Класс: 5
Тема урока: «Вторая жизнь песни».
Цель: Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.
Задачи урока:
Осмысление народных истоков профессиональной музыки;
Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;
Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;
У мение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.
Дорогие ребята, здравствуйте!
Наш сегодняшний урок будет связан с вокальной музыкой
и в частности с песнями.
Песнями, авторами которых является русский народ.
Вам уже известно, что народная музыка, как и народные сказки, былины, пословицы, долгое время передавались устно, «из уст в уста» и только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка.
С вниманием и любовью изучали музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи.
Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Хочу вам напомнить, что музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями называется ВАРИАЦИИ.
Итак, сегодня мы поговорим о связи народной песни с композиторской.
И тема нашего урока будет звучать так: «Вторая жизнь песни».(записать в тетрадь).
И исходя из темы, цель нашего урока будет звучать так:
«Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых положены мелодии народных песен» (записать в тетрадь)
Вот что говорил о значении народного творчества С. Рахманинов:
«Разнообразие народного песенного материала
в России почти беспредельно. На огромных
пространствах страны объединены разные народы.
У них различные языки и различные песни.
У меня создалось убеждение, что в тех странах,
которые особенно богаты народными песнями,
естественно развивается великая музыка».
Михаил Иванович Глинка говорил:
«Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её
аранжируем».
Глинка считал, что главная композиторская роль принадлежит
народу.
- Многие русские композиторы, такие как Чайковский, Римский-
Корсаков, Лядов и другие обращались в своём творчестве к
народным мотивам, героям, образам. И сегодня мы узнаем,
каким же образом композиторы использовали русское народное
музыкальное творчество в своих произведениях.
К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь.
Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты народной от композиторской.
Русская народная песня «Камаринская»
https://www.youtube.com/watch?v=CF5vD-YBZBM
Т ему русской народной песни «Камаринская» использовали многие композиторы.
П. Чайковский в «Детском альбоме предложил свой
вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и сравним.
«Камаринская» П. Чайковский.
https://www.youtube.com/watch?v=kuTcSUMhlzc
Посмотрите небольшой музыкальный мультфильм, в котором звучит музыка М.И.Глинки «Камаринская»
https://www.youtube.com/watch?v=GOKPCzrGzv0
Послушайте еще одно произведение композитора П.И.Чайковского, скажите, тему какой песни он использовал в этом произведении?
Симфония №4. Финал» П. Чайковский.
https://www.youtube.com/watch?v=aPWygXmIGt4
Народная «Во поле березка стояла»
https://www.youtube.com/watch?v=Yrte24VIyP0
- Какой вывод можно сделать?
- Песням композитор дал вторую жизнь.
Д ругим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский-Корсаков.
В своих симфонических произведениях и операх,
композитор использует мелодии разного характера.
Например, Белочка , в опере «Сказка о царе Салтане»
, используется мелодия русской народной мелодии
« Во саду ли, в огороде» .
«Во саду ли в огороде» из оперы «Сказка о царе Салтане» https://www.youtube.com/watch?v=UmLdKVJvimA
«Во саду ли в огороде» народная.
https://www.youtube.com/watch?v=ihYhjwi1TT8
Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина... и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. В своем творчестве он использовал народный фольклор.
Послушайте сцену «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».
«Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».
https://www.youtube.com/watch?v=_p02F2fso5I
В опере «Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа - маледа"; "Ой, честная масленица".
Домашнее задание: Послушайте и разучите народную песню Проводы Масленицы «А мы просо сеяли»
https://www.youtube.com/watch?v=_6hnUy3ZNuM
6