Дистанционное обучение. Учить нельзя сдаваться.
Что такое дистанционное обучение? Нужно ли оно в современной школе? Каждый
из нас задаётся этими вопросами всё чаще и чаще. На сегодняшний день дистанционным
обучением уже никого не удивить, большая часть учебных заведений различного уровня в
России и за рубежом в той или иной степени использует в педагогическом процессе
дистанционные технологии. В связи с эпидемией коронавируса многие школы, колледжи
и вузы в России перешли на дистанционное обучение. У дистанционного обучения, как и
любой другой формы получения знаний, множество своих преимуществ и недостатков. На
данном этапе развития дистанционных технологий наша задача состоит в том, чтобы
организовать учебный процесс так, чтобы новые формы обучения давали по степени
качества результат как минимум такой же, как и традиционные. К тому же существует
множество вопросов, связанных с методиками измерения эффективности дистанционного
обучения. Но как бы то ни было, огромный «плюс» дистанционных технологий в том, что
они позволяют любому человеку учиться непрерывно – всю жизнь. Да, наверное, это
лучший выход из положения в такой ситуации. Но всё ли так просто?
Многие семьи и школы оказались не готовы к такому резкому переходу на
удаленный формат обучения. В городских школах есть компьютеры, ноутбуки, интернет.
Учителя и ученики общаются по видеосвязи, используют для работы различные
образовательные площадки. Но это в городе. А что происходит на селе?
В простой, обычной сельской школе, где нет интернета? В семьях, где редко можно
увидеть не то что компьютер, а даже телефон? Чтобы отправить выполненное задание,
ребёнку нужно найти место за деревней, где ловит связь (если она вообще есть).
Родителям приходится выполнять «тонны» домашних заданий вместе с детьми,
внимательно следить, чтобы ребёнок не просто сидел в планшете или телефоне, а
действительно занимался. Им нужно проконтролировать, отправлены выполненные
задания учителю или нет. Волей-неволей родители оказываются вовлеченными в учебный
процесс и вынуждены брать на себя роль надсмотрщика. Ту часть заданий, которую
задают для самостоятельного изучения, работающие родители выполняют с ребенком
вечерами. Плюс к этому добавляются еще домашние задания, которые необходимо
выполнить именно в этот день. Для ребенка вся нагрузка распределяется на вечернее
время, выполнение затягивается до 11 вечера, когда родители и ребенок уже не осознают,
что они делают. Все это обучение сводит на ноль ожидаемый результат от учебы. А ещё
дела по дому, общение с остальными. А завтра на работу!
А школьники? Можно расслабиться, домашние задания выполнить прямо в
постели (родители-то не видят), сидеть за компьютером в пижаме. Согласитесь, сидение в
своей комнате в домашней футболке с кучей гаджетов под рукой – не лучшие условия для
поднятия дисциплины.
Между тем учителя тоже зачастую не в восторге от того, как выстроена система
дистанционного обучения. Основными проблемами для большинства становятся плохая
дисциплина, проверка домашних заданий и технические неполадки.
Да, мы работаем на площадках ЯКласс и Учи.ру. Но ведь не все дети могут выполнять
задания в этих ресурсах. Мы даём задания, которые можно видеть на сайте школы, и
обратная связь происходит через электронную почту, WhatsApp, одноклассники. А теперь
представьте, как всё это происходит. Учащиеся присылают свои сфотографированные
работы, читаемые и нечитаемые, расположенные боком и «вверх ногами». Они не
смотрят, какой день недели, какое расписание, сколько времени. Работы мы получаем и
рано утром, и поздно ночью! А мы должны всё это прочитать, проверить,
прокомментировать и оценить. И каждому хочется получить пятерку, даже троечнику. Да,
ребята могут позвонить и спросить обо всём, что им непонятно, и мы объясняем. Но это
тоже не выход из положения. Мы прекрасно понимаем, что работы выполняются с
помощью родителей или ГДЗ. Но что мы можем сделать? Выкручиваемся, как можем!
«Чтобы достучаться до детей, важно живое общение»- говорят и родители, и
учителя. Но в нынешней ситуации дистанционное обучение всё же лучше, чем ничего. Но
это никак не заменяет школу. Учитель не может контролировать, как ребенок выполняет
задание – сам или ему кто-то помогает. Точно так же с домашними, самостоятельными
работами. Выручает возможность тестовых заданий. Но тесты не могут заменить
полноценную работу, а полноценное обучение фактически невозможно. Как всегда есть в
классе дети ответственные, желающие учиться, мотивированные: они активно работают,
стараются выполнять все задания. А есть те, кто и в школе ничего не делает, и на
дистанционном обучении тоже. В моей практике за два месяца такого обучения весной и
за две недели осенью бывало всякое. Доходило и до анекдотичности: ребёнок, учащийся 9
класса, присылает работу без даты, без наименования и без фамилии. Диалог в WhatsApp:
-- Работа чья – Мая? – Чья именно? – Мне сказали прислать - я прислал. – Фамилия? -- АААА!
У такого обучения, конечно же, много минусов но есть у дистанционного
обучения и некоторые плюсы. Современные дети практически рождаются с гаджетами в
руках, поэтому большинство из них с техникой давно на «ты». Одним из основных
плюсов, конечно, стало свободное время, которого теперь гораздо больше как у детей, так
и у преподавателей. Но дети скучают, им хочется прийти в школу, увидеть друг друга,
пообщаться реально, а не виртуально. Дети изолированы друг от друга, практически
постоянно находятся под наблюдением родителей, поэтому больше уделяют внимания
занятиям. А больше всего плюсов в дистанционном образовании находят дети: не нужно
все время находиться в напряжении, не надо рано вставать, больше времени на увлечения
и т.д. Мнения разделились, но так или иначе без дистанционного образования было бы
намного сложнее выходить из нынешней ситуации.
Таким образом, взвесив все «за» и «против», я поставлю знак в представленной
фразе именно так: «Учить! Нельзя сдаваться».