Дистанционное обучение в период карантина
С каждым днём информационные технологии становятся все более популярными, а их внедрение в различные сферы жизни человека уже никого не удивляют. И образование, как процесс обучения и воспитания – «скол», зеркальное отражение и вместе с тем важнейшая составная часть духовной жизни современного человека развивается и видоизменяется вместе с новыми технологиями. В связи с объявленной пандемией школа изменила свой режим работы, перешла на дистанционную форму обучения.
Передо мной встал вопрос: как и какую образовательную платформу выбрать, чтобы усилить мотивацию учащихся и активизировать их познавательную деятельность, как организовать качественное обучение с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, чтобы наполнить уроки уникальными заданиями, теоретический материал преподносить с учётом особенностей конкретной группы обучающихся? Учитывая все это и возможность бесплатного использования, мною было принято решение использовать государственную образовательную платформу «Российская электронная школа» (РЭШ). «Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. Мне понравилось, что интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов и были мною использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Уроки составлены с последовательной подачей дидактического материала, преемственностью в изложении тем, формированием связей между предметами. У учащихся была возможность повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятым материалом. Я тщательно отбирала фрагменты уроков длительностью 10-15 минут, направляла учащимся задачи с разбором. Затем выбирала для учащихся задания и вопросы. При создании заданий указывались пользователи, для которых это задание будет доступно, а также критерии его оценивания и сроки сдачи. Но минусом данной платформы оказалось то, что из-за резко возросшего количества пользователей была затруднена работа образовательной платформы «РЭШ».
Поэтому я использовала образовательную платформу «ЯКласс» для 7-9 клас
сов. Это не только самый большой задачник уникальных заданий, но также весь функционал, необходимый для организации непрерывного образования вне школы. Я разсылала учебные материалы в соответствии с актуальными УМК Ю.Н. Макарычева и др. по алгебре и УМК Л.С. Атанасяна по геометрии. Самый эффективный формат образовательных материалов сегодня - это видео, поэтому изучение новой темы я начинала с просмотра образовательных видеороликов InternetUrok.ru на портале Youtube.com, адаптированном к большому количеству пользователей, а также записывала краткие аудио и видеоролики с объяснением сложных вопросов. Эта платформа дала мне возможность организовать промежуточный и итоговый контроль, отследить активность и успехи учеников, провести работу над ошибками, мотивировать, дифференцировать обучение в зависимости от способностей и потребностей каждого ребёнка.
Для наглядности рассмотрим освоение алгебраической темы 9 класса «Решение систем уравнений второй степени». Посредством WhatsApp для учеников 9 «А» класса я опубликовала задание: по ссылке https://youtu.be/pJkD1nlPXss перейти на портал Youtube.com и посмотреть видеоролик: Алгебра 9 класс «Решение систем уравнений второй степени». Затем самостоятельно, с помощью ресурса «ЯКласс», изучить тему «Методы решения систем уравнений», пункт «Метод подстановки», и выполнить задания под указанными номерами (не менее 5 повторений!), делая при этом записи в тетрадь. Через личный кабинет я контролировала, кто из учеников приступил к выполнению задания, какие упражнения сделаны, сколько использовано попыток. После выполнения задания ученики получили работу обучающего характера с системами уравнений, решаемых методом подстановки. На выполнение был дан 1 день. Прочие условия: без ограничений по времени, 3 попытки. Процесс выполнения работы и её результаты я также отслеживала через личный кабинет в режиме реального времени. Результаты учеников отобразились в сводной таблице (статистике). Школьникам, которые не справились с работой даже с третьей попытки, предложила повторить изученный материал и снова выполнить проверочную работу — того же уровня сложности или изменённую в соответствии с индивидуальными особенностями. Затем разослала проверочную работу контролирующего характера с ограничением по времени (40 минут) и одной попыткой выполнения. В режиме реального времени я также отслеживала через личный кабинет результаты учеников, которые отобразились в сводной таблице (статистике).
Само название курса «Соотношения между сторонами и углами треугольника» говорит о необходимости наполнения этого курса наглядным теоретическим и практическим материалом.Ведь чтобы учащийся смог изобразить геометрическую
кую фигуру от руки или с использованием чертежных инструментов, он должен иметь правильное представление об этой фигуре, распознавать в окружающем мире остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники. Для этого мною были подобраны видеоуроки (в материале курса добавлена ссылка на YouTube канал), в которых подробно рассказывалось об основных свойствах треугольников. После просмотра видеоуроков учащиеся строили треугольники по трем элементам, с помощью ресурса «ЯКласс» выполняли задания на нахождение неизвестных элементов треугольников.
Одним из главных вопросов при организации дистанционного обучения является обратная связь с учащимися. В процессе обучения у учащихся возникают разные вопросы, и это естественно. Для коммуникации всех участников обучения в WhatsApp были созданы группы классов по математике, где учащиеся знакомились с объявлениями, обменивались материалами, добавляли свои комментарии. Полезны были комментарии, особенно групповые, и при проверке заданий. Например, комментарий «Всё верно! Отлично!» отправлялся мною сразу всем, у кого верно сделано задание. Информация о сданных работах постоянно обновлялась, что позволяло мне оперативно добавлять комментарии учащимся.
Новый образовательный телеканал «МОЯ ШКОЛА в online», вошедший в состав услуг Триколора, был призван компенсировать особенности дистанцион
ного обучения. Впервые на отечественном телевидении учащиеся 9 класса смотрели ежедневные 30-минутные занятия по школьным предметам. Основной материал был посвящён двум обязательным предметам — русскому языку и математике. Были привлечены и ресурсы телевидения КЧР, которые запустили образовательное вещание с огромным охватом, максимально расширяя доступ к урокам от ведущих педагогов республики. А также были проведены уроки преподавателями образовательного портала «Учи.ру» .
С учащимися 5-6 классов я занималась на образовательном портале «Учи.ру» .
Учи.ру – крупная образовательная онлайн-платформа с целой системой онлайн заданий для учеников разных классов и разной подготовленности. Школьникам предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к прове
рочным работам, а учителям и родителям– тематические вебинары по дистанцион
ному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию, отображает прогресс учеников в личном кабинете. Активные учебные кабинеты учеников размещены на образовательном портале «Учи.ру» с доступом к онлайн-урокам преподавателей портала и к площадке для проведения виртуальных уроков школьными учителями. Ученику открыт доступ к обучающим карточкам, тренаже
рам по темам курса, олимпиадам. Также в личных кабинетах пользователей создан внутренний чат, где я имела возможность обсуждать задания с учениками, а также их успехи и прогресс.
Онлайн-школа «Skysmart» совместно с издательством «Просвещение» организовала доступ ко всем интерактивным рабочим тетрадям по математике. Интерфейс рабочей зоны понятен и удобен в использовании, что позволило мне внедрить интерактивные рабочие тетради в дистанционное обучение.
Это явилось еще одним инструментом моей работы. Я и сейчас выбираю задания по актуальным УМК для 5-10 классов. Отправляю ученикам ссылку на задания — прямо на уроке или как домашнюю работу. Они могут заниматься с любого устройства — компьютера, планшета или смартфона. Интерактивная рабочая тетрадь Скайсмарт оценивает выполнение заданий, я сразу получаю результаты и вижу статистику по всему классу и баллы конкретных учеников в своем личном кабинете.
Таким образом, система дистанционного обучения на образовательных платформах РЭШ, ЯКласс, Учи.ру, InternetUrok.ru позволила мне, как учителю, организовать интересные занятия и эффективно общаться с учащимися, которые в свою очередь с огромным удовольствием подключались к новым курсам по математике и ждали необычных заданий.