ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Б, б
Цель: организовать работу по ознакомлению с буквой Б, б; научить давать характеристику звукам б, б’,«бант», «бинт»; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию монологической речи, фонематического слуха
Ход урока
I. Актуализация знаний.
– Сегодня мы познакомимся с новой буквой.
II. Открытие нового знания.
1. Работа по учебнику с. 109
Звукобуквенный анализ слов «бант», «бинт». Знакомство с буквой Б, б.
– Рассмотрите схемы под рисунками. Подумайте, как можно назвать правую картинку.
– Какое второе слово? Докажите.
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.
– Назовите букву, которой можно обозначить звуки [б], [б’].
- На что похожа буква Б?
Буква Б проснётся рано. Буква Б с большим брюшком,
Буква Б – как бочка с краном. В кепке с длинным козырьком.
– Замените первые фишки в схемах слов буквами Б, б
– Определите, сколько в каждом из этих слов слогов. Объясните своё мнение. (Один гласный звук.)
– Назовите как можно больше признаков сходства и различия слов «бинт» и «бант».
– Вспомните и назовите слова, для записи которых потребуется заглавная буква Б.
– Назовите слова, для записи которых потребуется строчная буква б.
2. Составление рассказа.
Услышав в слове звук, хлопните в ладоши.
Буратино – деревянный сказочный мальчик. У него круглое лицо и длинный нос. На голове – бумажный колпак. Он одет в бумажную курточку. У него тёмные короткие брюки. На ногах деревянные башмаки.
III. Включение в систему знаний.
1. Чтение слогов, слов. Составление слов и их чтение. Учебник с. 109.
Задание для начинающих читатьучеников: чтение слогов, слов, предложений.
– Прочитайте слоги по строкам.
– Прочитайте только те слоги, в которых буква б обозначает твёрдый согласный звук [б].
– Прочитайте только те слоги, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’].
– Прочитайте слова по столбикам.
– Прочитайте только те слова, в которых один слог.
– Прочитайте те слова, в которых два слога.
– Прочитайте только те слова, в которых три слога.
– Прочитайте только те слова, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’].
– Прочитайте только те слова, в которых буква б обозначает твёрдый согласный звук [б].
– Составьте слова, которые начинаются со слогов «би – ди», «ба – да».
2. Чтение рассказа с.111-112
Задание для читающих учеников: чтение рассказа В. Голявкина «Всё будет прекрасно!».
– Кто герой рассказа?
– Что с ним произошло?
– Почему рассказ называется «Всё будет прекрасно!», а на иллюстрации мальчик совсем грустный?
- Подумай над продолжением рассказа.
2. Игра «Полсловечка за вами».
Бой … (кот).
Бал … (кон).
Буй … (вол).
Бес … (еда).
3. Сопоставление рисунков и схем.
Учебник с. 110
– Назовите картинки, расположенные вверху.
– Рассмотрите схемы. Определите, как соотносятся схемы и рисунки. (Брюки, барабан, берёза.)
– Сравните в словах «брюки» и «барабан» первые звуки. (Они одинаковые.)
– Сравните в словах «барабан» и «берёза» сначала первые, а потом третьи звуки. Объясните, почему в этих словах первые звуки разные, а буквы одинаковые.
– Объясните, почему третьи звуки разные, а буквы одинаковые. (В русском языке парные по твёрдости-мягкости согласные записываются одной буквой.)
– Разделите эти слова на слоги и определите, какой слог ударный в каждом слове. Как вы думаете, почему в слове «берёза» буква е написана красным цветом? (Безударная позиция.)
– Берёза – это символ России. О ней слагали песни.
4. Разгадывание зашифрованных слов. Учебник с. 110
Измени слова по числам. (Набор – барон, кабан – банка.)
– Как ты понимаешь слово барон? (Барон – титулованный дворянин.)
IV. Рефлексия деятельности.
– Прочитайте слова с. 110, записанные красочными буквами. Какие слова в них «спрятались»? (Ябеда – еда, беда; серебро – ребро.)
V. Итог.
- С какой буквой познакомились?
– Что узнали про букву Б?
Хоть крутись, или вертись, Буква ты прекрасная,
Нам без Б – не обойтись! Звонкая, согласная!
Т. Синицына