СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования. преимущества и недостатки

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются аспекты использования дистанционного обучения в образовательном процессе, как специфики осуществления данной образовательной технологии, так и особенности во взаимодействии педагога и обучающегося. Отмечены основные преимущества и недостатки дистанционного обучения в сфере среднего профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования. преимущества и недостатки»


ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ



Аннотация: В статье рассматриваются аспекты использования дистанционного обучения в образовательном процессе, как специфики осуществления данной образовательной технологии, так и особенности во взаимодействии педагога и обучающегося. Отмечены основные преимущества и недостатки дистанционного обучения в сфере среднего профессионального образования.

Ключевые слова: дистанционное обучение, профессиональное образование.

Система профессионального образования претерпевает в наши дни кардинальные изменения, а именно внедряются инновационные технологии в процесс обучения, обновляется содержание компетенций. Современная система образования стремится к непрерывности образования, что привело к созданию новой формы педагогической деятельности – дистанционное обучение. На сегодняшний день в системе среднего профессионального образования обучение с использованием дистанционных образовательных технологий переживает этап своего развития. Благодаря мнению академика А.Н. Тихонова и Ю.Г. Круглова, можно сделать вывод, что дистанционное обучение – это особая форма взаимодействия между преподавателем и обучающимся, которое протекает на расстоянии, отражает все компоненты, присущие учебному процессу, но использует нетрадиционные средства, основанные на Интернет - технологиях и других методах, предполагающих интерактивность [1, с.42].

Влияние дистанционного обучения на качество образования имеет как положительные, так и отрицательные характеристики [2]. Оценка качества дистанционного образования, как комплекса знаний и умений, должна отвечать одним и тем же требованиям, вне зависимости от формы обучения. Необходимо выявить те факторы, управляя которыми можно обеспечить требуемое качество образования.

Положительные стороны применения дистанционных телекоммуникационных технологий:

  1. Доступность. Главным достоинством дистанционного формата является то, что обучающийся может получать знания, вне зависимости от своего местоположения, важным требованием является наличие доступа в Интернет.

  2. Гибкость. В процессе дистанционного обучения большинство материала осваивается студентом самостоятельно, а это дает возможность свободно планировать свое личное время и совмещать с другими видами деятельности.

  3. Актуальность знаний. В дистанционном формате изучаются такие дисциплины, которые впоследствии пригодятся в профессиональной деятельности. Такое обучение помогает избавить от излишеств академического образования.

  4. Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим обучающимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.

  5. Свобода и гибкость - обучающийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

  6. Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.

  7. Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

  8. Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

  9. Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого [4].

Образовательные организации активно применяют элементы дистанционного образования на очной и заочной формах обучения, курсах повышения квалификации при концепции непрерывного профессионального образования. Обучающиеся средних профессиональных образовательных организаций, применяя дистанционные образовательные технологии приобретают ИКТ компетентность; учатся осуществлять поиск, анализируют и оценивают информацию; формируют навыки критического мышления и профессионального общения; учат принимать взвешенные и обоснованные решения [2, с. 35].

Теперь рассмотрим основные недостатки и проблемы дистанционного обучения:

  1. Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все что, связанно с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. Ведь на занятии преподаватель всегда может дополнить лекцию примерами, задать дополнительный вопрос, обсудить что-то. При дистанционном обучение такая возможность есть лишь в том случае, если занятие проходит в режиме он-лайн.

  2. Для дистанционного обучения необходима самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося.

  3. Необходимость постоянного доступа к источникам информации, т.е. техническая оснащенность.

  4. Курсы и программы могут быть плохо разработаны так как на сегодняшний день мало высококвалифицированных специалистов, которые создают учебные пособия.

  5. Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Они не умеют пользоваться офисом, не имеют электронной почты и не могут ее создать.

  6. В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения. Речь обучающихся и так ограничена небольшим словарным запасом.

  7. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися.

Проблемы дистанционного обучения в СПО: Во-первых, обучение с применением дистанционных образовательных технологий подразумевает наличие у всех обучающихся повышенного уровня мотивации и стремления к самостоятельному повышению уровня профессиональной компетенции. Однако у большинства это отсутствует, поэтому преподавателям важно придумывать какие-либо системы стимулирования обучающихся при дистанционном обучении в профессиональном образовании.

Во-вторых – это юношеский возраст. Для обучающихся важно непосредственное общение, у обучающихся увеличивается сфера познавательных интересов, необходимость в новом опыте, за счет общения и взаимодействия с преподавателем [5]. Существуют и другие проблемы дистанционного обучения в СПО: сетевые курсы и программы не всегда показывают специфику авторского интеллектуально-эмоционального опыта, личностного знания преподавателя, поэтому появляется вопрос о том, как именно обеспечить уникальность курса [1]. Для решения вышеуказанных проблем важно принять ряд действий: улучшить подготовку педагогов, которые вовлечены в инновационный процесс; вести подготовку специалистов, понимающих сущность и дидактические особенности дистанционного обучения, способных помочь обучающимся преодолевать психологический барьер, связанный с трудностями процесса сетевого обучения; расширять интерактивные возможности дистанционного обучения в СПО; мотивировать обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности. Основным преимуществом дистанционного образования является то, что оно позволяет создать для каждого обучающегося свою индивидуальную траекторию образования, эффективно освоить ее, обращаясь к созданной информационной среде, удовлетворить свои потребности в образовательных услугах в наиболее удобном и комфортном для обучающихся режиме [6].

В настоящее время дистанционное образование находится не на таком уровне, который смог бы заменить традиционное обучение. И в случае перехода на такое обучение, это значительно скажется на качестве российского образования. Многие обучающиеся просто не готовы к такому переходу, так как живой контакт и общение намного лучше взаимодействия лишь с компьютером, которое впоследствии может привести к проблемам со здоровьем.

Не стоит забывать о том, что не все могут иметь должные технические навыки, навыки владения сетью Интернет, а также не все имеют нужное техническое оборудование, которое позволяет без препятствий выполнять те или иные задания. На данный момент развитие цифровых технологий, с одной стороны, позволяет любому человеку получить нужные ему знания в любом количестве и в любое время. Но, с другой, сейчас дистанционное обучение очень далеко от идеала.

В целом, дистанционная форма обучения занимает положение промежуточное между очным и заочным обучением. Отличительной чертой дистанционного обучения является то, что обучающиеся могут сами получать знания, которые от них требуют преподаватели, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Но, в связи с тем, что усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных учебными программами, осуществляется уже не в традиционных формах обучения (лекция, уроки, семинары и др.), возникают проблемы, которые необходимо устранить для полного функционирования этого нового формата обучения. Адаптация к этому как у обучающихся, так и у преподавателей может происходить с разной скоростью. Функционирование дистанционного обучения может сильно сказаться не столько на успеваемости обучающихся, сколько на их обучении теоретическим и, что более важно, практическим знаниям и навыкам.

Высокий темп качества и развития дистанционного обучения поможет создать комфортные условия не только для обучающихся, в целях получения и освоения ими новых навыков и знаний, но также и преподавателям, которым будет и так не совсем просто перестроиться на новый формат образовательного процесса. Но для того, чтобы достичь необходимых результатов, систему дистанционного обучения нужно постоянно совершенствовать, так как информационные технологии непрерывно развиваются.

Таким образом, нельзя отрицать то, что дистанционное обучение очень удобно и полезно в наше время. Однако в профессиональном образовании дистанционное обучение уступает традиционному варианту обучения. Дистанционное обучение эффективно при получении дополнительного образования или при повышении квалификации, когда у обучающегося уже есть профессия или специальность.

Список литературы

1. Желудкова Л. И. Дистанционное образование как инновационная форма обучения / Л. И. Желудкова, Т. А. Высочина // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 35-37.

2. Волов В.Т. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы / В.Т. Волов, Н.Ю. Волова, Л.Б. Четырова. - Самара: Рос. Академия наук: Самарский научный центр, 2000. – 137 с.

3. Покушалова Л. В. Дистанционное обучение – «образование для всех» и «образование через всю жизнь» / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. – 2011. – №3. Т.2. – С. 154-156.

4. Интернет-ресурс: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Сайт]. http://www.hse.ru (дата обращения: 19.05.2018).

5. Интернет-ресурс: Шилова Л.И. Дистанционное обучение – проблемы и перспективы развития в системе дополнительного образования [Электронный ресурс]. http://www.relarn.ru/conf/section4/4_29.html (дата обращения 21.05.2018)

6. Миронова Ю.Н. Использование современных информационных технологий при преподавании высшей математики // Физико-математическое образование: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научнопрактической конференции, посвященной году Н.И. Лобачевского в КФУ, г. Елабуга, 7 – 9 декабря 2017 г. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2017, с 220-224. 7. Миронова Ю.Н. Использование интерактивной трибуны при чтении лекций по высшей математике // Проблемы и перспективы информатизации физико-математического образования: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции, г. Елабуга, 14 ноября 2016 г., ред. кол.: Ф.М. Сабирова (отв. ред.) и др.– Елабуга: ЕИ КФУ. 2016. – с. 51-55.




© А.Н. Хаирова, 2022



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!