизны в группе, образец педагога, использование имитации и т.д.
Задание №3. Изучить примерный режим дня детей первой младшей группе в учебной программе дошкольного образования. Указать общее время, которое закреплено в учебной программе дошкольного образования на самостоятельную двигательную деятельность (записать время и место).
Задание №4.Раскрыть общие умения педагога по руководству самостоятельной двигательной деятельностью. (1, стр.65-66)
Задание №5. Изучить показатели двигательного развития детей раннего возраста (№1, стр.68-69), проанализировать уровень двигательного развития детей раннего возраста в период прохождения учебной практики «Наблюдения и пробные занятия в группах раннего возраста»
2-Й ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
Изучите требования учебной программы дошкольного образования по образовательной области «Физическая культура» для детей первой младшей группы.
Заполните таблицу (кратко укажите разные способы всех основных движений, общеразвивающих упражнений, виды строевых и спортивных упражнений)
| Вид движений | Содержание (кратко) |
| I Гимнастика | |
1 | Ходьба | |
2 | Бег | |
3 | Прыжки | |
4. | Ползание, лазание | |
5. | Катание, бросание, метание | |
6. | Равновесие | |
7 | II Общеразвивающие упражнения | |
8 | III Строевые упражнения | |
9. | YI Спортивные виды физических упражнений | |
Задание №3. Разработайте 2 плана-конспекта утренней гимнастики. Форма проведения: сюжетная форма, традиционная (комплекс общеразвивающих упражнений с предметами (по выбору учащегося)
*Примечание (Предметы, с которыми можно выполнять общеразвивающие упражнения на утренней гимнастике, указаны в учебной программе дошкольного образования, в подразделе «Общеразвивающие упражнения»)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА-КОНСПЕКТА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
1.Запись конспекта утренней гимнастики оформить по указанной форме в тетради для практических работ:
Тема: «Путешествие в страну Мур-р-р-ляндию»
Возрастная адресованность: первая младшая группа
Форма проведения: сюжетная
Место проведения: групповая комната
Задачи: оздоровительные, образовательные, воспитательные.
Оздоровительную задачу следует выписать из учебной программы дошкольного образования (не следует все задачи брать, выбрать одну, две) Например, содействовать развитию функциональных органов и систем организма ребенка, формировать навык осанки (свода стопы)
Представим примерную формулировку образовательной задачи (по Шебеко В.Н.):
формировать умение выполнять упражнения в общем виде;
формировать умение начинать и заканчивать упражнение одновременно с другими детьми;
формировать умение выполнять упражнения из разных исходных положений.
Следует выбрать одну из представленных задач и реализовать ее в процессе проведения утренней гимнастики.
Воспитательная задача представлена в учебной программе дошкольного образования.
Запись плана-конспекта утренней гимнастики оформить в таблице
Таблица 1
Содержание | Дозировка | Темп | Организационно-методические указания |
| | | |
4 В конспекте должно быть 3 общеразвивающих упражнений из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа на спине), 4-е упражнение прыжки на месте в чередовании с ходьбой на месте. Обязательно включает упражнения на восстановление дыхания «Гуси шипят», «Каша кипит» и др. образные, имитационные упражнения.
Задание №4. Разработайте картотеку подвижных игр для детей раннего возраста (по 5 карточек на каждое основное движение) Обязательно заламинировать скотчем для практичности.
Задание №5. Разработайте конспект проведения подвижной игры для детей 2-3 лет (по выбору учащегося). Оформите запись таблице:
Таблица 2
Содержание | Темп | Организационно-методические указания |
Сбор на игру Создание интереса к игре (появление игрушки, обыгрывание шапочки-маски и др. приемы) Объяснение правил игры (в ходе самой игры объясняем правила, в ходе крошки-рассказа) Распределение ролей, выбор водящего (педагог сам на первых порах берет на себя главную роль) Руководство ходом (непосредственное участие педагога в игре) Подведение итога игры (общая положительная оценка детей) | | |
Дозировка игры в первой младшей группе 2-3 раза.
ЛИТЕРАТУРА:
Шишкина, В.А. Методика физического воспитания:учеб.пособие/ В.А. Шишкина, М.Н. Деделевич.- Минск: Лiтаратура i Мастацтва , 2011. – 176 с.
Шишкина, В.А. В детский сад – за здоровьем / В.А. Шишкина. Минск, 2006.
Шишкина, В.А. Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития дошкольников / В.А. Шишкина. 8-е изд. Минск, 2012.
Шишкина, В.А. Здоровый малыш: система физкультурно-оздоровительной работы с детьми второго-третьего года жизни / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. Минск, 2000.
Шишкина, В.А. Оценка двигательного развития детей: новые подходы / В.А. Шишкина // Избранные научные труды ученых Могилев. гос. ун-та им. А.А. Кулешова / Могилев. гос. ун-т им. А.А. Кулешова; под ред. М.И. Вишневского. Могилев, 2003.
Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. Мозырь, 2014.