СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция по экологии ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекция по экологии ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.»

Группа 26.

Экологические основы природопользования.





ТЕМА 6. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.


1.Классификациияприродных ресурсов.

2.Минеральные ресурсы.

  1. Земельные ресурсы.

  2. Водные ресурсы.

  3. Биологические ресурсы.

Естественной продукцией природной среды являются природные ресурсы.


Природные ресурсы - важнейшие компоненты окружающей человека естественной среды, используемые для создания материальных и культурных благ общества.

Природные ресурсы, с одной стороны, входят в состав природы в качестве её компонентов (водные ресурсы - часть гидросферы; минеральные ресурсы - часть литосферы), с другой стороны, они составляют часть социально - экономической жизни общества.

Природные ресурсы можно подразделить по принадлежности к географическим оболочкам Земли, по исчерпаемости, заменимости и формам использования.

Природные ресурсы подразделяются на две группы:

1.Неисчерпаемые ресурсы - это количественно неиссякаемая часть природных ресурсов (солнечная энергия, энергия ветра, текущей воды, морских приливов). Иногда сюда относят атмосферу и гидросферу, хотя при значительных антропогенных загрязнениях они могут переходить в категорию почерпаемых.

2.Исчерпаемые ресурсы - это ресурсы, количество которых неуклонно уменьшается по мере их добычи или изъятия из природной среды. Они в свою очередь делятся на:

а) возобновимые - чистый воздух, пресная вода, плодородная почва, растения и животные;

б) невозобновимые - это ископаемое топливо, металлическое минеральное сырьё, неметаллическое минеральное сырьё (сера, фосфориты, глина, песок и др.).

Таблица № 3

Природные ресурсы


Исчерпаемые

Неисчерпаемые

Невозобновимые

Возобновимые

Космические

Климатические

Водные

Богатства недр ( нефть, каменный уголь и т.д.)

Почва, растительный и животный мир, некоторое минеральное сырье)

Солнечная радиация, морские приливы и т.д.)

Атмосферный воздух, энергия ветра

Воды Мирового океана


Минеральные ресурсы - это производные литосферы, используемые в хозяйстве как минеральное сырьё и источники энергии. Они являются необходимым условием развития экономики. Хозяйственное использование минеральных ресурсов ведет к следующим неблагоприятным последствиям: нарушение земель, отведение их под отвалы, загрязнение воды и почв, истощение полезных ископаемых.

Земельные ресурсы - это земли, используемые для конкретных хозяйственных целей. В России площадь сельхозугодий составляет 220 млн.га. К опасным последствиям влияния человека на почву относятся ускоренная эрозия, загрязнение почв химическими веществами, засоление и опустынивание. Много земель отводится под горные разработки, дороги, под промышленную и жилую застройку. Главные проблемы использования земельных ресурсов - рациональность, предотвращение деградации почв, охрана от химического загрязнения.

Водные ресурсы - это неравномерно распределенные неисчерпаемые ресурсы. Ресурсы пресной воды составляют лишь 2,5% общего объема гидросферы. Рост потребления воды создает угрозу возникновения дефицита пресной воды. Пути решения проблемы: сокращение потерь воды, уменьшение водоёмкости производственных процессов, охрана чистоты воды от загрязнения.

Биологические ресурсы - создаются растительными и животными организмами. Особенно важны для человека лесные ресурсы. Для сохранения ресурсов растительного и животного мира используются следующие меры: охрана местообитаний, борьба с браконьерством, организация заповедников, улучшение условий существования диких животных.

Ресурсы мирового океана .

Мировой океан имеет огромный потенциал природных ресурсов – морская вода, содержащая 75 химических элементов , минеральные ресурсы дна океана ( нефть, природный газ) , энергетические ресурсы океана ( приливы), биологические ресурсы океана.

Словарь:

Природные ресурсы- важнейшие компоненты окружающей человека естественной среды, используемые для создания материальных и культурных благ общества.

Неисчерпаемые ресурсы - это количественно неиссякаемая часть природных ресурсов (солнечная энергия, энергия ветра, текущей воды, морских приливов).

Исчерпаемые ресурсы - это ресурсы, количество которых неуклонно уменьшается по мере их добычи или изъятия из природной среды.


Контрольные вопросы:

  1. Назовите виды природных ресурсов в зависимости от их использования?

  2. В чем отличие использования возобновимых и невозобновимых природных ресурсов?

  3. Какие проблемы возникают при использовании разных видов ресурсов?


Темы рефератов и докладов:

  1. Эрозия почв и меры борьбы с ней.

  2. Проблема опустынивания.

  3. Характеристика лесных ресурсов планеты.

  4. Агроклиматические ресурсы.



ТЕМА 7 . ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.


1.Общие тенденции в использовании природных ресурсов.

2.Правила рационального использования минерального сырья.

3.Безотходные (малоотходные) технологии.

1. Общие тенденции в использовании ресурсов.

Современное массовое потребление природных ресурсов привело к их истощению. Уменьшается запас минерального сырья, площади лесов, пахотных земель, естественных пастбищ, поголовье диких животных, запасы рыбных ресурсов и т.д. Кроме того, ухудшается качество природных ресурсов, например, в связи с выработкой богатых месторождений, начата эксплуатация более бедных, что обуславливает большое количество отходов.

Наблюдается уменьшение видового и генетического разнообразия растительного и животного мира, которое всегда приносило выгоду человеку при ведения сельского хозяйства. Об этом свидетельствует распространение на больших площадях высокоурожайных сортов.

Биологическое разнообразие животных, растений и микроорганизмов представляет собой важный фактор для выживания человечества. Используют термин "генетические ресурсы" - генетическое разнообразие живых организмов, важное для удовлетворения нужд общества. Существующая политика сохранения отдельных видов неэффективна.

Все виды ресурсов связаны между собой. Наращивание использования одного природного ресурса сверх норматива ведет к резким изменениям в других ресурсных группах.

Рациональное природопользование предполагает пересмотреть взгляд на природные ресурсы как на неисчерпаемый источник, способный к бесконечному самоочищению и самовосстановлению. Для этого необходимо:

1.Создать строгий режим экономии природных ресурсов, добиваясь максимально эффективного их использования (комплексное использование, более полное извлечение полезных ископаемых).

2.Внедрение энерго - и ресурсосберегающих технологий.

З.При функционировании предприятий необходимо совершенствовать систему очистки газовых выбросов и сточных вод, переходя на оборотное водоснабжение.

4.В горнодобывающей промышленности обязательно проводить рекультивацию нарушенных земель - это меры по восстановлению продуктивности нарушенных земель.

2. Правила рационального использования минеральных ресурсов.

Для предотвращения исчерпания минеральных природных ресурсов необходимо соблюдать принципы их рационального, экономного использования в любой хозяйственной деятельности: ( Принцип « Используй, охраняя и охраняй, используя»)

1.Создание новых высокоэффективных способов геологической разведки полезных ископаемых (в том числе и космические методы исследования).

2.Ресурсосберегающие методы добычи.

3.Комплексное (наиболее полное) использование минерального сырья.

4.Сокращение потерь полезных ископаемых на всех этапах освоения и использования запасов недр.

5.Создание новых веществ, замена дефицитных дорогих материалов более доступными (чугун заменяют керамикой, медь - стекловолокном); органический синтез минерального сырья.

6.Сокращение отходов производства.

7.Использование вторичных ресурсов.

8.Политика ресурсосбережения.

3.Безотходные (малоотходные) технологии.

Безотходная (малоотходная) технология — направлена на получение продукта практически без отходов или при малом их количестве.

Малоотходная технология должна обеспечивать:

-переработку сырья с использованием всех его компонентов;

-создание новых видов продукции с учетом ее повторного использования;

-использование замкнутых циклов.

Словарь:

Рекультивация нарушенных земель - это меры по восстановлению продуктивности нарушенных земель.

Безотходная (малоотходная) технология - направлена на получение продукта практически без отходов или при малом их количестве.


Контрольные вопросы:

1. Почему часто преобладает нерациональный подход к использованию природных ресурсов?

2. Что такое «генетические ресурсы» и в чем их значение для человека?

  1. Какие меры необходимо предпринять для предотвращения исчерпания
    природных ресурсов?

4.Назовите основные правила рационального использования минеральных
ресурсов?



Темы докладов и рефератов:

  1. Рекультивация нарушенных земель.

  1. Альтернативные источники энергии.

  1. Красная книга.



ТЕМА 8. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ.


  1. Рост народонаселения и проблема питания.

  2. Продовольственная проблема в развитых и развивающихся странах.


1.Рост народонаселения и проблема питания.

Учеными указываются следующие важнейшие проблемы, от решения которых зависит дальнейшая жизнь человечества:

1.Рост народонаселения.

2.Потребности в энергетических ресурсах.

3.Потребности в промышленном сырье.

4.Рост загрязнения окружающей среды.

Быстрый рост народонаселения ограничивают болезни, войны, а так же рост культуры населения, сознательно регулирующего свою рождаемость. По прогнозам, в 2100 году ожидается стабилизация численности населения на уровне 10,5 миллиарда человек.

Ученые подсчитали, что на Земле могут свободно прокормиться 45миллиардов человек, но эти данные основаны на нормальной эффективности хозяйствования в развитых странах.

Для достаточного обеспечения человечества пищевыми ресурсами есть следующие пути:

1.Регуляция роста населения.

2.Увеличение площади сельхозугодий, интенсификация сельского хозяйства и одновременный переход к более здоровой пище.

З.Рост отдачи от посевов и от животноводства на базе развития науки, использования продукции пресных и морских вод.

4.Рост культуры населения, в том числе экологической.

Еще один резерв улучшения питания - борьба с вредителями и болезнями растений. Подсчитано, что в год по этой причине исчезает столько же пищи, сколько необходимо для пропитания 150 миллионов человек. Очень велик ущерб от саранчи.

По России можно привести следующие данные: в последние годы потребителя мяса у нас на половину меньше чем в США, Франции и Германии; фруктов и ягод - на 2/3 меньше; дефицит белков - 25%, аскорбиновой кислоты - 70% на душу населения.

Ученые установили, что состояние окружающей среды определяет здоровье населения не менее чем на 20-30%. Остальное зависит от генных факторов (наследственность) - на 20%; от уровня развития здравоохранения - на 15%, от степени удовлетворения потребностей людей и их образа жизни - на 45%.

Во всем мире очень велик разрыв в уровне материально - технической оснащенности сельского хозяйства в разных странах мира. В мировом хозяйстве существует парадокс:

1.В экономически развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия (люди часто вынуждены бороться с избыточным весом, стремятся достичь гармонического питания).

В развивающихся странах наоборот - очень серьезно заявляет о себе продовольственная проблема. Из-за примитивных способов обработки почвы и низкой урожайности люди недоедают и голодают.





Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте проблемы, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь
    человечества?

  2. Что необходимо сделать, чтобы обеспечить человечество пищевыми
    ресурсами?

  3. Чем характеризуется продовольственная проблема в развитых и развивающихся
    странах?

  1. Какие факторы влияют на здоровье человека?


Темы докладов и рефератов:

  1. Экология и здоровье человека.

  2. Экология человека и социальные проблемы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!