СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное обучение как современный формат преподавания биологии в школе.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение как современный формат преподавания биологии в школе.»

Дистанционное обучение как современный формат преподавания биологии в школе.


Дуда Н.Н., учитель биологии, высшей

категории

МОБУ СОШ №10 им. Д.Г. Новопашина





Дистанционное обучение – это новая, специальная форма обучения, которая сильно отличается от обычного очного обучения и по праву считают «Дистанционное образование» – новой системой образования XXI века.

С апреля 2020года ,быстрое распространение короновирусной инфекции по всему миру привело к массовому переходу школ на дистанционное обучение. Многим учителям пришлось экстренно перестраиваться на новые для себя форматы обучения. Среди других предметов естественные науки (физика, биология и химия) пострадали больше всего, так как учителя потеряли возможность организовывать практические работы и демонстрационные опыты.

Дистанционное обучение – современный подход к организации и ведению учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий между педагогом и учеником, включающий в себя все структурные части учебного процесса (цель, содержание, организационные формы, учебные пособия) и реализуемый посредством специального интернета или других интерактивных средств.

В настоящее время дистанционное образование в мировой практике, в частности школьная модель базируется на шести моделях:

-учебный процесс

- профильные курсы

-работа по индивидуальным программам, самостоятельная проектная, исследовательская деятельность

- консультации

- дополнительные материалы, практические работы

- курсы для углубления знаний, ликвидации пробелов (по программе курса)

В моем понимании схема должна еще включать основные этапы занятия и отражать формы взаимодействия педагога и обучающегося.

Чтобы повысить мотивацию учащихся, необходимо максимально разнообразить виды деятельности на уроках, сохранив, насколько это возможно при дистанционных формах, деятельностный подход. Я дополнила эту модель дистанционного взаимодействия участников процесса обучения следующими элементами:

1.четко определила этапы урока:



2.организовала взаимодействие участников (учитель – ученик)через:



3. В результате такого взаимодействия несколько меняется функции учителя:

Функция учителя:


Формы взаимодействия с учеником:



.

Результат: повышение эффективности обученности.

В своей статье хотела бы привести несколько простых рекомендаций, которые сама активно применяю на уроках. Уроки во время дистанционного обучения проводим в двух режимах.

Первый – занятия в режиме онлайн, во время которых педагог и его ученики выходят на связь в запланированное время. Для проведения занятий была использована платформа ZOOM, ЯНДЕКС.ТЕЛЕМОСТ, Skype, или видеоконференция на платформе СФЕРУМ (осваиваем).

Платформа Zoom позволяет проводить качественные онлайн уроки. Платформа дает возможность запускать видеоматериал, презентации, задания в pdf формате. Для проведения онлайн-занятий обучающимся отправляю ссылку. По ней обучающиеся могут зайти на конференцию и с компьютера, и с мобильного телефона. Я, как организатор мероприятия, могу демонстрировать рабочий стол, что дает мне возможность более глубоко осветить любой вопрос.

Второй вариант – занятия в режиме оффлайн, когда ученик получает задание по теме и выполняет его и ему обязательно сообщается дата сдачи дом. задания. Преимущества онлайн-занятий заключаются в том, что я могла установить двустороннюю связь со своими учениками, дать им необходимые инструкции по обработке информации, пояснить непонятные вопросы. Однако, при проведении таких уроков есть и свои минусы:

  1. Не все ученики имеют техническую возможность выйти на связь с педагогом;

  2. Педагог не видит, какие ошибки делают ученики при выполнении задания.

При оффлайн-занятиях:

  1. Выполненное задание, к сожалению, не всегда является самостоятельной работой ученика. Очень часто приходится проверять работы, написанные «под копирку»;

  2. Сдача домашнего задания растягивается по времени;

  3. Учителю приходится тратить на проверку гораздо больше сил, к тому же нет возможности указать каждому на его ошибки.

При проведении дистанционных уроков использую алгоритм, который размещен на сайте: Дистанционный Институт Современного Образования (ДИСО) — современная образовательная платформа для педагогов (https://diso.ru/). Обязательно продумываю способы предоставления материала, разрабатываю задания по теме проводимого урока, довожу до учеников критерии оценивания.

Достаточно активно применяю на уроках:

1.Онлайн-викторины

При дистанционном формате обучения очень важно поддерживать положительный эмоциональный настрой учащихся, поэтому большой вызов для учителя представляет организация контроля знаний. Лучше всего периодически использовать игровые формы проверки знаний, например, проводить промежуточное оценивание не в виде тестов, а в виде викторин (kahoot- сервис для организации онлайн- викторин) с последующим награждением грамотами победителей.

2.Цифровые , виртуальные музеи и варианты работы с ними

Переход на дистанционный формат обучения можно эффективно использовать, чтобы развить междисциплинарность и межпредметность. Здесь достаточно перспективным выглядит организация уроков в виде виртуальных посещений музеев и выставок. Сейчас многие известные естественно-научные музеи, такие как палеонтологические, зоологические и другие музеи организовали виртуальные экскурсии:

  • экспозиции Государственного Дарвиновского музея. — http://www.darwinmuseum.ru/projects/constant-exp ,Онлайн-экскурсии. — http://www.darwinmuseum.ru/blog

  • виртуальный тур по Палеонтологическому музею им. Ю. А. Орлова — https://www.paleo.ru/museum/exposure/

  • государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева

https://www.gbmt.ru/ru/

  • виртуальный зоологический музей в Саенкт- Петербурге-https://www.zin.ru/MUSEUM/virtual_tour/ и другие .

3.Опыты, эксперименты или удаленные лаборатории.

Нельзя полностью исключать экспериментальную деятельность, однако проведение любых опытов должно проходить с соблюдением всех норм техники безопасности. Важно, чтобы даже в домашних условиях целью любого эксперимента было не просто получение какого-то красивого эффекта, а формирование и развитие исследовательского мышления.

Перспективным является организация исследований с использованием удаленных лабораторий и оборудования -http://www.virtulab.net/index. , что позволяет ученикам обработать полученные данные разными способами и оценить погрешности используемых методов. Обычно сам факт того, что школьник в настоящий момент проводит работу приводит к резкому скачку заинтересованности.

Чтобы облегчить усвоение нового материала я использую презентации, подключаю для просмотра демонстрацию рабочего стола. На слайдах размещаю основную информацию, которую необходимо усвоить. Во время объяснения задаю вопросы ученикам, чтобы вовлечь их в диалоговое взаимодействие. В презентации могут быть различные задания. Обязательно провожу инструктаж по их выполнению и предоставлению отчета.

Контроль знаний делаю либо в форме тематической проверочной работы, либо в форме тестирования. Особое внимание хочу уделить системе контроля знаний. Очень удобно использовать разработанные педагогами онлайн тесты. На мой взгляд, компьютерное тестирование дает возможность анализировать учебный процесс, так как преподаватель получает "обратную связь" и определяет, насколько ученики усвоили пройденный материал. Мне нравится онлайн конструктор   тестов   “Online    TestPad” (http://onlinetestpad.com). С помощью этого ресурса можно разработать тест и оценить усвоение обучающимися пройденную тему.

Несомненными плюсами прохождения онлайн тестов являются:

  • объективность;

  • дифференциация;

  • индивидуальный подход.

Однако, не надо забывать и о минусах такой проверки знаний. Прежде всего к ним следует отнести:

  • технические накладки, например, плохой интернет;

  • выбор ответа наугад;

  • прохождение теста анонимно, просмотр ошибок и верных ответов.Втори-чное прохождение теста уже под своей фамилией со списанными ответами.

С учетом указанных недостатков итоговые тестирования я провожу, размещая варианты заданий в группы классов. Заранее сообщаю ученикам номер варианта и ссылку на его размещение. Однако текст задания открываю лишь в назначенное время, время выполнения ограничиваю. Не все ученики присылают ответы вовремя, объясняя задержки проблемами с интернетом. А самое главное, что в данном случае ученик также может воспользоваться дополнительными источниками информации.

В заключение хочу отметить, что дистанционное обучение может быть эффективным. Результативность любого вида обучения на расстоянии сильно зависит от следующих компонентов:

  • от эффективности взаимодействия учителя и обучаемого;

  • от выбора педагогических технологий;

  • от качества применяемых методических материалов;

  • от эффективности обратной связи.

Изучив предлагаемые цифровые образовательные ресурсы, я остановила свой выбор на тех, что, на мой взгляд, решили для меня несколько вопросов:

  • мотивация учащихся повысилась;

  • повысилось число учащихся, вовлеченных в дистанционные уроки.

Все ресурсы идеально подходят для полноценного изучения биологии, а проектная деятельность, и совместное использование пространства онлайн платформы во время урока и многое другое стало возможно благодаря тем образовательных инструментам, которым я обучилась и внедрила свой
образовательный процесс.

















Список литературы:

1. Никитин А.Б. и др. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи // А.Б. Никитин // Школьное образование. – 2021. – №1.

2. Сайт «Дистанционный Институт Современного Образования» [Электронный ресурс]– – Режим доступа: URL: https://diso.ru/blog/36

3. Полат Е.С. Модели дистанционного обучения. – Режим доступа: URL:

https://hr-portal.ru/article/modeli-distancionnogo-obucheniya-polat-es

4.Сайт https://mosmetod.ru– Режим доступа: URL:

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/biologiya/metodicheskie-materialy/materialy-dlya-organizatsii-distantsionnogo-obucheniya-biologiya-5-9-klassy.html

5.Чевтаева В.Г.,Маковеева О.С.Проблемы дистанционного обучения биологии на современном этапе.– Режим доступа: URL:http://birskin.ru/index.php/