СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное занятие по теме: Логарифмические уравнения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание для студентов 1 курса с применением электронных и дистанционных технологий

Просмотр содержимого документа
«Дистанционное занятие по теме: Логарифмические уравнения»

Задания для студентов ОГБПОУ Ивановский педагогический колледж на период обучения с применением электронных и дистанционных технологий

Преподаватель: Родионова М.В

Задание с

Почта: mari5379@mail.ru , задание отправлять в текстовом редакторе Word (вставить фото)


Специальность:

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Группа: 1 К

Учебная дисциплина: ОУДб.04 Математика

Тема урока: «Логарифмические уравнения».

Цель:

повторить и закрепить понятия логарифма числа и свойства логарифмов. Познакомить и закрепить основные методы решения логарифмических уравнений, предупредить появления типичных ошибок.

Знания, умения, навыки, необходимые в ходе урока:

  • знание понятия логарифма числа, логарифмической функции, свойств логарифмической функции;

  • знание квадратичной функции и её свойств;

  • умение выполнять преобразования выражений, содержащих логарифмы;

  • умение применять свойства логарифмов при преобразовании выражений, содержащих логарифмы;

  • умение решать квадратные уравнения;

  • использовать умение переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию.


Теоретический материал и источники информации для выполнения заданий :

1. Решение простейших уравнений: Простейшими логарифмическими уравнениями будем называть уравнения следующих видов:

log a x = b, a 0, a ¹ 1.

log a f(x) = b, a 0, a ¹ 1.

log f(x) b = c, b 0.

Эти уравнения решаются на основании определения логарифма:

если logb a = c, то a = bc.


Решить уравнение

log2 x = 3.

Решение.

Область определения уравнения x 0.

По определению логарифма x = 23, x = 8 принадлежит области определения уравнения.

Ответ: x = 8.

1.Уравнения вида loga f(x) = b, a 0, a ≠ 1.

Уравнения данного вида решаются по определению логарифма с учётом области определения функции f(x). Уравнение равносильно следующей системе

Обычно область определения находится отдельно, и после решения уравнения f(x) = ab проверяется, принадлежат ли его корни области определения уравнения.

Пример 1. Решить уравнение

log3(5х – 1) = 2.

Решение:

ОДЗ: 5х – 1 0; х 1/5.
log3(5х– 1) = 2,
log3(5х – 1) = log332,
5х - 1 =9,
х = 2.

Ответ: 2.

Пример2. Решить уравнение

Решение.

Область определения уравнения находится из неравенства

ОДЗ: 2х2 – 2х – 1 0.

Воспользуемся определением логарифма:

Применим правила действий со степенями, получим 2х2 – 2х – 1 = 3. Это уравнение имеет два корня х = –1; х = 2. Оба полученные значения неизвестной удовлетворяют неравенству 2х2 – 2х – 1 0, т.е. принадлежат области определения данного уравнения, и, значит, являются его корнями.


Ответ. х1 = –1, х2 = 2.

2.Уравнения вида logf(x) b = с, b 0.

Уравнения этого вида решаются по определению логарифма с учётом области определения уравнения. Данное уравнение равносильно следующей системе

Чаще всего, область определения логарифмического уравнения находится отдельно, и после решения уравнения (f(x))c = b или равносильного уравнения

проверяется, принадлежат ли его корни найденной области.

Пример 3. Решить уравнение

logx–19 = 2.

Решение. Данное уравнение равносильно системе

Ответ. x = 4.

2. Потенцирование.

Суть метода заключается в переходе от уравнения

log a f(x) = log a g(x)

к уравнению f(x) = g(x), которое обычно

не равносильно исходному.

Уравнения вида loga f(x) = loga g(x) , а 0, а ¹ 1.

На основании свойства монотонности логарифмической функции заключаем, что f(x) = g(x).

Переход от уравнения loga f(x) = loga g(x) к уравнению

f(x) = g(x) называется потенцированием.

Нужно отметить, что при таком переходе может нарушиться равносильность уравнения.

В данном уравнении f(x) 0, g(x) 0,

а в полученном после потенцирования эти функции могут быть как положительными, так и отрицательными. Поэтому из найденных корней уравнения f(x) = g(x) нужно отобрать те, которые принадлежат области определения данного уравнения. Остальные корни будут посторонними.

Пример4. Решить уравнение

log3 (x2 – 3x – 5) = log3 (7 – 2x).

Решение. Область определения уравнения найдётся из системы неравенств

Потенцируя данное уравнение, получаем х2 – 3х – 5 = 7 – 2х,

х2х – 12 = 0, откуда х1 = –3, х2 = 4. Число 4 не удовлетворяет системе неравенств.

Ответ. х = –3.

Cведение уравнений к виду log a f(x) = log a g(x)

с помощью свойств логарифмов по одному основанию.

Если уравнение содержит логарифмы по одному основанию, то для приведения их к виду log a f(x) = log a g(x) используются следующие свойства логарифмов:

 

  • logb a + logb c = logb (ac), где a 0; c 0; b 0, b ¹ 1,

  • logb a – logb c = logb (a/c), где a 0; c 0; b 0, b ¹ 1,

  • m logb a = logb a m, где a 0; b 0, b ¹ 1; mÎR.

  Пример 1. Решить уравнение

log6 (x – 1) = 2 – log6 (5x + 3).

Решение. Найдём область определения уравнения из системы неравенств

ОДЗ:

Применяя преобразования, приходим к уравнению

log6 (x – 1) + log6 (5x + 3) = 2,

log6 ((x – 1)(5x + 3)) = 2, далее, потенцированием, к уравнению

(х – 1)(5х + 3) = 36, имеющему два корня х = –2,6; х = 3. Учитывая область определения уравнения, х = 3.

Ответ. х = 3.

 Пример 5. Решить уравнение

Решение. Найдём область определения уравнения, решив неравенство

ОДЗ:

(3x – 1)(x + 3) 0 методом интервалов.

Учитывая, что разность логарифмов равна логарифму частного, получим уравнение log5 (x + 3) 2 = 0. По определению логарифма

(х + 3) 2 = 1, х = –4, х = –2.

Число х = –2 посторонний корень, так как не удовлетворяет ОДЗ

Ответ. х = –4.

 Пример 6. Решить уравнение

log2 (6 – x) = 2log6 x.

Решение. На области определения 0 x x = x2, откуда х = –3, х = 2. Число х = –3 посторонний корень.

Ответ. х = 2.

Уравнения вида

 

Alog a f(x) + Blog b g(x) + C = 0.

Метод потенцирования применяется в том случае, если все логарифмы, входящие в уравнение, имеют одинаковое основание. Для приведения логарифмов к общему основанию используются формулы:

 

Пример 7. Решить уравнение

Решение. Область определения уравнения 1 x

Так как 3 = log28, то на области определения получим равносильное уравнение, используя свойства логарифмов: logb a – logb c = logb (a/c),

(2–x)/(x–1) = 8, откуда x = 10/9.

Ответ. x = 10/9.

  Пример 2. Решить уравнение

Решение. Область определения уравнения x 1. Приведём логарифмы к основанию 3, используя формулу (4).

Ответ. х = 6.

 Пример 8. Решить уравнение

Решение. Область определения уравнения x –1, x ¹ 0. Приведём логарифмы к основанию 3, используя формулу (2).

Умножим обе части уравнения на log 3(x + 1) ¹ 0 и перенесем все слагаемые в левую часть уравнения. Получим (log 3(x + 1)–1)2 = 0, откуда log 3(x + 1) = 1 и x = 2.

Ответ. x = 2.

3.Введение новой переменной

Рассмотрим два вида логарифмических уравнений, которые введением новой переменной приводятся к квадратным.

Уравнения вида где a 0, a ¹ 1, A, В, Сдействительные числа.

 

Пусть t = loga f(x), tÎR. Уравнение примет вид t2 + Bt + C = 0.

Решив его, найдём х из подстановки t = loga f(x). Учитывая область определения, выберем только те значения x, которые удовлетворяют неравенству f(x) 0.

 

Пример 1. Решить уравнение

lg 2 x – lg x – 6 = 0.

Решение. Область определения уравнения:

ОДЗ: х 0 – интервал (0; ¥).

Введём новую переменную t = lg x, tÎR.

Уравнение примет вид t 2t – 6 = 0. Его корни t1 = –2, t2 = 3.

Вернёмся к первоначальной переменной lg x = –2 или lg x = 3,

х = 10 –2 или х = 10 3. Оба значения x удовлетворяют области определения данного уравнения (х 0).

Ответ. х = 0,01; х = 1000.

Пример 2. Решить уравнение

Решение. Найдём область определения уравнения

ОДЗ:

Применив формулу логарифма степени, получим уравнение

Так как х x | = –x и следовательно

Введём новую переменную t = log3 (–x), tÎR. Квадратное уравнение

t 2 – 4t + 4 = 0

имеет два равных корня t1,2 = 2. Вернёмся к первоначальной переменной log3 (–x) = 2, отсюда –х = 9, х = –9. Значение неизвестной принадлежит области определения уравнения.

Ответ. х = –9.


 Некоторые другие методы решения


Пример1. Решить уравнение

Решение. Область определения уравнения х 1. Обе части уравнения положительны, прологарифмируем их по основанию 2, получим

Применим формулы логарифма степени и логарифма частного:

Введем новую переменную t=log2x, получим квадратное уравнение

t2 - 3t + 2 = 0,

t1 = 2, t2 = 1, тогда log2 x = 2 или log2 x =1.

Ответ. x = 4, x = 2.






Методические рекомендации к практическому занятию:

вспомнить основные формулы, алгоритм решения различных задач по данной теме, , справочный материал, интернет ресурсы и теоретический материал, используя лекцию и учебник ( в библиотеке)

А.Г Мордкович Алгебра и начала анализа Часть 1. Учебник стр.304-308


Порядок выполнения работы:

1.Изучить теоретический материал по теме «Логарифмические уравнения».

2.Рассмотреть примеры решения типовых заданий логарифмических уравнений в лекции и учебнике, записать лекцию в тетрадь, решить примеры.

3. Выполнить и оформить самостоятельную работу в тетради для самостоятельных работ записать решение.

4. Отправить на почту :mari5379@mail.ru , задание отправлять в текстовом редакторе Word (можно вставить фото в редактор)


Упражнения для закрепления:

Решить уравнения по образцу:










Самостоятельная работа по теме: «Логарифмические уравнения».


Вариант 1.

  = -2

2.   =  

3.  =  

4. =2

5.lg 2 х = lgх +6


Вариант 2

1.   =  

2.  =  

3. = 

4. =2

5. lg 2 х = 4 - 3lgх



Задания 1-3 оцениваются в 2 балла; задание 4-5 в 3 балла

Максимальный балл за работу- 12 баллов.

Критерии оценивания:

от 10 -12 баллов –«5»

от 7 до 9 баллов –«4»

от 4 до 6 баллов –«3»

от 0 до 3 баллов –«2»



Рекомендуемые источники информации:

1. Алгебра и начала анализа 10-11 кл. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Мордкович А.Г. М.: Мнемозина, 2005 стр.287-325 теория по логарифмам (учебник в библиотеке можно взять)

2. Кочеткова И.А. Математика. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие/— Электрон. текстовые данные Кочеткова И.А., Тимошко Ж.И., Селезень С.Л. Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018.— 505 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84874.html.— ЭБС «IPRbooks

Дополнительные источники:

  1. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа. М.:ИЛЕКСА, 2015. – 208 с.

  2. Роганин А.Н., Лысикова И.В. Математика в схемах и таблицах. М.: ЭКСМО, 2015. – 256 с.


Интернет-ресурсы

    1. www.school-collection.edu.ru – Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов.

    2. www.fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  1. Интернет-урок: официальный сайт: https://interneturok.ru/

  2. Канал инфоурок: https://www.youtube.com/user/upiterra/videos

  3. Электронная библиотека для вузов и ссузов Юрайт: официальный сайт https://biblio-online.ru/

  4. Российская электронная школа: официальный сайт: https://resh.edu.ru/

  5. Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: официальный сайт: www.iprbookshop.ru.

  6. Многогранники.ru – сайт о создании моделей многогранников из бумаги https://www.mnogogranniki.ru/

  7. Образовательный портал «Решу ЕГЭ». https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=177