Задания для студентов ОГБПОУ Ивановский педагогический колледж на период обучения с применением электронных и дистанционных технологий
Преподаватель: Родионова М.В
Задание с
Почта: mari5379@mail.ru , задание отправлять в текстовом редакторе Word (вставить фото)
Специальность:
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Группа: 1 К
Учебная дисциплина: ОУДб.04 Математика
Тема урока: «Логарифмические уравнения».
Цель:
повторить и закрепить понятия логарифма числа и свойства логарифмов. Познакомить и закрепить основные методы решения логарифмических уравнений, предупредить появления типичных ошибок.
Знания, умения, навыки, необходимые в ходе урока:
знание понятия логарифма числа, логарифмической функции, свойств логарифмической функции;
знание квадратичной функции и её свойств;
умение выполнять преобразования выражений, содержащих логарифмы;
умение применять свойства логарифмов при преобразовании выражений, содержащих логарифмы;
умение решать квадратные уравнения;
использовать умение переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию.
Теоретический материал и источники информации для выполнения заданий :
1.
Решение простейших уравнений: Простейшими логарифмическими уравнениями будем называть уравнения следующих видов:
log a x = b, a 0, a ¹ 1.
log a f(x) = b, a 0, a ¹ 1.
log f(x) b = c, b 0.
Эти уравнения решаются на основании определения логарифма:
если logb a = c, то a = bc.
Решить уравнение
log2 x = 3.
Решение.
Область определения уравнения x 0.
По определению логарифма x = 23, x = 8 принадлежит области определения уравнения.
Ответ: x = 8.
1.Уравнения вида log
a f(
x) =
b,
a 0,
a ≠ 1.
Уравнения данного вида решаются по определению логарифма с учётом области определения функции f(x). Уравнение равносильно следующей системе
Обычно область определения находится отдельно, и после решения уравнения f(x) = ab проверяется, принадлежат ли его корни области определения уравнения.
Пример 1. Решить уравнение
log3(5х – 1) = 2.
Решение:
ОДЗ: 5х – 1 0; х 1/5.
log3(5х– 1) = 2,
log3(5х – 1) = log332,
5х - 1 =9,
х = 2.
Ответ: 2.
Пример2. Решить уравнение
Решение.
Область определения уравнения находится из неравенства
ОДЗ: 2х2 – 2х – 1 0.
Воспользуемся определением логарифма:
Применим правила действий со степенями, получим 2
х2 – 2
х – 1 = 3. Это уравнение имеет два корня
х = –1;
х = 2. Оба полученные значения неизвестной удовлетворяют неравенству 2
х2 – 2
х – 1 0, т.е. принадлежат области определения данного уравнения, и, значит, являются его корнями.
Ответ. х1 = –1, х2 = 2.
2.Уравнения вида log
f(x) b =
с,
b 0.
Уравнения этого вида решаются по определению логарифма с учётом области определения уравнения. Данное уравнение равносильно следующей системе
Чаще всего, область определения логарифмического уравнения находится отдельно, и после решения уравнения (f(x))c = b или равносильного уравнения
проверяется, принадлежат ли его корни найденной области.
Пример 3. Решить уравнение
logx–19 = 2.
Решение. Данное уравнение равносильно системе
Ответ. x = 4.
2.
Потенцирование. Суть метода заключается в переходе от уравнения
log a f(x) = log a g(x)
к уравнению f(x) = g(x), которое обычно
не равносильно исходному.
Уравнения вида log
a f(
x) = log
a g(
x) ,
а 0,
а ¹ 1.
На основании свойства монотонности логарифмической функции заключаем, что f(x) = g(x).
Переход от уравнения loga f(x) = loga g(x) к уравнению
f(x) = g(x) называется потенцированием.
Нужно отметить, что при таком переходе может нарушиться равносильность уравнения.
В данном уравнении f(x) 0, g(x) 0,
а в полученном после потенцирования эти функции могут быть как положительными, так и отрицательными. Поэтому из найденных корней уравнения f(x) = g(x) нужно отобрать те, которые принадлежат области определения данного уравнения. Остальные корни будут посторонними.
Пример4. Решить уравнение
log3 (x2 – 3x – 5) = log3 (7 – 2x).
Решение. Область определения уравнения найдётся из системы неравенств
Потенцируя данное уравнение, получаем х2 – 3х – 5 = 7 – 2х,
х2 – х – 12 = 0, откуда х1 = –3, х2 = 4. Число 4 не удовлетворяет системе неравенств.
Ответ. х = –3.
Cведение уравнений к виду log a f(x) = log a g(x)
с помощью свойств логарифмов по одному основанию.
Если уравнение содержит логарифмы по одному основанию, то для приведения их к виду log
a f(x) = log
a g(x) используются следующие свойства логарифмов:
logb a + logb c = logb (ac), где a 0; c 0; b 0, b ¹ 1,
logb a – logb c = logb (a/c), где a 0; c 0; b 0, b ¹ 1,
m logb a = logb a m, где a 0; b 0, b ¹ 1; mÎR.
Пример 1. Решить уравнение
log6 (x – 1) = 2 – log6 (5x + 3).
Решение. Найдём область определения уравнения из системы неравенств
ОДЗ:
Применяя преобразования, приходим к уравнению
log6 (x – 1) + log6 (5x + 3) = 2,
log6 ((x – 1)(5x + 3)) = 2, далее, потенцированием, к уравнению
(х – 1)(5х + 3) = 36, имеющему два корня х = –2,6; х = 3. Учитывая область определения уравнения, х = 3.
Ответ. х = 3.
Пример 5. Решить уравнение
Решение. Найдём область определения уравнения, решив неравенство
ОДЗ:
(3x – 1)(x + 3) 0 методом интервалов.
Учитывая, что разность логарифмов равна логарифму частного, получим уравнение log5 (x + 3) 2 = 0. По определению логарифма
(х + 3) 2 = 1, х = –4, х = –2.
Число х = –2 посторонний корень, так как не удовлетворяет ОДЗ
Ответ. х = –4.
Пример 6. Решить уравнение
log2 (6 – x) = 2log6 x.
Решение. На области определения 0 x x = x2, откуда х = –3, х = 2. Число х = –3 посторонний корень.
Ответ. х = 2.
Уравнения вида
Alog a f(x) + Blog b g(x) + C = 0.
Метод потенцирования применяется в том случае, если все логарифмы, входящие в уравнение, имеют одинаковое основание. Для приведения логарифмов к общему основанию используются формулы:
Пример 7. Решить уравнение
Решение. Область определения уравнения 1 x
Так как 3 = log28, то на области определения получим равносильное уравнение, используя свойства логарифмов: logb a – logb c = logb (a/c),
(2–x)/(x–1) = 8, откуда x = 10/9.
Ответ. x = 10/9.
Пример 2. Решить уравнение
Решение. Область определения уравнения x 1. Приведём логарифмы к основанию 3, используя формулу (4).
Ответ. х = 6.
Пример 8. Решить уравнение
Решение. Область определения уравнения x –1, x ¹ 0. Приведём логарифмы к основанию 3, используя формулу (2).
Умножим обе части уравнения на log
3(
x + 1) ¹ 0 и перенесем все слагаемые в левую часть уравнения. Получим (log
3(
x + 1)–1)
2 = 0, откуда log
3(
x + 1) = 1 и
x = 2.
Ответ. x = 2.
3.Введение новой переменной Рассмотрим два вида логарифмических уравнений, которые введением новой переменной приводятся к квадратным.
Уравнения вида
где a 0,
a ¹ 1,
A,
В,
С –
действительные числа.
Пусть t = loga f(x), tÎR. Уравнение примет вид t2 + Bt + C = 0.
Решив его, найдём х из подстановки t = loga f(x). Учитывая область определения, выберем только те значения x, которые удовлетворяют неравенству f(x) 0.
Пример 1. Решить уравнение
lg 2 x – lg x – 6 = 0.
Решение. Область определения уравнения:
ОДЗ: х 0 – интервал (0; ¥).
Введём новую переменную t = lg x, tÎR.
Уравнение примет вид t 2 – t – 6 = 0. Его корни t1 = –2, t2 = 3.
Вернёмся к первоначальной переменной lg x = –2 или lg x = 3,
х = 10 –2 или х = 10 3. Оба значения x удовлетворяют области определения данного уравнения (х 0).
Ответ. х = 0,01; х = 1000.
Пример 2. Решить уравнение
Решение. Найдём область определения уравнения
ОДЗ:
Применив формулу логарифма степени, получим уравнение
Так как х x | = –x и следовательно
Введём новую переменную t = log3 (–x), tÎR. Квадратное уравнение
t 2 – 4t + 4 = 0
имеет два равных корня t1,2 = 2. Вернёмся к первоначальной переменной log3 (–x) = 2, отсюда –х = 9, х = –9. Значение неизвестной принадлежит области определения уравнения.
Ответ. х = –9.
Некоторые другие методы решения
Пример1. Решить уравнение
Решение. Область определения уравнения х 1. Обе части уравнения положительны, прологарифмируем их по основанию 2, получим
Применим формулы логарифма степени и логарифма частного:
Введем новую переменную t=log2x, получим квадратное уравнение
t2 - 3t + 2 = 0,
t1 = 2, t2 = 1, тогда log2 x = 2 или log2 x =1.
Ответ. x = 4, x = 2.
Методические рекомендации к практическому занятию:
вспомнить основные формулы, алгоритм решения различных задач по данной теме, , справочный материал, интернет ресурсы и теоретический материал, используя лекцию и учебник ( в библиотеке)
А.Г Мордкович Алгебра и начала анализа Часть 1. Учебник стр.304-308
Порядок выполнения работы:
1.Изучить теоретический материал по теме «Логарифмические уравнения».
2.Рассмотреть примеры решения типовых заданий логарифмических уравнений в лекции и учебнике, записать лекцию в тетрадь, решить примеры.
3. Выполнить и оформить самостоятельную работу в тетради для самостоятельных работ записать решение.
4. Отправить на почту :mari5379@mail.ru , задание отправлять в текстовом редакторе Word (можно вставить фото в редактор)
Упражнения для закрепления:
Решить уравнения по образцу:
Самостоятельная работа по теме: «Логарифмические уравнения».
Вариант 1.
= -2
2.
=
3.
=
4.
=2
5.lg 2 х = lgх +6
Вариант 2
1.
=
2.
=
3.
=
4.
=2
5. lg 2 х = 4 - 3lgх
Задания 1-3 оцениваются в 2 балла; задание 4-5 в 3 балла
Максимальный балл за работу- 12 баллов.
Критерии оценивания:
от 10 -12 баллов –«5»
от 7 до 9 баллов –«4»
от 4 до 6 баллов –«3»
от 0 до 3 баллов –«2»
Рекомендуемые источники информации:
1. Алгебра и начала анализа 10-11 кл. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Мордкович А.Г. М.: Мнемозина, 2005 стр.287-325 теория по логарифмам (учебник в библиотеке можно взять)
2. Кочеткова И.А. Математика. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие/— Электрон. текстовые данные Кочеткова И.А., Тимошко Ж.И., Селезень С.Л. Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018.— 505 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84874.html.— ЭБС «IPRbooks
Дополнительные источники:
Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа. М.:ИЛЕКСА, 2015. – 208 с.
Роганин А.Н., Лысикова И.В. Математика в схемах и таблицах. М.: ЭКСМО, 2015. – 256 с.
Интернет-ресурсы
www.school-collection.edu.ru – Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов.
www.fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
Интернет-урок: официальный сайт: https://interneturok.ru/
Канал инфоурок: https://www.youtube.com/user/upiterra/videos
Электронная библиотека для вузов и ссузов Юрайт: официальный сайт https://biblio-online.ru/
Российская электронная школа: официальный сайт: https://resh.edu.ru/
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: официальный сайт: www.iprbookshop.ru.
Многогранники.ru – сайт о создании моделей многогранников из бумаги https://www.mnogogranniki.ru/
Образовательный портал «Решу ЕГЭ». https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=177