Тема. Антропогенез.
Учебные вопросы:
Социальные факторы антропогенеза
Биологические факторы антропогенеза
Расы и их происхождение
Несостоятельность расизма
Краткое изложение темы:
Понятием «антропогенез» обозначают общий ход процессов эволюционно-исторического развития физического образа человека, начального формирования его речи, трудовой деятельности и общества. Проблемы антропогенеза изучает наука антропология.
Социальные факторы антропогенеза
Под данными факторами подразумеваются общественный способ жизни, труд, речь и развитое сознание. Самостоятельно изготовить орудие труда может только человек. Определенные животные лишь используют некоторые предметы с целью добывания пищи (чтобы достать плод с ветки обезьяна берет палку). Благодаря трудовой деятельности у предков человека происходил так называемый антропоморфоз – закрепление физиологических и морфологических изменений. Важнейшим фактором антропоморфоза в человеческой эволюции явилось прямохождение. Из поколения в поколение естественный отбор сохранял особи со способствующими прямохождению наследственными характеристиками. С течением времени сформировался приспособленный к вертикальному положению S-образный позвоночник, развились массивные кости ног, широкие грудная клетка и таз, сводчатая стопа.
Биологические факторы антропогенеза
Прямохождение высвободило руки. Вначале рука выполняла лишь самые простые движения, но в процессе занятия трудом она усовершенствовалась и приобрела способность к выполнению сложных действий. В этом смысле можно сделать вывод, что рука не только орган труда, но и его продукт. Совместный труд способствовал сближению членов рода, возникла необходимость в обмене звуковыми сигналами. Так общение вызвало потребность развития сигнальной системы второго плана – коммуникации посредством слов. Первыми средствами общения был обмен жестами и отдельными примитивными звуками. Дальнейшие мутации и естественный отбор преобразовали гортань и ротовой аппарат, что сформировало речь. Возможность говорить и умение трудиться развили мышление. Таким образом, в течение продолжительного времени во взаимодействии социальных и биологических факторов произошла эволюция человека. Физиологические и морфологические особенности способны передаваться по наследству, но способность работать, мышление и речь развиваются исключительно в процессе образования и воспитания.
Расы и их происхождение
Человеческие расы — это исторически сложившиеся группировки (группы популяций) людей внутри вида Homo sapiens sapiens. Расы отличаются друг от друга второстепенными физическими особенностями — цветом кожи, пропорциями тела, разрезом глаз, структурой волос и т. д. Существуют различные классификации человеческих рас. В практическом плане популярна классификация, по которой выделяют три большие расы: европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская) и австрало-негроидная (экваториальная). В пределах этих рас насчитывается около 30 малых рас. Между тремя основными группами рас существуют переходные расы.
Европеоидная раса. Для людей этой расы характерны светлая кожа, прямые или волнистые светло-русые или темно-русые волосы, серые, серо-зеленые, каре-зеленые и голубые широко открытые глаза, умеренно развитый подбородок, неширокий выступающий нос, нетолстые губы, хорошо развитый волосяной покров на лице у мужчин. Сейчас европеоиды живут на всех материках, но сформировались они в Европе и Передней Азии.
Монголоидная раса. Монголоиды обладают желтой или желто-коричневой кожей. Для них характерны темные жесткие прямые волосы, широкое уплощенное скуластое лицо, узкие и слегка раскосые карие глаза со складкой верхнего века во внутреннем углу глаза, плоский и довольно широкий нос, редкая растительность на лице и теле. Эта раса преобладает в Азии, но в результате миграции ее представители расселились по всему земному шару.
Австрало-негроидная раса. Негроиды темнокожи, для них характерны курчавые темные волосы, широкий и плоский нос, карие или черные глаза, редкая растительность на лице и теле. Классические негроиды живут в экваториальной Африке, но схожий тип людей встречается по всему экваториальному поясу.
Австралоиды (коренные жители Австралии) почти так же темнокожи, как и негроиды, но для них характерны темные волнистые волосы, крупная голова и массивное лицо с очень широким и плоским носом, выступающим подбородком, значительный волосяной покров на лице и теле. Часто австралоидов выделяют в отдельную расу.
Для описания расы выделяются признаки, наиболее характерные для большинства входящих в нее индивидуумов. Но поскольку в пределах каждой расы имеются громадные вариации наследственных характеристик, то практически невозможно найти индивидуумов со всеми признаками, присущими расе.
Несостоятельность расизма. Фактические материалы, накопление современными общественными и естественными науками (антропологией, этнографией, расоведением и др.), изучающими расы и народы, показали полную несостоятельность расизма. Они выявили доказательства общего происхождения людей разных рас, т.е. все люди произошли от одного общего предка. Схема, которую мы рассмотрели в начале урока, тоже является доказательством общего происхождения людей. Против расизма свидетельствуют также экономические и культурные успехи других социалистических государств, население которых принадлежит к разным расам.
Контрольные вопросы:
1. Что такое человеческие расы?
2. Чем можно объяснить формирование физических признаков, характеризующих различные расы?
3. Почему можно утверждать, что с биологической точки зрения все расы равноценны?
4.Обсудите проблемы межрасовых отношений и межрасовых браков в современном обществе.
Тема. Предмет экологии. Экологические факторы.
Учебные вопросы:
Понятие экологии
Классификация зкологических факторов.
Краткое изложение темы:
Предмет экологии.
Предметом изучения в экологии является совокупность и структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Изначально экология развивалась как составная часть биологии, в тесной связи с другими естественными науками учение) дом, жилище и "логос" (от греч. "ойкос" экосистемы, т.е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой их обитания. В область компетенции экологии входит также изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, т.е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень) и биосферы в целом (биосферный уровень).
Природа нашей планеты прекрасна и очень разнообразна. Все огромное разнообразие, которое встречается в биосфере, называют средой обитания – совокупность факторов, окружающих живые организмы и оказывающих на них прямое или косвенное воздействие. Каждая среда оказывает на организмы определенные воздействия, называемые экологическими факторами.
Классификация экологических факторов:
1) Абиотические – все элементы неживой природы. Перечислите их!
Т.о. все эти факторы можно объединить в группы: климатические, почвенные, геологические и др.)
В природе трудно отделить действие одного фактора от другого, поэтому организмы всегда испытывают совместное действие факторов. Пример: солнечный свет нагревает поверхность, что в свою очередь вызывает испарение влаги и как следствие – иссушение.
Такое воздействие очень переменчиво и зависит от времени суток, рельефа, движения воздуха, времени года, близость водоема, растений и т.д. Это приводит к появлению приспособленности у организмов, которые сказываются на протекании физиологических процессов.
2.Биотические - всевозможное влияние одних живых организмов на другие.
Виды взаимоотношений организмов:
А). Симбиотические:
- кооперация (рак отшельник и актиния);
- мутуализм (микориза - грибокорень, лишайник - грибоводоросль);
- нахлебничество (рыба лоцман и акула);
- квартиранство (убежище для одних животных в норах других животных, убежище для одних животных являются тела других);
- комменсализм (один вид извлекает пользу из сосуществования, а второй вид не имеет от этого никакой выгоды не получает, например, береза или ольха могут быть няней для ели: они защищают молодые ели от прямых солнечных лучей, без чего на открытом месте ель вырасти не может).
В). Антибиотические:
- хищничество (заяц и лиса, каннибализм);
- паразитизм (комары, блохи на теле животных, цепни в организме);
- конкуренция (за место гнездования, воробьи и синицы, травоядные, насекомые и
млекопитающие).
С). Безразличные:
- нейтрализм (белки и лоси в одном лесу; гидроидные полипы на раковине моллюска).
В результате этих взаимодействий у организмов выработались приспособления:
- в виде повадок: для нападения на жертву, для защиты от хищника;
- в виде особенностей внешнего и внутреннего строения тела;
- в виде физиологических процессов, ритмов активности, расселения и т.д.
3.Антропогенные – действие человека как экологического фактора. В процессе своего существования он создал большое количество самых разнообразных культурных видов растений, домашних животных, создал искусственные биогеоценозы. Он сотворил и свою среду обитания. Это привело к возникновению между видами новых численных отношений, перестроились цепи питания, появились приспособления для существования в измененной среде. Антропогенные факторы имеют два направления: сознательные и случайные.
Экологические факторы могут выступать:
-раздражителями – вызывают приспособительные изменения (сооружения медведями берлоги на зиму; сезонные перелеты птиц; сброс листвы растениями средней полосы в осенний период);
- ограничителями – невозможность существовать в данных условиях (наличие жаберного дыхания в наземно-воздушной среде);
- модификаторы – вызывают изменения в анатомии и морфологии (теплый мех у животных; низкорослость и мелколиственность у растений севера);
- сигналы – изменение в продолжительности световой части суток (при сокращении светового дня готовятся к цветению некоторые растения: декабрист, рождественская звезда, гербера и др.)
По своему действию экологические факторы могут оказывать угнетающее или стимулирующее действие. Это зависит от размаха действия фактора.
Контрольные вопросы:
1. Дать понятие экологии.
2. Дать классификацию экологическим факторам.
3.Какое действие могут оказывать экологические факторы?