СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционный урок музыки в 5 классе на тему "Вторая жизнь песни"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока музыки для 5 класса на тему "Вторая жизнь песни" (дистанционный)

Просмотр содержимого документа
«Дистанционный урок музыки в 5 классе на тему "Вторая жизнь песни"»

Класс: 5

Тема урока: «Вторая жизнь песни».


Цель: Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.

Задачи урока:

  • Осмысление народных истоков профессиональной музыки;

  • Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;

  • Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;

  • У мение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.


Дорогие ребята, здравствуйте!


Наш сегодняшний урок будет связан с вокальной музыкой

и в частности с песнями.

Песнями, авторами которых является русский народ.


















Вам уже известно, что народная музыка, как и народные сказки, былины, пословицы, долгое время передавались устно, «из уст в уста» и только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка.

С вниманием и любовью изучали музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи.

Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Хочу вам напомнить, что музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями называется ВАРИАЦИИ.


Итак, сегодня мы поговорим о связи народной песни с композиторской.

И тема нашего урока будет звучать так: «Вторая жизнь песни».(записать в тетрадь).

И исходя из темы, цель нашего урока будет звучать так:

«Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых положены мелодии народных песен» (записать в тетрадь)



Вот что говорил о значении народного творчества С. Рахманинов:


«Разнообразие народного песенного материала

в России почти беспредельно. На огромных

пространствах страны объединены разные народы.

У них различные языки и различные песни.

У меня создалось убеждение, что в тех странах,

которые особенно богаты народными песнями,

естественно развивается великая музыка».


Михаил Иванович Глинка говорил:


«Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её

аранжируем».

Глинка считал, что главная композиторская роль принадлежит

народу.

- Многие русские композиторы, такие как Чайковский, Римский-

Корсаков, Лядов и другие обращались в своём творчестве к

народным мотивам, героям, образам. И сегодня мы узнаем,

каким же образом композиторы использовали русское народное

музыкальное творчество в своих произведениях.


К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь.

Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты народной от композиторской.


Русская народная песня «Камаринская»

https://www.youtube.com/watch?v=CF5vD-YBZBM


Т ему русской народной песни «Камаринская» использовали многие композиторы.


П. Чайковский в «Детском альбоме предложил свой

вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и сравним.


«Камаринская» П. Чайковский.

https://www.youtube.com/watch?v=kuTcSUMhlzc



Посмотрите небольшой музыкальный мультфильм, в котором звучит музыка М.И.Глинки «Камаринская»

https://www.youtube.com/watch?v=GOKPCzrGzv0



Послушайте еще одно произведение композитора П.И.Чайковского, скажите, тему какой песни он использовал в этом произведении?


Симфония №4. Финал» П. Чайковский.

https://www.youtube.com/watch?v=aPWygXmIGt4


Народная «Во поле березка стояла»

https://www.youtube.com/watch?v=Yrte24VIyP0


- Какой вывод можно сделать?

- Песням композитор дал вторую жизнь.


Д ругим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский-Корсаков.

В своих симфонических произведениях и операх,

композитор использует мелодии разного характера.

Например, Белочка , в опере «Сказка о царе Салтане»

, используется мелодия русской народной мелодии

« Во саду ли, в огороде» .







«Во саду ли в огороде» из оперы «Сказка о царе Салтане» https://www.youtube.com/watch?v=UmLdKVJvimA




«Во саду ли в огороде» народная.

https://www.youtube.com/watch?v=ihYhjwi1TT8




Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина... и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. В своем творчестве он использовал народный фольклор.


Послушайте сцену «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».


«Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».

https://www.youtube.com/watch?v=_p02F2fso5I


В опере «Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа - маледа"; "Ой, честная масленица".













Домашнее задание: Послушайте и разучите народную песню Проводы Масленицы «А мы просо сеяли»

https://www.youtube.com/watch?v=_6hnUy3ZNuM





6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!